14 вееров западноевропейской и русской работы середины XVIII-начала XX века пополнили коллекцию музея-заповедника «Царское Село». Музей приобрел их на собственные средства у частных коллекционеров в Париже и Петербурге. Все приобретенные произведения веерного искусства - высокохудожественные образцы, ранее не представленные в царскосельском собрании.
- Для нас наиболее ценны семь предметов XVIII столетия. Среди них веер с пергаментным экраном с изображением евангельской сцены, пластины из слоновой кости украшены ажурной резьбой, гравировкой и позолотой. Его выполнили голландские мастера около 1760 года, - говорит хранитель музейной коллекции «Быт» Елена Калугина.
Два складных веера с остовами из слоновой кости, декорированными тончайшей сквозной и рельефной резьбой и цветными лаками в стиле шинуазри, изготовлены в Великобритании в 1750-1760-е годы. Бумажный экран одного из них украшен росписью гуашью с изображением античного сюжета «Жемчужина Клеопатры»; на оборотной стороне веера - козлы, птицы и ветка сливы. На экране другого веера на лицевой стороне представлена Диана в окружении четырех нимф; на оборотной стороне - цветочная роспись в китайском стиле.
Веер «Встреча в парке в сентябре» (Западная Европа, около 1760) имеет остов, украшенный искусной резьбой с изображением амуров на балюстраде среди корзинок с фруктами, а бумажный экран представляет галантную сцену на фоне пейзажа.
Особую ценность имеют три веера с китайскими мотивами западноевропейской работы 1760-1770-х годов, чрезвычайно популярные в России в связи с увлечением китайщиной. Эти веера отличаются особой красочностью, сочетанием различных материалов. Их остовы выполнены из кости и дерева, декорированы ажурной и рельефной резьбой, цветной фольгой и золочением, пластинами перламутра и черепахи, а бумажные экраны украшены росписью гуашью, аппликациями из цветной соломки и перламутра с изображением сценок в китайском духе на фоне пейзажа и в интерьере. Среди приобретенных предметов также китайский веер, выполненный в мастерских Кантона около 1870 года, на котором представлено китайское общество на террасе.
На экранах некоторых вееров имеются подписи художников и даты изготовления, среди них веер (1879), расписанный Иваном Всеволожским - директором Императорских петербургских и московских театров, с карикатурным изображением великосветского костюмированного бала.
Веер, украшенный резной монограммой SH и рельефным гербом, отличает высокий уровень исполнения. Бумажный экран расписан в изысканной золотисто-перламутровой гамме с яркими цветовыми акцентами, с изображением на лицевой стороне театральной ложи, бала и общества на морском берегу; на веере сохранилась подпись художника Mond Morin и дата: 1872.
Редкий экземпляр - небольшой веер «Полишинель» (около 1830), состоящий из роговых пластин, украшенных кружевной ажурной резьбой и золочением. Он раскладывается на четыре картинки, написанные гуашью: «Полишинель, бегущий за Пьеро и Коломбиной»; «Полишинель, шагающий по полю»; «Полишинель на воздушном шаре»; «Полишинель, падающий в воду».
Складной веер «Осень, или Сбор винограда» создан в Испании около 1900 года. Его остов собран из гладких костяных пластин, сплошь покрытых росписью гуашью с изображением на лицевой стороне репродукции одноименной картины Франсиско Гойи 1786 года из Музея Прадо в Мадриде.
Большинство вееров хорошо сохранились. Они будут представлены на выставке «Возвращение веера» в Зубовском флигеле Екатерининского дворца.
В царскосельском собрании вееров - более ста предметов. Среди них изделия западноевропейской, восточной и русской работы, произведения веерного искусства XVIII века из исторической коллекции, экспонаты XIX - первой половины XX века, собранные на протяжении последних лет: приобретенные в антикварных магазинах и у частных коллекционеров, а также подаренные музею.