Пароход «Совнарком» - до 1921г. «Братья Мельниковы» - ранее «Кормилец» - двухпалубный колёсный пассажирский пароход.
Барнаульская купчиха Евдокия Ивановна Мельникова первой среди пароходчиков решила, что пришло время прибыльных перевозок не только грузов, но и пассажиров. В 1892 году на заводе Пирсона-Гуллета она заказывает специальный пассажирский пароход «Кормилец» (название себя оправдало.) Этот небольшой 200-сильный пароход по всей длине палубы имел жилую надстройку, в носовой части которой был оборудован салон и каюты 1-го класса, а в кормовой - каюты 2-го класса и общий зал для пассажиров 3-го класса. 20 июня 1893 года этот пароход отправился в свой первый рейс до Томска двигаясь по 20 верст в час
Пароход «Кормилецъ». Пароходство Е. И. Мельниковой, 1912 год.
Товаропассажирский пароход "Совнарком": Длина - 65,84 м., ширина - 7,92 м., ширина с обносами - 14,02 м., высота борта - 2,59 м., осадка - 0,62 м., в грузу -1,42 м., дедвейт - 342 т., пассажировместимость: 1 класс-19 чел., 2 класс-42 чел., 3 класс-380 чел., экипаж - 40 чел. Корпус-клепанный, паровая машина Compaud, мощность - 300 и.л.с., котел паровой цилиндрический, топливо - дрова, расход 2,0 куб.м/час. Линия: Бийск-Томск.
В 1915 г. линия: Томск-Ново-Николаевск.
в 1917 году "Кормилец" станет одним из судов, перевозившим отрекшегося от престола императора Николая II и его семью из Тюмени в Тобольск (? - так ли это)
В 1918 г. участвовал на стороне белых.
рассказывают: На вооруженном пароходе-охотнике «Крестьянин» совершали рейды барнаульские ревкомовцы. однажды они обнаружили и захватили белогвардейский пароход «Братья Мельниковы» с 40 солдатами и 4 офицерами на борту.
После революции имущество было национализировано, а корабль переименован в духе времени - «Совнарком».
Первый рейс этого парохода с новым названием, затонувшего в городской черте Новосибирска, стал и последним в его судьбе.это была самая крупная в истории Обского бассейна водная катастрофа.
8 мая 1921 г. судно вышло из Барнаула рейсом на Томск, имея на борту 14200 пудов пшеницы в мешках, 200 саженей дров и, по разным данным, от 225 до 400 пассажиров.
Вечером 9 мая капитан А. Снегирёв намеревался заночевать в Бердске, но по каким-то причинам своё решение изменил. По свидетельствам некоторых очевидцев, его к этому вынудили вооружённые люди, находившиеся на борту, что неудивительно для того смутного времени. По слухам, люди сопровождали какой-то секретный груз в ящиках, но подтверждения этой информации нет.
В половине второго ночи с 9 на 10 мая пароход приблизился к железнодорожному мосту. Машина была переведена на самый малый ход, на бак выслали в качестве вперёдсмотрящих лоцманского ученика и помощника штурвального, убрали с палубы уже готовящихся к высадке пассажиров.
По одной из версий, из-за тумана сигнальных огней на мосту попросту не было видно, по другой - из-за неразберихи в стране, ведомства не могли поделить сферы ответственности, и потому горевшие огни были железнодорожными, а команда приняла их за навигационные. Как бы то ни было, «Совнарком» двинулся прямиком на четвёртую опору моста через р. Обь в районе Ново-Николаевска.
Штурвальный попытался лавировать, но всё, что ему удалось - это избежать столкновения носовой части корабля с «быком». Удар пришёлся на середину корпуса, образовалась огромная пробоина, а через несколько минут прогремел взрыв. Корабль разломился на две части и затонул примерно в 500 метрах ниже моста по течению и в 200 метрах от правого берега за 5 минут.
Деревянную палубу с большинством пассажиров снесло чуть раньше, еще при столкновении. Она долго плыла по течению, разламываясь на части.
Точное число погибших в результате кораблекрушения неизвестно, спаслось менее 100 человек, в т.ч. 10 членов команды, включая капитана и первого помощника. Не смотря на то, что спасательные работы начались незамедлительно, многие пассажиры парохода погибли от переохлаждения.
В спасении людей участвовали пароходы "Богатырь" и "Ново-Николаевск".
капитан, помощник и несколько десятков человек удержались на плаву благодаря перевозимым дровам. Еще 20-30 человек уцелело на обломке верхней палубы, который выловили у села Мочище. Деревянные детали судна и тела людей доставали из воды даже у села Почта Колыванского района.
Причины аварии начали расследовать незамедлительно, но точка была поставлена только через год - в июне 1922-го. Капитан был оправдан за недоказанностью состава преступления; дежуривший в ту ночь на мосту служащий Индейкин (который не включил сигнальные огни на мосту?) был приговорён к 1 году принудительных работ и тут же амнистирован.
В 1940-х годах с затонувшего парохода был срезан и поднят котёл, который был установлен в котельной Затона. В середине 1970-х годов, после начала интенсивной добычи песка из русла реки, затонувшее судно стало мешать судоходству и было огорожено буями.
Останки судна подняты и утилизированы в 1984 г.