(no subject)

Dec 03, 2021 18:23

СЕРДЦЕВИНА

…А по поводу «Петушков» вот что - если в сердцевине произведения чувствуется острие жалости, различение добра и зла, отблеск божественного пламени - то произведение не фальшиво. Ерофеев нигде не выдаёт зло за добро.
И поэма, и пьеса заканчиваются вторжением физического насилия, апофеозом, вроде бы, грубых сил. Это трагедия, но не торжество дурного.
Сердце читателя остаётся с жертвами.
В духовном смысле жертвы-то и выживают, человечность не поругана.

Как Берестов говаривал - у Пушкина в каждом произведении зло бывало обличено!
Вспомнишь весь роман «Евгений Онегин» - юридически безнаказанное убийство на дуэли, разбитые сердца, россыпь иронических наблюдений и советов - мы все глядим в Наполеоны, люби, читатель, самого себя, вздыхать и думать про себя - когда же черт возьмет тебя, чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей...
А под внешним планом, в сердцевине - живые силы различения, удерживающие космос гармонии.
И зло - нигде у Пушкина не выдано за добро, оно всегда разоблачено и добром не прикидывается.

3.12.21

статьи, проза, книги, Пушкин

Previous post Next post
Up