Пару мыслей о Голливуде

Mar 29, 2012 23:15

Мне нравится кино.

Год назад, во время поездки в Нью-Йорк, мне позвонил основатель и президент компании Motion Picture Corporation of America, Брэд Кревоу, который несколько раз до этого был моим гостем в Минске. В Новом Орлеане, штате Луизиана, он снимал новый фильм с участием Сэмюэла Л. Джексона.

«Приезжай, - покажу тебе, как делается кино. Заодно и в эпизодической роли снимешься - пилотом гражданского самолета - если захочешь, конечно». На естественный вопрос в отношении моих актерских способностей (которых, думаю, у меня нет) он просто ответил: «Не переживай. Наденем на тебя униформу - пилотом будешь что надо».

«Пилотом», то есть другим человеком, я себя представить не смог.

Но дело не в этом.

Для меня искусство кино - это не только способность перевоплощаться, что дано далеко не всем. Это особый мир, «фабрика мечты», dream factury, dream works, некая иллюзия, которую хочется удерживать как можно дольше. Поэтому, несмотря на то, что среди моих друзей есть голливудские продюсеры и режиссеры, я пока не пытался воспользоваться возможностью посмотреть, как делается кино.

Для меня, актеры, способные «проживать» чужие жизни - особая каста. Именно «каста», так как именно в индуизме (где люди делятся на касты) существует возможность прожить не одну, а множество жизней.

Прошлой зимой мои друзья пригласили меня на премьеру фильма «Стоун», на которой присутствовал прилетевший из Лос-Анджелеса Роберт Де Ниро. Я не стал его мучить вопросами о кинематографическом искусстве и актерском творчестве. Просто поинтересовался о его полете, самочувствии. И, конечно, отозвался положительно (искренне) о кухне ресторана «Нобу», владельцем которого он является (в нем мы как раз ужинали после премьеры фильма).

Я боялся разочарования. Боялся утерять иллюзии, которые часто бывают для нас очень дороги. Мне не хотелось вдруг открыть для себя, что актер, способный за свою творческую деятельность сыграть несколько жизней, окажется ярок, но не глубок...

Талант актера - в умении перевоплощаться <в другого человека>. Это его талант, его основное жизненное призвание. За это актеров ценили еще в Античной Греции.

Но эта жизнь, которую он играет, эта судьба, которую он «проживает» в кино - создана не им. Ее сотворена для него другим <творцом> - писателем, сценаристом, режиссером...

Вчера я разговаривал по «скайпу» с режиссером Эрни Барбарашем. Он заканчивал монтаж своего очередного фильма, второго подряд с участием Жан-Клод Ван Дамма. «Этот фильм, - пообещал он мне, - будет гораздо лучше (посмотрим). The story is much better. Ведь главное - создать интересную историю… Ты не представляешь, как трудно создать хороший сюжет. Но как только мне попадется «интересная история» - я сниму кино в Беларуси», - пообещал он мне.

Все это - в какой-то мере внутренняя голливудская кухня. Она доказывает лишь то, что мы и так интуитивно чувствуем: шедевр возникает не только на основе вдохновения. Это результат систематической кропотливой рутинной работы многих людей. Об этом мне как-то сказал совершенно для меня неожиданно Брэд Кревоу: «нет более скучного дела, чем снимать кино»… Вероятно, он знал, о чем говорит. Ведь он снял в Голливуде более 100 фильмов с такими актерами как Джим Керри (первая же его кинолента «Тупой, еще тупее» сделала Брэда богатым), Джон Траволта, Куба Гудинг Мл., Скарлет Йоханссон, Камерон Диас, и многими другими.

В этом причина того, что я ни разу не присутствовал на съемках кино (по крайней мере, пока). Ведь процесс производства кино - это разрушенная фантазия, утраченная иллюзия для тех, кто любит <смотреть> кино.

Для меня искусство, в том числе b кинематографическое - это еще и вечное стремление человека проникнуть в будущее. Именно в этих попытках предвидеть, предугадать, предсказать, спрогнозировать, и кроется основная загадка искусства, творчества: раскрыть тайну будущего, разгадать главную загадку бытия (и времени).

В этой связи мне вспоминается несколько любопытных историй, связанных с основателем корпорации Майкрософт Биллом Гейтсом. Он - гуру современной «экономики знаний» - также пытался проникнуть в будущее. Даже книгу написал с названием, говорящим за себя: «Дорога в будущее». Когда он двадцать лет назад создал первую операционную систему под персональный компьютер (до этого «софт» писался лишь под «мэйнфрэймы») говоря о будущем компьютеров, заявил, что «640 килобайтов будет достаточно для решения любых задач».
Когда только начали развиваться интернет технологии, Билл Гейтс публично объявил, что «этим (то есть интернетом) Microsoft заниматься не будет». А когда в 2007 году был анонсирован первый i-phone, основатель Microsoft заметил, что «не может себе представить людей, готовых «выложить» за телефон 500 долларов».

Конечно. Предугадать будущее не дано никому. Мы двигаемся методом проб и ошибок. И заранее никогда не знаем результат. И, тем не менее, кинематограф раз за разом пытается заглянуть в будущее, приоткрыть тайну времени. И только за эти попытки он достоин уважения.

Иной раз интересно вернуться назад, в прошлое, чтобы посмотреть, как виделось тогда будущее (наше «настоящее»). В 1982 году режиссер Ридли Скотт снял фильм - «Бегущий по лезвию» (Blade Runner). События фильма имеют место в 2019 году (осталось совсем недолго ). По Лос-Анджелесу вовсю разгуливают роботы, которых не отличить от обычных людей. А вот с информационными технологиями - вопрос. Они (то есть в скором будущем - мы) продолжают пользоваться компьютерами с мониторами образца 80-90 годов прошлого века, основанных на принципе электронно-лучевой трубки (киборгов предвидеть могли, а вот жидкокристаллические мониторы - нет).

Но кое в чем в плане предвидения Ридли Скотт оказался прав. Это - феномен китайско-американских отношений. В своеобразном симбиозе двух экономических систем. В том, что Китай, его трудовые ресурсы и инженерный потенциал имеет решающее значение для экономики Америки. США же, в свою очередь, является для Китая практически всем - источником науки, технологий, образования,…

Но эта тема заслуживает того, чтобы остановиться на ней отдельно.

кино

Previous post Next post
Up