Дом был построен в 1828 году по проекту архитектора В.М.Горностаева, перестраивался в 1845 - арх. Н.С.Никитин; и в 1912.
Царское Село, Пушкинская (бывшая Колпинская), 1, напротив дачи Китаевой.
Дом, возведенный для придворного истопника Агафонова, впоследствии длительное время принадлежал семье Олениных. А.Н. Оленин, крупный государственный деятель, обладал разносторонними интересами в области культуры, был президентом Императорской Академии художеств и директором Публичной библиотеки, художником, археологом.. Он делит свои досуги между Приютиным и Царским. У него любят собираться люди искусства и науки…
В марте 1812 г., когда лицеисты восторженно и с завистью провожали проходившую через Царское Село гвардию, семнадцатилетний прапорщик Петр Оленин и его старший брат Николай находились в рядах Семеновского полка. А, в 1831 году семья Олениных становится владельцами дома.
Пушкин бывает в царскосельском доме Олениных по старой памяти; когда-то был влюблен в дочь Алексея Николаевича - Анну Алексеевну и даже сватался. Старик не прочь бы отдать руку дочери поэту, да жена Елизавета Марковна - на дыбы.
Позже, уже связав себя узами Гименея, поэт все же по привычке не забывает радушную семью, заходит один, экспромтом, любуется "детской простотой" и "томным выраженьем" девичьих глаз. Президент - в Петербурге, по делам Академии. Елизавета Марковна - в цветнике, лелеет изумительные розы "Поцелуй Амура". Пушкин и Анна Алексеевна проводят полчаса тет-а-тет, охваченные токами безмолвных и нежных воспоминаний. "Я вас любил; любовь еще, быть может, / В душе моей угасла не совсем…"
В 1907 году здесь разместилась санатория Свято-Троицкой общины сестер милосердия, для которой здание неоднократно переделывали, перестроив мезонин в башню с куполом. Рядом, в деревянном доме был открыт приют для Престарелых сестер милосердия и санаторий для выздоравливающих. В санаторию принимались нуждающиеся в отдыхе после перенесенных ими незаразных болезней 50 детей, в том числе 30 - бесплатно.
В санатории в 1921 г. проживала А.А.Ахматова
то один из немногих сохранившихся царскосельских адресов поэтессы, здесь ее настигли ужасные вести о гибели мужа и брата:
Из дневника П.Лукницкого от 3.03.1925: «АА говорила о том ужасе, который она пережила в 1921 году, когда погибли три самых близких ей духовно, самых дорогих человека - А. Блок, Николай Степанович и Андрей Андреевич Горенко.
Через несколько дней после похорон Блока я уехала в Царское Село, в санаторию. Рыковы жили в Царском Селе тогда, на ферме, и часто меня навещали, - Наташа и Маня. Я получила письмо от Владимира Каземировича из Петербурга, в котором он сообщал мне, что виделся с А. В. Ганзен, которая сказала ему, что Гумилева увезли в Москву (письмо это у меня есть). Это почему-то все считали хорошим знаком».
Ахматова рассказывала о том, как она получила известие о смерти Н.С. Она была в Ц.С., в санатории; сидела на балконе с М.B.Рыковой. Перед балконом - изгородь, за ней дорога.
«Ко мне пришла Маня Рыкова, сидели на балконе во втором этаже. Увидели отца, Виктора Ивановича Рыкова, который подходил, - вернулся из города и шел домой к себе на ферму.
Он увидел дочь и позвал ее. Та встает, идет. Он ей что-то говорит, и АА видит, как та вдруг всплескивает руками и закрывает ими лицо. АА, почувствовав худое, ждет уже с трепетом, думая, однако, что несчастье случилось в семье Рыковых. Но когда М.В., воз вращаясь, направляется к ней... (М.В. подходит и произносит только: «Николай Степанович...») - АА сама уже все поняла.
Отец прочел в вечерней "Красной газете"».
Приютино
766 десятин пустопорожней земли для будущей усадьбы было куплено А. Н. Олениным на приданое жены в 1795 году у барона Густава Фредерикса (Фридрикса) за 3000 рублей ассигнациями.
Приютино представляет собой редкий образец усадебного комплекса, выстроенного из красного неоштукатуренного кирпича. Ряд усадебных построек обнаруживает влияние большого друга семьи Олениных Николая Александровича Львова - архитектора, инженера, художника и строителя. Прямых свидетельств его участия обнаружить не удалось, однако в самом принципе формирования усадьбы, особенно в парковой её части с комбинированием утилитарной и художественной функций построек, улавливаются особенности его почерка, его стиль. В книге Н. В. Мурашовой и Л. П. Мыслиной «Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии» высказано предположение, что архитектором главного усадебного дома был Иван Алексеевич Иванов, составлявший план постройки усадьбы. Авторство Николая Александровича Львова не подтверждается датами постройки, Николай Александрович Львов мог лишь участвовать в обсуждении проекта усадьбы. А И. А. Иванов, художник и архитектор, занимался возведением усадебного комплекса.
Для усадьбы расчистили равнинное место у Рябовского шоссе. К 1805 году была построена «мыза Приютино, между речкой Лубьей и небольшим ручьем при вновь заведенной запруде», «Мыза деревянная, а при ней кирпичный завод». В 1806 году состоялся первый большой театрализованный прием в честь именин хозяйки, которые отмечались затем ежегодно 5 сентября.
Из-за отсутствия достаточных средств строительство усадьбы велось в течение двух десятилетий, но по единому, хорошо продуманному плану, а кирпичный завод, расположенный за речкой Лубьей, обеспечивал возведение всех сооружений, и постепенно деревянные строения сменились каменными из неоштукатуренного кирпича.
Родители вместе с детьми сажали молодые деревья. Дуб, высаженный юным Колей Олениным, засох сразу после его гибели на Бородинском поле. Тогда на этом месте поставили памятник . В настоящее время можно видеть три старинных дуба, один из которых разломлен. В элегии «Приютино» Гнедич написал:
Здесь некогда наш сын дуб юный возращал:
Он жил, и дерево взрастало.
В полях Бородина он за отчизну пал,
И дерево увяло!
Но не увянет здесь дней наших до конца
Куст повилики сей, на камень насажденный;
И с каждою весной взойдёт он, орошенный
Слезами матери и грустного отца.
Памятник-кенотаф Николаю Оленину. Фото Владимира Синькова
А. Н. Оленин добился разрешения устроить в одном крыле флигеля домовую Троицкую церковь: освящена в 1830, упразднена в 1841 году. Медный золоченый крест с мощами был передан в Ильинскую церковь (на Пороховых), годом ранее приходу была подарена копия «Моления о чаше» Ф. А. Бруни.
В начале XIX века в приютинском доме собирались члены так называемого "оленинского кружка" - известные поэты, писатели, художники, стремившиеся к творчеству и свободному выражению своих мыслей. В Приютино существовал особый одухотворенный жизненный уклад, названный впоследствии "усадебной культурой". Это понятие включает, прежде всего, домашнюю, без излишней салонности, почтительную манеру общения между хозяевами и гостями, а также их преимущественно интеллектуальное времяпровождение.
Приютино. И.А.Иванов. 1825 год
Возможность общения с людьми, близкими по духу, в свободной обстановке привлекала в Приютино весь цвет русской культуры того времени: А. Пушкина, И. Крылова, Н. Гнедича, А. Грибоедова, В. Жуковского, П. Вяземского, А. Мицкевича, М. Глинку, О. Кипренского, К. Брюллова и многих других
С Приютино тесно связана жизнь И. А. Крылова. В течение тридцати лет, начиная с 1806 года, он посещал эти места, подолгу живя у Олениных.
И, конечно, неотделимо от Приютино имя А. С. Пушкина, который бывал здесь после окончания Лицея (тогда вышедшая в свет поэма "Руслан и Людмила" была оформлена по проекту Алексея Николаевича) и летом 1828 года, когда поэт был влюблен в дочь Алексея Оленина Анну.
В конце мая Вяземский вместе с Мицкевичем был приглашен в Приютино, где уже нашел Пушкина. Ему больше всего запомнились полчища комаров: "Пушкин был весь в прыщах и осаждаемый комарами, нежно восклицал: сладко" (Литературное наследство. Т. 58. М. 1952. С. 78). В эти майские дни у Пушкина как будто появилась надежда. Здесь были все условия для большего сближения, для прогулок и душевных разговоров, так что в один из дней, а именно 20 мая, как следует из черновых помет Пушкина, Анета даже обмолвилась и обратилась к поэту на "ты". Вероятно, это особенно взволновало его как истинный знак рождающейся любви. Еще далеко было до психологических открытий XX века, но Пушкин интуитивно понимал значение подобных "оговорок". Так родились строки знаменитое стихотворение:
Пустое вы сердечным ты
Она обмолвясь заменила,
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила...
По некоторым сведениям, он даже делал ей предложение, но получил отказ. В сентябре 1828 года Пушкин напишет своему другу Вяземскому: «Я пустился в свет, потому что бесприютен». Вяземский заметил скрытый смысл в последнем слове. Анне Олениной, среди множества других известных стихотворений, посвящен один из самых великолепных, неувядающих, вечных шедевров мировой литературы - стихотворение Пушкина "Я вас любил", которое поэт записал в альбом Анны во время одного из визитов в Приютино. Может быть, очарованию юной Олениной в глазах Пушкина во многом способствовала необыкновенная атмосфера, царившая "гостепримной Приютинской сенью", как писал в своем стихотворении переводчик "Илиады", поэт Н. И. Гнедич...
После революции в имении был организован совхоз «Приютино».
Вероятно, близ усадьбы (лесной участок Ржевского артиллерийского полигона, прилегающий к Приютино) в 1921 году был расстрелян поэт Николай Степанович Гумилёв. Ещё один крест-кенотаф установлен у платформы Бернгардовка на берегу реки Лубьи.
На дне преисподней
(Памяти А. Блока и Н. Гумилева)
С каждым днём всё диче и всё глуше
Мертвенная цепенеет ночь.
Смрадный ветр, как свечи, жизни тушит:
Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь.
Тёмен жребий русского поэта:
Неисповедимый рок ведёт
Пушкина под дуло пистолета,
Достоевского на эшафот.
Может быть, такой же жребий выну,
Горькая детоубийца - Русь!
И на дне твоих подвалов сгину,
Иль в кровавой луже поскользнусь,
Но твоей Голгофы не покину,
От твоих могил не отрекусь.
Доканает голод или злоба,
Но судьбы не изберу иной:
Умирать, так умирать с тобой
И с тобой, как Лазарь, встать из гроба!
Максимилиан Волошин. Коктебель, 12 января 1922
Частично использованы материалы сайтов
http://tsarselo.ru, wikipedia.org.