Jan 30, 2020 16:14
БЕЛЛА
8.
У Беллы в хозяйстве нет ненужных вещей - иронии, каламбурного остроумия, светскости, кокетства. Совершенно нет сентиментальности, умиления всякой щенячей миловидностью, сю-сю от неё услышать невозможно.
А деятельное милосердие - есть.
Внутренне она похожа на египетскую жрицу, если такие были.
А внешне - на уютную нянечку из детского сада.
Доверяешь мгновенно, хотя отдаёшь отчёт, что утю-тю тебе тут не скажут. А детям эти утю-тю ни к чему, они эти утю-тю терпят, чтобы взрослых не огорчать. Дети дело спешат делать - играть, обживать себя и познавать мир, творить новое.
Живопись и графика на стенах - ошеломляли свободным жестом, непредсказуемостью, громким голосом красок, истовостью, детской серьёзностью и весёлостью.
Словно в заводское помещение, где идёт профсоюзное собрание, - вошли клоуны Феллини под невозможную мелодию Нино Рота. Или под джазовые импровизации Чекасина, которого Белла тонко и точно понимала.
Так картины Беллы вошли в ту мою двадцатилетнюю реальность, во внезапно постаревший и потускневший мир, в котором полгода не было мамы.
Да, здесь напишу объяснение.
То, что я теперь взялся вспоминать, воскрешать былое на ходу - и фрагментарно, и в целом - это не ностальгии ради. Ностальгии по тем годам у меня не было и нет. А ради понимания, уяснения - и сегодняшнего дня, и себя, и сил, творящих смыслы будущего и воздух для дыхания .
Безусловно, что я считаю Беллу своим учителем. Она и сейчас пишет картины, воспоминания, эссе (всё так или иначе обнародовано), бывают выставки, она академик Российской академии художеств - и говорит о себе и о своём деле сама - и визуальным образом, и словом.
Я же могу говорить о Химках и их окрестностях, не более того. О том, что вошло в мою жизнь так, словно всегда в ней и было. И о том, что осталось нетронуто сердцем, только мыслью.
Самое главное, чему научила Белла - тому, что искусство - это духовный и жизненный путь. Что дело не в художественном мастерстве и профессионализме как таковых - а в самом человеке и в его становлении.
То, что гений и злодейство несовместны, - я и так знал.
Но то, что художество - это поведение, мне было известно только подсознательно.
Что гению или таланту препятствует не малая одарённость, не внешние обстоятельства и не недостаток нахальства (то есть и это, но это объективные данности) - а духовная косность, дурные чувства, мысли и поступки, тщеславие, гордыня и - далее по всему грустному списку.
Чем дух выше, чем сильнее любовь к Богу и ближнему, чем чище сердце - тем и стихи лучше, проще говоря.
У Беллы удивительный смех.
Как у Маленького принца - словно звёзды смеются.
(продолжение следует)
проза,
Белла Левикова