Гумилёв и Ахматова в доме Кардовских

Aug 23, 2013 14:50




Узнаёте балкон?




Недалеко от дома Георгиевского (Бульварная ул., 49), на Конюшенной улице, жили друзья Николая Гумилёва  художники Ольга Людвиговна и Дмитрий Николаевич Кардовские.

В 1858 г. на этом участке имелся лицевой деревянный одноэтажный дом с мезонином.
В 1870-е г. архитектор Н.С. Никитин составил для следующего домовладельца капитана М.К. Высоцкого проект расширения лицевого дома и постройки деревянного надворного флигеля. Существующие каменный дом, ограда и флигель построены после 1870 г, когда участок стал принадлежать Белозёровой Марии Феофилактовне.




А рядом находился такой вот дом гимназии. Просто для атмосферы.




Кардовский Дмитрий Николаевич (24.8 (5.9).1866, с. Осурово, ныне в Переславле-Залесском Ярославской области, - 9.2.1943, Переславль-Залесский), советский художник, заслуженный деятель искусств РСФСР (1929). Учился в петербургской Академии Художеств (1892-96, 1900-02) у П. П. Чистякова и И. Е. Репина, в школе А. Ажбе в Мюнхене (1896-1900).
С 1907 профессор, с 1911 действительный член петербургской АХ. Крупный рисовальщик-реалист, мастер книжной иллюстрации (рисунки: к "Каштанке" Чехова, уголь, тушь, 1903; "Горю от ума" Грибоедова, тушь, акварель, гуашь, 1907-12,  иллюстрации; к "Русским женщинам" Некрасова, тушь, акварель, гуашь, 1922;  "Ревизору" Гоголя, акварель, 1922, и свинцовый карандаш, 1933;  "Петру I" А. Н. Толстого, тушь, 1932), театральный художник ("Лес", 1921, и "Бедность не порок", 1924, А. Н. Островского - в Малом театре, Москва), автор картин, акварелей, рисунков, посвященных эпохе Петра I, пушкинскому времени, декабристам ("На Сенатской площади", акварель, 1927, Исторический музей, Москва). Выдающийся педагог (петербургская АХ, 1903-18; московская Вхутемас-Вхутеин, 1920-30; студия К. П. Чемко и К. в Москве, 1922-30; Всероссийская АХ в Ленинграде, 1933-34), учитель многих советских художников (В. П. Ефанов, Д. А. Шмарипов, П. П. Беньков и др.).

Ольга Людвиговна Делла-Вос Кардовская (1875, Чернигов - 1952, Ленинград), русский живописец и график, жена художника Д. Н. Кардовского.О.Л. Делла-Вос-Кардовская вошла в историю русского искусства, как одна из первых художниц, представленных к званию академика наряду с А.П. Остроумовой-Лебедевой и З.Е. Серебряковой.

Дед художницы, итальянец Карл Делла-Вос поселился в Одессе в начале XIX века. Дядя Ольги - Виктор Карлович Делла-Вос (1829-1890) был первым директором Императорского Московского Технического Училища (теперь Московский Государственный Технический Университет им Н.Э.Баумана).

Семья Кардовских - Дмитрий Николаевич, Ольга Людвиговна и дочь Катя переехала из Петербурга осенью 1907 г в дом Белозёровых. Переезд был связан с частыми болезнями их дочери. Ольга Людвиговна с 1908 до 1917 года руководила собственной школой-студией рисования и живописи
в Царском Селе.


Делла-Вос-Кардовская. Маленькая женщина

Гумилёв,  живший тогда на Бульварной улице (сейчас Октябрьский бульвар), познакомился с Кардовскими в 1908 году и с этого времени они часто стали бывать друг у друга в гостях.

Кардовская вспоминала о Гумилёве: "Он поражал своей исключительной памятью и прекрасным знанием русской классической литературы. <...>
С этих вечеров все уезжали в Петербург обычно с последним поездом, и хозяин всегда сам провожал гостей до вокзала.
  Приблизительно в этот период Н.С. написал в мой альбом посвящённое мне стихотворение, а также акростих в альбом нашей дочери Кати."

Вы пленены игрой цветов и линий,
У Вас в душе и радость, и тоска,
Когда весной торжественной и синей
Так четко в небе стынут облака.
И рады Вы, когда ударом кисти
Вам удается их сплести в одно,
Еще светлей, нежней и золотистей
Перенести на Ваше полотно.
И грустно Вам, что мир неисчерпаем,
Что до конца нельзя его пройти,
Что из того, что было прежде раем,
Теперь идут все новые пути.
Но рок творцов не требует участья,
Им незнакома горечь слова - «жаль»,
И если все слепительнее счастье,
Пусть будет все томительней печаль.

Осенью 1908 года художница начала писать портрет поэта. "Во время сеанса Н.С. много говорил со мной об искусстве и читал на память стихи Бальмонта, Брюсова, Волошина. Читал он и свои гимназические стихи, в которых воспевался какой-то демонический образ. Однажды я спросила его:
         - А кто же героиня этих стихов?
Он ответил:
         - Одна гимназистка, с которой я до сих пор дружен. Она тоже пишет стихи".


«Его внешность была незаурядная - какая-то своеобразная острота в характере лица, оригинально построенный, немного вытянутый череп, большие серые, слегка косившие глаза, красиво очерченный рот. Он носил небольшие, очень украшающие его усы. Бритое лицо ему, по-моему не шло...»

В феврале 1909 года в доме Армянской церкви на Невском открылась 6-я выставка Нового общества художников, на которой был выставлен портрет Гумилёва работы О. Л. Делла-Вос-Кардовской. На афише выставки было указано, что будут проводиться литературные утренники с участием «известных молодых поэтов».

Дмитрий Николаевич в 1909 году сделал обложку для сборника стихов Н.С.Гумилёва.

4 марта состоялось важное собрание у Гумилева в Царском Селе, он познакомил И. Ф. Анненского с будущими сотрудниками «Аполлона»: С. Маковским, М. Волошиным и др. После этого все пошли в дом Анненского, о чем свидетельствуют многочисленные записи в альбоме В. Кривича.

В последнюю неделю февраля 1910, на масленицу, в Петербург приезжала Анна Горенко. Остановилась она у отца на Жуковской, впервые побывала в доме Гумилёвых...

Знакомство Кардовских с Анной Ахматовой, судя по воспоминаниям их дочери Екатерины Дмитриевны, состоялось или в конце весны, или летом 1910 г.  Согласно её же воспоминаниям, в 1914 г. Анна Ахматова бывала в доме Кардовских часто. Приходила запросто, заходила, например, когда приезжал из Петербурга Василий Алексеевич Комаровский, которому она нравилась и как поэт, и как женщина.

Осенью 1914 г. Делла-Вос-Кардовская писала портрет поэтессы и работала над ним с первых чисел октября до конца ноября. «Сегодня у меня позировала Ахматова <...> Ахматова своеобразно красива, очень высока и стройна. Сейчас я ею упиваюсь; мне кажется, что не исчерпываю всего до конца. Нужно найти такой сильный аккорд, ту линию, которая объяла бы все... Не должно быть колебаний, но ясное, уверенное чувство, что иначе нельзя сделать... Но сейчас это обаяние модели царит надо мною, страшно не отвлечься... <...>


Ахматова просила показать ей портрет <... > выразила свое восхищение и говорит, что прежде она больше всего любила портрет работы одного итальянца (Модильяни), а что теперь это ее самый любимый портрет<...> - писала Ольга Людвиговна 7 и 19 октября 1914 года.

Ольга Людвиговна Делла-Вос-Кардовская вела альбом, в котором на 12-ой странице 1 марта 1914 г. рукою Анны Андреевны записано стихотворение:

Ольге Людвиговне Кардовской

Мне на Ваших картинах ярких
Так таинственно слышна
Царскосельских столетних парков
Убаюкивающая тишина.

Разве можно желать чужого,
Разве можно жить не своим...
Но и краски ведь тоже слово,
И узоры линий - ритм.

1 марта 1914 г. Царское Село"

П.Н.Лукницкий привёл в своём дневнике слова Ахматовой с признанием, что это стихотворение на самом деле принадлежит Гумилёву: "Я тогда не знала, что написать, и Николай Степанович тут же придумал...".

24 ноября 1914 г. «Были у нас Гастман и Ахматова, я показала портрет - очень нравится и мне наговорили кучу комплиментов. Я рисовала в альбоме Ахматовой: изображение статуи в парке - её двойника. Эта статуя стояла недалеко от Камероновой галереи, в парке перед левой частью дворца. Анна Ахматова уверяла, что они похожи друг на друга». (Речь идёт о статуе "Великолепие", стоящей перед парковым фасадом дворца.)



В 1938 году комитет по делам искусств отпраздновал юбилей художников-супругов
Д. Н. Кардовского и О. Л. Делла-Вос-Кардовской. В Москве была устроена юбилейная выставка.
Государственная Третьяковская галерея приобрела произведения художницы «Портрет Д. Н. Кардовского», «Портрет писателя Леонова», «Автопортрет», «Портрет В. Н. Фигнер», «Екатерининский дворец».

Кстати, с 14 июня 2013 года в Ротонде Зимнего дворца вниманию публики представлена картина Дмитрия Николаевича Кардовского (1866-1943) "Бал в Петербургском Дворянском собрании 23 февраля 1913 года" и 47 портретных эскизов к ней. Выставка посвящена 400-летию Дома Романовых и 100-летию грандиозного бала.



Программа юбилейных торжеств 1913 года была обширной, празднование продолжалось с февраля до осени.
23 февраля 1913 года санкт-петербургским дворянством в своём собрании на Михайловской улице был дан "грандиозный бал", на котором присутствовало свыше 3200 гостей. Бал открылся полонезом из оперы М.И. Глинки "Жизнь за царя" в исполнении бального оркестра Лейб-гвардии Преображенского полка. Николай II танцевал в первой паре с супругой Санкт-Петербургского уездного предводителя дворянства В.А. Сомовой, императрица Александра Федоровна - с Санкт-Петербургским уездным предводителем дворянства С.М. Сомовым.

Акварель, запечатлевшая сцену юбилейного бала, стала одной из немногих крупноформатных работ выдающегося российского художника Дмитрия Николаевича Кардовского.
Эрмитажная картина "Бал в Петербургском Дворянском Собрании 1913 года", не являясь собственно историческим произведением, выполнена по образцу академических многофигурных композиций, с той разницей, что каждый её персонаж запечатлен с фотографической точностью и психологической достоверностью. В центре композиции вальсирует со светлейшим князем И.Н. Салтыковым 17-летняя великая княжна Ольга Николаевна, старшая дочь царя, для которой этот бал стал первым "взрослым" праздником. В царской ложе изображены члены императорской семьи - Николай II, Александра Федоровна, великая княгиня Мария Федоровна, великая княгиня Мария Павловна, великая княгиня Виктория Федоровна, великий князь Николай Николаевич (младший), великий князь Петр Николаевич и великий князь Борис Владимирович. Среди танцующих - великая княгиня Ольга Александровна, сестра императора, в паре с кузеном великим князем Дмитрием Павловичем, церемониймейстер Двора корнет П.М. Раевский, один из первых русских военных летчиков поручик Н.С. Воеводский. В толпе легко узнаются видные политические и государственные деятели - статс-секретарь А.Г. Булыгин, возглавлявший "Комитет для устройства празднования трёхсотлетия царствующего дома Романовых", граф А.А. Бобринский, директор Эрмитажа граф Д.И. Толстой, обер-гофмейстер композитор А.С. Танеев.  Подробнее

Некоторые картины О.Л.Делла-Вос-Кардовской:

                       

В Царскосельском парке                                                                       Цветник

Анна Ахматова в Царском Селе

Previous post Next post
Up