За шесть месяцев этого года белорусский Парк высоких технологий создал компьютерных программ более чем на 1,2 триллиона белорусских рублей. Это на 50 процентов больше, чем ПВТ заработал за такой же период прошлого года. А за 6 лет благодаря созданию ПВТ экспорт белорусских компьютерных программ вырос более чем на 2000 процентов и составил около 800 миллионов долларов США.
О заказном программировании
Нам нередко говорят, что мол мы работаем в основном на заказ. Сегодня в мировой экономике четко определились две тенденции. Первая - это разработка некого продукта (его иногда называют «коробочным»), далее его конвейерное производство и продвижение на рынок. Пример, телевизоры «Горизонт». Предприятие выпускает определенное количество образцов и предлагает их потребителю.
Вторая модель - разработка продукции «на заказ». В этом случае от производителя ожидают создание продукта с определенными параметрами, нужными заказчику. Показательный пример - компания "Делл". У нее нет готовой продукции. Покупатель заходит на сайт компании, и как бы заказывает компьютер с определенными характеристиками. Заказ направляется на производство и там происходит сборка компьютера с параметрами, которые определил заказчик.
Вторая бизнес-модель отличается от «продуктовой» тем, что производитель получает предоплату и гарантированного покупателя, будь то физическое лицо или крупная корпорация. Исполнителю заказа нет необходимости тратить собственные средства на разработку и ее продвижение; это уже проблема заказчика. Предприятие, выполняющее заказ, не несет никаких рисков - его работа будет оплачена в независимости от того, будет ли данный продукт успешен на рынке или его ждет фиаско.
Сегодня ни один производитель в мире, если это выгодно, не откажется от работы на заказ. Даже если вы делаете программное обеспечение не «в коробке», а производите лишь его часть - то в этом нет ничего зазорного. Сегодня никого не смущает тот факт, что "Дженерал Электрик" или «Ролс Ройс» делает по заказу корпорации "Боинга" турбины. А компания Intel совсем не стыдится того факта, что она не производит «коробочный продукт» - компьютер, а лишь только процессор для него.
О венчурном финансировании.
Любая разработка в области информационных технологий претендует на то, чтобы видеть своим рынком весь мир. При создании собственного продукта необходим бюджет не только на его разработку (плата программистам, аренда офиса, приобретение компьютеров и прочие расходы), но и, прежде всего, для продвижения продукта на зарубежные рынки. На маркетинг, рекламу зачастую уходит до 70 процентов от бюджета. Эти деньги, естественно, направляются туда, где самые емкие рынки - Америка, Китай, Россия,… . При этом абсолютно отсутствует гарантия успеха.
Например, мы все знаем компанию Google. Но, кроме Google, по данным офиса США по патентам и торговым маркам, тысячи компаний занимались разработкой поисковых систем. А доходной стала только одна. Все остальные поисковые системы - Bing, Yahoo, Lycos, Altavista, Hotbot, Blekko поддерживаются за счет дотаций из других источников.
В отличие от традиционного производства информационные технологии на сегодняшний день являются рискованными проектами. Традиционный производственный процесс легко просчитывается - имеется сырье или полуфабрикат, ставится оборудование, нанимается персонал. При этом достаточно просто проследить процесс, объединить производственную цепочку и получить необходимую продукцию.
Когда же создается новая поисковая система или программа, скажем, для туристических фирм - невозможно определить в принципе, как поведет себя рынок - сможет ли твоя поисковая система справляться с запросами лучше других, понравятся ли новые подходы по организации туристического бизнеса или будет ли кто покупать новую антивирусную систему.
Разработка своего «продукта» - дело весьма рискованное. Затратив деньги на разработку и рекламу «продукта» вероятность успеха у вас крайне неопределенная. Поэтому традиционные финансовые институты, такие как банки, не инвестируют в рисковые проекты (банки дают деньги только под залог имущества, а не «под идею»).
Поэтому для успешного развития «продуктовой модели» необходим механизм так называемого венчурного, или рискованного, финансирования.
Государственные предприятия, также как и банки, не имеют право вкладывать деньги в проекты, которые гарантированно не будут окупаемы. Поэтому государственные предприятия, как правило, воздерживаются от инноваций. Ведь инновации - это создание совершенно нового продукта, не имеющего аналогов в мире. А производство чего-то совершенно нового, уникального - это всегда огромный риск. Рисковать же своим имуществом, государство, как правило, не разрешает. В этом причина того, что государственные предприятия занимаются в основном модернизацией, то есть внедрением в производство уже апробированных и зарекомендовавших себя продуктов или бизнес - моделей.
Что же касается частных фирм, то они, конечно, могут вкладывать деньги в рисковые проекты. Именно поэтому во всем мире именно частные компании являются основными двигателями инноваций, или как раньше говорили, выступают «застрельщиками всего нового, прогрессивного». Дело в том, что эффективность управления частного предприятия оценивается исходя из общих показателей хозяйственной деятельности. Частник, в отличие от государства, не будет упрекать руководителя, за то, что из 10 проектов эффективными оказались, скажем, только два. Государство же руководителя «за неэффективное использование средств» может и серьезно наказать.
Работа «на заказ» и инновации.
На сегодняшний день, как это не парадоксально звучит, единственной возможностью в наших условиях разрабатывать собственные - «рисковые» - программные продукты является… работа «на заказ». Разрабатывая заказное программное обеспечение и получая за это деньги, компания имеет возможность формировать своеобразную финансовую «подушку безопасности». Благодаря работе на заказ компания может позволить себе выделить часть ресурсов - интеллектуальных и финансовых, для того, чтобы направить их на создание собственного продукта, на который у компании остаются права интеллектуальной собственности. Такую модель используют более половины резидентов белорусского ПВТ. Из 109 компаний Парка высоких технологий 59 делают свои оригинальные продукты.
Хочу оговориться. Сохранение за разработчиками права интеллектуальной собственности (в плане распоряжение написанной ими программы) - не самоцель. Это лишь один из инструментов заработать деньги. Вы можете передать права интеллектуальной собственности компании Microsoft, как это сделал Skype и получить за это серьезные деньги. А можете сидеть с этими правами и не получать за них ни рубля. Юридическая природа компьютерной программы идентична литературному произведению. Иногда выгодней делать работу «на заказ», передавая авторские права издательству (другой компании), как это сделал Билл Клинтон при написании книги «Моя жизнь», продав издательству Random House все права на издание этой книги за 7 миллионов долларов.
Думаю, спор о двух моделях современной экономики - «продуктовой» и «заказной» - бесперспективен. Единственным критерием правильности выбранного пути - экономический эффект. Можно сколько угодно спорить о том, какие технологии высокие, а какие еще выше. Главным же критерием в рыночной экономике был и остается финансовый результат.
О работе на внутреннем рынке.
В прошлом году на белорусском рынке компаниями ПВТ было реализовано около 8,5 тысяч проектов стоимостью около 30 миллионов долларов. По сути, нет сегодня нет ни одной сферы народного хозяйства, где наши компании не занимались бы разработками. Хотя справедливости ради стоит сказать, что белорусские предприятия традиционных отраслей отстают от корпораций США и Западной Европы по внедрению информационных технологий. Причина в том, что новые технологии в управлении предприятием выгодно внедрять там, где зарплата сотрудников становится достаточно высокой. Тогда внедрение информационных технологий позволяет существенно снизить издержки, связанные с наличием избыточного персонала. И наоборот. Низкие зарплаты снижают стимулы к внедрению высоких технологий и автоматизации бизнес-процессов.
Приведем простой пример. Мы знаем, что в городе Минске плату за стоянку автомобилей взимают молодые здоровые мужчины. У города отсутствуют стимулы к внедрению автоматических платежей при помощи «митеров» или, скажем, мобильных телефонов. Причина? Стоимость оплаты труда даже молодых, физически крепких, мужчин ниже стоимости установки электронной системы платежей.
Именно поэтому в Беларуси самые активные участники процесса информатизации - это отрасли с высоким уровнем оплаты труда: банки, нефтеперерабатывающие и машиностроительные компании.
О феномене Apple и Microsoft.
В мире отсутствует успешный опыт создания государством компаний в сфере высоких технологий. Государство может создать лишь соответствующую среду, где молодые предприимчивые люди будут иметь доступ к капиталу, недорогой офисной инфраструктуре, юридическим, бухгалтерским и прочим услугам. Сформировать своеобразную «экосистему», где молодые люди будут обсуждать в кафе новые идеи, и думать как «замутить» новый «start up».
И в этой среде что-то обязательно «выстрелит». И не обязательно, чтобы это были компании масштаба Apple или Microsoft. Они зажглись, как сказал один американский писатель, как две «сверхновые» звезды. Стоимость всех акций Apple на закрытии Nasdaq составила 623,52 миллиарда долларов. Когда-то рубеж в 620 миллиардов долларов преодолевала и Microsoft. Сложно ли создать такую компанию?
Думаю, невозможно. Если кто не верит, то пусть начнет с малого. Например, попробовать создать компанию Боинг, которая производит для всего мира гражданские самолеты, снабжает военной авиацией больше половины стран земного шара, делает космические корабли. Если вам удастся создать такую корпорацию, то по рыночной стоимости она все равно будет в 12 раз «дешевле» компании Apple.
Чтобы получился еще один Apple или Microsoft должны еще раз неким счастливым образом соединиться пространство и время…
Но мир высоких технологий интересен и разнообразен; он не сводиться к двум компаниям, пусть даже таким инноваторским и богатым. Огромное количество компаний работают на профессиональных сегментах рынка, и не известны массовому потребителю. Системы управления предприятиями, медицинскими учреждениями, банковские и логистические системы - для большинства людей названия компаний, которые работают в этих областях, ни о чем не скажут. Многие ли знают, скажем, компанию SAP? А ведь это самая крупная компания Европы (из Германии) в сфере компьютерных технологий.
А много ли мы знаем «продуктовых» ИТ-компаний из Китая, Индии, Японии? А ведь в этих странах проживает больше половины населения земли!
В этом смысле белорусская игра «в мире танков» - явление уникальное. Ее знают во всем мире! Эта игра увлекла десятки миллионов человек, уверенно побеждает на всех международных конкурсах. И не стоит ей приписывать амплуа простой «стрелялки», как это делают многие. Играть в игру и ее создать - это две огромные разницы. Разработка игры - это сложные алгоритмы, интернет «движки», математика, физика, визуализация. Присутствует там и физика.
О кадрах
Сегодня в Парке высоких технологий зарегистрировано 109 компаний-резидентов, в которых работает 12,5 тысяч сотрудников. Только за прошлый год нас стало на 2,5 тысячи больше. Парк высоких технологий сегодня лидер в стране в создании новых рабочих мест. Утечки кадров большой за рубеж нет, в основном ценные сотрудники курсируют между компаниями. Интерес к программированию объясняет и высокий уровень заработной платы, в среднем - полторы тысячи долларов. Это с учетом того, что средний возраст работников 27 лет. Зарубежные командировки в Европу, Северную Америку и Южную Африку для них не редкость. К тому же, нам удалось достичь того, что сегодня Парк высоких технологий знают не только в СНГ, но и в Европе; профессионалам мы известны и в Америке, и в Азии.
Этот рост обеспечивается преимущественно за счет системы подготовки и переподготовки кадров. Конечно, выпускники профильных специальностей могут получить работу в ПВТ, уже начиная с конца 3 курса; к этому времени они уже получают первый опыт работы с проектами. Действительно. За 5 лет на базе вузов мы организовали около 50 лабораторий, там наши сотрудники читают факультативы, делятся навыками программирования. По сути, это тоже белорусское новшество.
Многие молодые люди, выбравшие для себя профессию, скажем, экономиста, физика или инженера-химика, после окончания вуза начинают понимать, что к данному виду деятельности у него не лежит душа. И если у него есть страсть к компьютеру, то он может вполне пойти на бесплатные или платные курсы, организуемые компаниями или образовательным центром ПВТ.
Новый образовательный центр ПВТ примет первых слушателей 1 ноября 2012 года.
Внутри компаний организованы курсы английского языка, который сегодня необходим для работы на мировых рынках. Уроки английского настолько важны, что занятия интегрированы в рабочий день программиста, то есть проходят без отрыва от производства.
Об «экстерриториальности».
Видя успех белорусского ПВТ, соответствующее законодательство, стимулирующее сектор разработки компьютерных программ, принято и в России, и на Украине, а также в Грузии, Молдавии, Киргизии.
Кстати, во всех этих странах также пошли по пути «экстерриториальности», то есть поддержка для развития оказывается не отдельному анклаву, «резервации», а всему сектору. Делается это для того, чтобы высокие технологии оказывали стимулирующее воздействие на всей территории страны. Реализация принципа «экстерриториальности» стала возможной в связи с развитием телекоммуникаций и особенно интернет.
В Индии, которая была одним из пионеров в области создания технологических парков, отменили принцип «территориальности» в 1991 году. Сделано это было для того, чтобы информационные технологии развивались не только в одном месте - в парке Бангалор, но и на всей территории страны. Чтобы даже маленькие индийские города могли использовать присутствие «хай-тек» компаний для развития, совершенствования инфраструктуры, повышения уровня образования...
В современных условиях даже отдельные компании стали территориально распределенными, причем не только на территории одной страны. Для того, чтобы «выйти на работу» вам часто достаточно зайти на корпоративный портал, ввести электронный «ключ» - пластиковую карточку или «флэшку», набрать свой ID код - и вы «на работе». Все это стало возможным благодаря бурному развитию коммуникационных технологий.
Сейчас этим путем идут практически все страны мира - от США до Кореи, Японии, Китая…
О бизнес-инкубаторе
Как правило, бизнес инкубаторы являются неотъемлемой частью технологических парков. Они нужны для двух целей:
1. Помогать в создании малого инновационного бизнеса.
2. Привлекать в страну зарубежные «хай-тек» компаний.
Действительно, многие нынешние гиганты индустрии информационных технологий - такие как Apple, Yahoo, Google, Hewlett-Packard, YouTube, Amazon и другие - некогда начинали свою работу в прямом смысле слова в гаражах. Они не имели средств даже для того, чтобы арендовать самый захудалый офис. Но именно их идеи впоследствии “выстреливали” и начинали приносить многомиллиардные прибыли.
Чтобы идея воплотилась в продукт, чтобы этот продукт стал массовым, идею на первом этапе необходимо поддержать. В различных странах мира поддержку начинающим компаниям в запуске проекта оказывают именно бизнес-инкубаторы, предоставляющие начинающим компаниям льготную аренду, юридическую помощь, а также помощь в выводе на рынок новых изделий и технологий.
Стоимость инфраструктуры - вещь чрезвычайно важная для начала нового инновационного бизнеса. В Кремниевой Долине США, в Израиле есть случаи того, что частные инвесторы берут на себя функции организации бизнес - инкубаторов. Они вкладывают деньги в строительство офисного здания. После чего, ищут по всей стране молодых энергичных ребят с интересными, перспективными идеями. Этим молодым людям бизнес-инкубатор сдает на 2 года в бесплатную аренду помещения с компьютерами и мебелью. Они же оказывают им юридическую, бухгалтерскую помощь в организации бизнеса, и находят впоследствии инвестора. За это они берут до 20 процентов в доле компании. Таким образом, бизнес-инкубатор зарабатывает не со сдачи в аренду помещений, а с доли, которую он имеет от прибыли (или от продажи) находящихся там предприятий.
Но такая модель - больше исключение, чем правило; встречается она крайне редко. Как правило, функции по поддержки малого начинающего бизнеса берет на себя государство.
Аренда - существенная часть затрат компании. В большинстве быстроразвивающихся стран мира государство создает дополнительные преференции компаниям, занятых в высокотехнологических секторах экономики. Так, в Сеуле, столице Кореи, аренда офиса в технопарке на первые 5 лет предоставляется бесплатно (кроме операционных расходов), потом 6 долларов за квадратный метр (примерно в 3-4 раза дешевле, чем в среднем по городу). Примерно такие же условия сегодня предлагают парки Сингапура, Малайзии, КНР…
Помимо поддержки своих малых компаний, государство оказывает преференции зарубежным технологическим компаниям. Действительно. Любая «хай-тек» компания может выбрать страну, где разместить центр разработки. При этом учитывается многие факторы. Одним из них является наличие недорогой инфраструктуры и помощь, которую государство оказывает при вхождении в рынок. Ведь иностранная компания не знает ни законов страны, ни обычаев ведения бизнеса, ни правил финансовой отчетности; у нее нет связей в государственных органах, в университетах… В этом ей также должен оказывать помощь бизнес-инкубатор ПВТ, который будет построен и запущен уже в следующем году.
Бизнес инкубатор ПВТ.