Что в имени твоем?

Mar 12, 2012 23:07

Когда-то в детстве я прочитал роман Урсулы Ле Гуин «Волшебник Земноморья», написанный в популярном жанре «фэнтэзи». Но не магия, не прочие волшебства делали чтение увлекательным. Была в этом романе деталь, связанная с чудом именования...

Узнать свое имя стремились все волшебники того царства. Их постоянно мучила мысль, что они могут умереть, так и не узнав своего имени, настоящего Имени. А вся магия и состояла в том, чтобы назвать каждое место или существо их настоящим Именем.

Человека впервые именуют при рождении. В Ветхом Завете и в Коране этот обряд предписывается совершать при обрезании, а в Новом Завете - при крещении. Точнее говоря, именование и есть акт рождения, то есть момент соединения имени с плотью, материей.

Имя при этом «входит» в человеческую плоть, становится самосознанием человека. С именем человек впоследствии обнаруживает, находит, застает себя самого в мире.

Впоследствии, по мере взросления, человек начинает "создавать", «формировать» свое имя, «инвестировать» в него своими трудами, делами, поступками. При этом он оберегает, защищает свое имя от внешшних нападок. Он реагирует на клевету, обращаясь и в прессу, и в суд. Свое имя он готов защищать и в спорах, и в драках, а раньше и на дуэли.

Ведь имя вместе с его носителем имеет ту же судьбу, ту же жизнь.

Когда мы говорим: «Во имя…» чего-то (Бога, короля, Родины), это не просто произвольно выстроенная словесная конструкция. «Во имя» мы понимаем как «по имени», «во имя свое». Имя зовет, приказывает, указывает на что-то, что должно реализоваться, осуществиться, быть исполненным. Имя не только находится в определенном соотношении с человеком; оно является тем, что впервые выводит, выносит данного человека в мир, поддерживает его там, позволяет соотносить его с другими людьми и хранить в бытии (истории).

Человека, конечно, нельзя сводить лишь к имени. Но имя придает ему законченность, определяет его истинную суть. С именем связаны дела человека. Это и записанные мысли, и труды, и высказывания о нем его друзей, врагов, современников и потомков.

С именем связаны и достижения человека, и его неудачи, его поиски и его материальное наследие, которым он имеет возможность распоряжаться.

Дать имя… Значит ли это дать что-то? Наделить каким-то качеством? Почему Иисус переименовывает Симона? «Иисус же, взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)». Подобные именования имели место при включении в высшие касты в Древней Индии, при посвящении в рыцари в Средневековье, при посвящении в сан, коронации и т.п.

Скрывается ли в этом нечто более важное, более значимое, чем просто присвоение псевдонима или нового прозвища? Является ли именование наделение некими особыми свойствами, характеристиками?

«Дать имя - значит ли это дать нечто? Некую вещь?», - вопрошает французский философ Жак Деррида. И отвечает: «Имя несет с собой риск связывания, порабощения или подчинения, соединения с называемым, призыва его к ответу». Имя определяет судьбу своего владельца, связывает его с ним. За свое имя человек отвечает, в том числе и перед судом (истории).

Имя есть печать, скрепляющая плоть, материю. Наделение именем означает окончание творения. В начале времен Господь доверил человеку соучаствовать в создании всех других живых существ: «…и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей».

И напротив. Лиши человека имени - и ты разрушишь самого человека. Отними у Юлия Цезаря или Чингисхана их имя, и не будет ни одного, ни другого. Останутся в лучшем случае лишь описания раннеримских войн да внезапной миграции дальневосточных кочевников.

Для стирания различий между людьми, для унификации личности человека в армии или тюрьме имя заменяют номером или чем-либо иным. Тогда действие имени как бы временно выключается, его сила парализуется.

Прав был Гете, написав:

Принадлежит стихиям тот,
Кто имени не приобрел
И не стремился к высшему.

имя

Previous post Next post
Up