В музей-заповедник «Царское Село» после длительной реставрации вернулась карета XVIII века - один из экипажей императрицы Екатерины II. Работу над редчайшим экспонатом доверили мастерам столичного реставрационно-исследовательского объединения «Феномен». Поэтому карете пришлось совершить путешествие из Петербурга в Москву и обратно. Этот экспонат, прежде хранившийся в музейных фондах, посетители могут увидеть в павильоне
«Дежурные конюшни».
Четырехместный экипаж, изготовленный в Лондоне (дерево, металл, бронза, кожа, бархат, канаус; золочение; 5,15 х 2,10 м) - свидетель пышных церемоний российского Императорского двора. За последние сто лет карета пережила много перемещений и не всегда хранилась в идеальных условиях. Утратив свой блеск и часть деталей отделки, покрытый слоем пыли, этот предмет даже в таком состоянии выделялся среди других карет музейного фонда качеством, гармоничностью и изяществом исполнения. Поэтому было принято решение реставрировать в первую очередь именно его.
В коллекцию ГМЗ «Царское Село» карета поступила из бывшего Придворно-конюшенного музея, чье собрание императорских экипажей расформировали в 1928 году. В его описях карета числилась как экипаж французской работы, приобретенный в 1809-м для императора Александра I. Однако конструкция и декор экипажа больше соответствуют каретам 1760-1780 годов, а при более тщательном осмотре на задних рессорах экипажа обнаружилось клеймо «London».
- К сожалению, нам не известно имя мастера, изготовившего этот экипаж. Кроме клейма «London» на задних рессорах на экипаже больше нет никаких отметок, поясняющих его происхождение. Как сообщили британские коллеги, в XVIII веке маркирование экипажей клеймами мастерских не применялось. А учетные книги, которые велись гильдией каретных мастеров, погибли во время бомбежки Лондона во время Второй мировой войны, - говорит хранитель фонда карет ГМЗ «Царское Село» Ирина Бредихина.
Карета была неоднократной участницей пышных церемоний русского Императорского двора.
Как в общей форме, так и в деталях отделки царскосельская карета - аналог кареты-берлины (изготовлена в Париже в 1763 году; ныне находится в Оружейной палате Московского Кремля), которая была любимым экипажем Екатерины II. Царскосельская карета, выдержанная в излюбленном императрицей стиле «классицизм», благодаря своей легкости и изяществу могла быть уместна не только во время коронационных торжеств, но и во время празднеств императорской семьи: крестин, обручения и свадьбы великих князей и княжон и других торжественных событий Двора.
Реставрация кареты длилась полтора года.