Праздник, который всегда с тобой

Aug 04, 2014 04:51


"Философ похож на альпиниста, который с трудом взобрался на гору, чтобы полюбоваться восходом солнца, но, достигнув вершины, обнаружил вокруг один туман и снова потащился обратно. Если потом он не поведал вам, что ему открылась потрясающая картина, это на редкость честный человек".

Сомерсет Моэм «Записные книжки»

Нельзя вот так вот просто взять и отмахнуться от мархаш. Даже если вы уезжаете в Турцию, мчитесь на автобусе в Москву , продираетесь  сквозь пургу на собачьих упряжках к северному полюсу или взбираетесь на вершину Джомолунгмы с кислородной маской на лице, всё равно вы будете частью  этого праздника. Вам могут позвонить, включить вас в рассылку  поздравительной смски или сотню раз вспомнить о вас в непринуждённой беседе с очередными гостями:  "Ц1аг1а веций из? А-а вац, северный полюсе вахав из?  Фуд цига? Сала1а (обычно это сопровождается ироничной улыбкой). Ший да ма хьакха цу полюси, шера цкъа мара доаг1ий из праздник, ер полюсе вахав!!". Если вы мальчик, это ещё куда ни шло, а вот про девочку и так могут сказать: "Ер фу  йо1 я, Турце, Джомолнугме, полюсе ухаш мархех?!". Сам я тоже  порываюсь из года в год уехать куда подальше….и  не уезжаю.  Жду чуда телепортации, чтобы как в сказке заснуть  и проснуться на берегу моря в окружении слуг и наложниц. По воле Всевышнего, где мне надо было быть, я побывал,  а там где не надо было, меня там и не было.


Любимая тема для обсуждений в эти дни: закупка товаров на базаре.  Все говорят , что третий день мархаш женский. Не правда, не верьте,  женский день это накануне мархаш! Они захватывают рынки, супермаркеты,  все свободные такси  и маршрутки, машины мужей,  сыновей, братьев и те, что попадаются им под горячую руку)  Мужчины в ожидании разговения,  а затем и в последующие три дня , сокрушаются по поводу всей этой предпраздничной суеты, философски рассуждая: «Зачем всё это надо покупать? Никто же всё равно не ест.  Вот раньше  этого всего не было, раньше женщины всё сами дома делали. Платки, байракхаш вышивали своими руками. Мясо варили,  галушки лепили,  хлеб пекли, сладости там всякие.  Какие вкусные з1оакаш были. Помните?» и все от мала до велика кивают головами, мол помним, з1оакаш были отменные.



Отдельной темой стоит вопрос определения даты Ид-аль фитр. Я не отношусь к людям учёным, могу только поразиться тому насколько прозорливыми оказались наши светские власти.  В пятницу в ингушских мечетях объявили, что первый день  месяца шавааль определят только в воскресенье после захода солнца ,и объявят людям перед наступлением  ночной молитвы.   Тем не менее, незадолго до этого,  глава республики своим  указом уже обозначил дни для праздника. Ещё раньше , президент России обвел эту дату в ежегоднике красным маркером с пометкой "поздравить мусульман", предварительно созвонившись с муфтием России, который в свою очередь сверился с отрывным мусульманским календарём, висящим на стене его рабочего кабинета.  За несколько часов до заката, накануне предполагаемого праздничного дня,  в ингушских отделах полиции перешли на усиленный режим несения службы и выставили дополнительные посты, а возле лицея в Назрани пиротехники соорудили салютные пушки.  Знающие люди из муфтията, улыбаясь намекали , что "кхоана хила мег (скорее всего завтра )", а на ингушском телевидении уже приготовили  студию, из которой глава и муфтий республики обратятся к жителям  с добрыми пожеланиями и поздравят их с наступлением благословенного праздника. И только простые люди продолжали пребывать в тревожном ожидании: старики ворчали перед экранами телевизоров,  молодые парни коротали время на мойках или  игрались обоймами от пистолетов , а женщины застыв  над  кастрюлями с общипанными курами в руках, прикидывали в уме, покупать свежий хлеб прямо сейчас или ещё немного подождать. Тревожное молчание нарушали взрывы петард и хлопушек на улице…….. А между тем, молодой месяц, плыл по небосводу, приближаясь к предназначенному местопребыванию, не опережая указанное ему время.



закат в последний день месяца Рамадана  1435 года по хиджре.

Каждый раз,  с наступлением месяца шавваль,  представляется  возможность побывать в разных мечетях нашей необъятной республики. Вот, кстати, свежее фото со мной, где  я с главой республики на ид-намазе в центральной мечети  г. Назрань:



фото пресс-службы главы РИ


После молитвы и посещения родни ушедшей от нас в мир иной, возвращаюсь домой в предвкушении встречи с роднёй ещё пребывающей в мире этом. Я не тороплюсь. Путешествие предстоит длительное, непредсказуемое  и достаточно опасное, так что, ещё не известно, успею ли посетить всех своих близких и родных из ныне живущих, или вернусь обратно к тем, кого уже нет на этом свете. Загружаю  планшет -  отписываюсь  друзьям,  знакомым,  тем, кто находится вдали от меня, с кем я когда-то делил хлеб насущный ,или просто пересекался  по разным поводам ,и эти мимолётные встречи оставили приятное впечатление на всю мою оставшуюся жизнь.  Попутно занимаюсь сражениями  с чужими кланами и укреплением своей виртуальной деревни. Если кто не знает весьма популярная стратегия  "Битва кланов" ("Clash of clans"). А впереди меня ждут деревни реальные с разбитыми дорогами и ордами гоблинов за рулём.




Магас



Аьлти-Юрт


Средние Ачалуки


Экажево



Сурхахи


Из года в год тех, кто садится за руль просят быть осторожными на дорогах. К ним обращаются представители власти, общественные деятели, блогеры, родители и друзья.  Увы, не все осознают серьёзность этих предостережений и, как итог, многочисленные аварии. В лучшем случае праздники для некоторых заканчиваются в больничной палате, в худшем - там, откуда ещё никто не возвращался. Есть у ингушей такая байка: старик едет на попутной машине и проезжая кладбище начинает делать дуа за умерших, но водитель  едет  так быстро, что старик перестаёт молиться и  обращается  к умершим: бехк ма бакхлаш, ду1 де кхоавац со,х1аьт х1анз мо сих долхе-м со укх сахьате юх кхоачагва шо долч...(извините, я не успеваю закончить молитву, но если мы дальше будем так быстро ехать, то я вскоре присоединюсь к вам)





Иногда мне кажется , что я принадлежу к иной цивилизации, может даже менее развитой, чем та , в которой  живу сейчас. На протяжении долгих лет я испытываю трудности с поиском подобных себе по разуму, по образу мышления, по манере поведения что ли.... Особенно отчетливо это проявляется в дни мархаш.  И дело даже не в перегибах. Бог с ними, с перегибами, в конце концов, как говорится в Конституции х1аравар бокъо йолаш ва (каждый имеет право). Я готов мимикрировать, играть по правилам, я даже всегда покупаю  специальный маскарадный костюм, чтобы не отличаться от подавляющего большинства,  но ....представьте себе несколько замечательных скрипачей, играющих одну и ту же пьесу на прекрасно настроенных инструментах, но не в унисон.  У меня нет своего оркестра, своей рок-группы, своей джаз-банды и даже своего дирижёра.  А жизнь вот она, прямо сейчас, с оркестром или нет, занавес поднят и играть надо.... Я готов выслушать все рассуждения о том ,что  не смотря ни на что надо оставаться  яркой индивидуальностью... Это конечно можно, отчего же и не быть, но где нибудь в Цюрихе или в Вальс-Зиценхайме я бы попробовал, а тут на месте   использую искажённый принцип от Омар Хаяма, уж лучше с кем-нибудь , чем одному и как попало...   Ведь речь идёт не о подлецах и негодяях, а об обычных людях из более развитой цивилизации.

Однако, когда солнце уже миновало зенит, я всё ещё возлежал на подушках и вёл непонятные переговоры по телефону пытаясь определиться с алгоритмом дальнейших действий, не  совсем понимая схему, предлагаемого маршрута. На всякий случай соглашался на любой. Наконец наш танк, образца 1992 года, вылетел  со стороны Назрани в сторону черменского поста. Впереди уже маячила очередь из ингушских машин, как тут, наш водитель с трудом выжал сцепление, а затем и тормоза  почти перестали подчиняться его воле. Остановились. Осмотрелись. Озадачились. Порвались ремни генератора. Вооружившись отвёрткой и разводным ключём я активно пытался подобраться к капоту машины с разных сторон, но водитель и его напарник отмахивались от меня со словами: "Д1авал, хьамаш б1ехъегья 1а", что в переводе на русский означает :от тебя толку всё равно никакого, лучше не мешай.   При этом своих вещей они не жалели. О чём только думали? Мне же потом с ними перед людьми появляться. Я весь в белом как принц, а они чумазые, как подмастерья. Но это их не пугало.  - Один среди нас должен быть чистым - отвечали они. - Чистым в этом мире оставаться не так просто -возражал я им, вытаскивая из под машины порванный ремень генератора.  Это, пожалуй, было единственное приключение за всё наше путешествие. Машину мы (те,кто был со мной в этом месте повествования улыбаются при слове "мы") починили через час и не спеша  продолжили  покрывать километры за километрами неповторимой в своей красоте ингушской земли.















В этом году акцент сделали  на количестве посещений, как следствие ели мало, двигались много. И это при том, что двое из нашего экипажа записные холостяки. Были конечно попытки посмотреть невест, но я с моим женатым товарищем под разными предлогами успешно отговаривали их от этой авантюры  - "Завтра ещё время будет", " Сначала в пару мест заедем...в Малгобеке, оттуда в Насыр-Корт и в Троицкую. В Троицкой чай попьём", "Это та к которой в прошлом году заезжали, да она уже давно замуж вышла, хьога  хьежаш яьг1ай мотт хьона из", "Ай  д1авал хьай  Баха, это же все не по настоящему, яркая вывеска, их в естественной обстановке смотреть надо. Из мишт хул (это как), естественный обстановка? На работу к ней зайди. Нагахь из болх еце (а если она не работает)? Хьайоалаергья из т1акх (женись тогда), вот тебе и будет естественная обстановка".

А то, как в Ингушетии ищут адреса родственников, это вообще отдельная песня. По-моему, только у меня были забиты в телефон названия улиц и номера домов. Другие не придают этим мелочам никакого значения:

- Ер я  мот сон...из улиц... -Точно хой хьон?- Хета-м хет сон...-Ой хинвеций хьо царциг? -...Соахк, цкъа мара хиннавий со, карт яцар цар... --Эг1ваьв хьо яьй! Карт мел йоацач чу этта даргдий вай,и вообще,хьалъяйий хой хьон цар из да ма хьакхарг!!....- Х1ааа,саьнг доаллар цар ц1а...-Фу де вай т1аккх,дукха-м да укхаз саьнгар ц1енош...- А дац даьр,карт йоацаш саьнгар ц1енош-м к1езигаг1 да шоан!
-Кажется эта улица....- Ты точно это знаешь?   -Кажется... -Ты что здесь не был?  -В прошлом году один раз был,  забора у них нет......-Ты нормальный? Сколько здесь домов без заборов, в каждый дом заходить будем и вообще может они уже построили забор? - А вот ещё, у них угловой дом....-И что с того, что угловой?  Таких тоже много......- Без забора и на углу не так много...

-Мичад вай яьй?...  -Ай, вай дахалд, укхаза-м доаллар из двухэтажк!..-.Укхаз-м хиннадий хьог1?...Укхаз-м восьмиэтажкаш мар яц... Уж д1яьха-м сона дага мич доаг1!...-.Сона сена ховр из,со соахк мара мич хиннав царциг... -Д1атохал телефон!...-Вошас д1аяьккхай цунгар телефон,скромный йи1иг я из...

-Где это мы?...- Да, я отвечаю, здесь эта  двухэтажка была. - Вряд ли здесь что -то было, тут одни восьмиэтажки. Двухэтажки снесли давно..... -Откуда я  знал что их снесли, в прошлом году я у них был.....- Позвони ей на телефон....-.Брат у неё забрал телефон, она скромная девушка.

Иногда приходилось искать ночью. Не знаю как другие, а я ночью полностью дезориентирован. Окружающий мир представляется моим глазам примерно так:




Инарки                                                                         Новый Редант



Верхние Ачалуки                                                                   Назрань

Ну вот пожалуй и всё. Третий день я почти отдыхал. На дорогах мало машин, кто-то ещё пытается успеть наверстать упущенное за первые два дня, но большинство пребывает в некой прострации. Общественного транспорта почти нет. Почти не было его и на четвёртый день.  Довелось мне и эти дни посидеть за праздничным столом. В ходе непринуждённой беседы подвели общие предварительные итоги мархаш 2014 года: опять как всегда много аварий, за стол гости в этом году почти не садились, еды осталось много, от платков очень многие отказывались, отмахивались по инерции и от носков, так что платки достались мелким пацанам, а носки, если получалось, закидывали в машину через открытое окно. В любом случае, носки не платки, без дела лежать не будут.  Новая тенденция  - уезжать на праздники из республики. В целом же всё как всегда.  Ход беседы изменился, когда  к нам за стол подсел солидный дядька и разговор пошёл за политику. Очень много интересной, но абсолютно ненужной информации, тем более, что в ингушском интернете можно прочитать истории и похлеще.......Откровенно скучая, сделал несколько зарисовок праздничного стола, ну а так как я  не сторонник выставлять столы напоказ, делал только  высокохудожественные фото :)





Стягивая  дома  свой маскарадный костюм, вспоминал глаза маленькой девочки из Хьанаьхк - Юрта протягивающей мне платок: "Хьаэца  воти".  Какие это были глаза! Разве ж я мог не взять её скромный подарок, ведь она мне предлагала его от чистого сердца, по-настоящему! Этот платок я буду носить с собой на груди, а другой, также подаренный с любовью и купленный специально для меня буду хранить рядом с маскарадным костюмом.




Вместо Эпилога.

Может быть, все-таки мне повезло,
если я видел время запутанное,
время запуганное,
время беспутное,
которое то мчалось,
то шло.
А люди шагали за ним по пятам.
Поэтому я его хаять не буду...
Все мы - гарнир к основному блюду,
которое жарится где-то
Там.

роберт рождественский

про меня, ингушетия, г1алг1ай мотт, про людей, г1алг1ай фольклор, про жизнь, мархаш

Previous post Next post
Up