Харакс

Nov 09, 2011 16:32

Ха́ракс (др.-греч. Χάραξ, лат. Charax) - римский военный лагерь на мысе Ай-Тодор, крупнейшая (4,5 га) известная римская крепость в Крыму.

Харакс был возведен при императоре Веспасиане. После того как в 60-х годах н. э. римская армия под командованием легата провинции Нижняя Мёзия Плавтия Сильвана одержала победу на тавро-скифским войском, осадившим Херсонес, римляне фактически устанавливают протекторат над Херсонесом и вводят туда гарнизон. Тогда же возникает военный лагерь в бухте Сюмболон. Для контроля над южным побережьем Крыма, где в основном жили тавры, возводится крепость на мысе Ай-Тодор.

Правда, на памятной табличке в парке укрепление названо греческим, в связи с чем возникает когнитивный диссонанс. Но всё же источники единогласно указывают на римлян.



Впервые остатки крепости были открыты и исследованы Петром Ивановичем Кеппеном. В 1837 году он опубликовал описание найденной им крепостной стены, длина которой, согласно его измерениям, равнялась 185 саженям, или 394 м. Кроме того, Кеппен обнаружил следы «прежних строений» внутри крепостной стены. Первые раскопки были проведены в 1849 году Кеппеном при поддержке графа Шувалова. Однако археологическое исследования было выполнено весьма непрофессионально и немногочисленные результаты так и не были опубликованы.



Регулярные раскопки в Хараксе начались в 1896 году, активное участие в них принимал великий князь Александр Михайлович - владелец имения и значительной территории на Ай-Тодоре. В гости к Александру Михайловичу по горизонтальной тропе приходил Николай 2.



на «царской» тропе

В 1901 году к экспедиции присоединяется профессор  Санкт-Петербургского Императорского университета Михаил Иванович Ростовцев, он отождествил развалины на мысе Ай-Тодор с римским укреплением Харакс. Раскопки завершились в 1911 году, за это время были обнаружены две крепостные стены с башнями и воротами, пост бенефициариев, святилище, резервуар для воды, жилые здания. Кроме того, были найдены различные объекты - римские бронзовые фибулы, обломки мраморной скульптуры, геммы, монеты, а также многочисленные керамические изделия. В 1907 году в Хараксе был открыт музей археологических находок.

Сообщение об археологических открытиях в Хараксе в газете «Новое время» от 23 ноября 1910 года:
На перекресткахъ дорогъ, в цѣляхъ безопасности передвиженій, находились особые посты, помѣщенія которыхъ соединялись со святилищами, куда могли заходить для молитвы и путешественники и окрестное население. Близъ Ай-Тодорского мыса раскопками открытъ подобный постъ и фракійское святилище с алтаремъ; стены храма покрыты были каменными рельефными изображеніями. Встрѣчаются изображенія Артемиды, Діониса и распространенная композиція фракійского всадника. Относительно послѣдней любопытно, что изображенія этого всадника смѣшивались впослѣдствіи съ изображеніемъ св. Георгія Побѣдоносца и почитались многими христіанами. Передъ изображеніем зажигались лампады. Такимъ образомъ на Ай-Тодорѣ въ римское время господствовали фракійскіе религиозные вѣрованія, легко уживаясь съ культомъ офиціальной религіи Рима. На это указываетъ обнаруженный в центрѣ Ай-Тодорской крѣпости алтарь Юпитера. Здѣсь, очевидно, была и канцелярія управленія дѣлами крѣпости, относится это ко времени императора Антонина (138-155 гг.). Кромѣ надписей и рельефовъ, на Ай-Тодорѣ обнаружен рядъ улицъ и дорогъ укрепленія, ворота, стены, бани, приспособленія водоснабженія города и другія постройки.

В 1904 году архитектор Николай Петрович Краснов получил приглашение от Великого князя Георгия Михайловича сделать проект и возглавить строительство комплекса дворцовых зданий на принадлежавшем ему участке земли по соседству с "Ай-Тодором", имением его брата, в.кн.Александра Михайловича. Своему владению Георгий Михайлович дал звучное название "Харакс" в честь древней римской крепости, стоявшей когда-то на мысе Ай-Тодор.



В.А Серов. Портрет великого князя Георгия Михайловича, 1901.

Владелец имения "Харакс", генерал-лейтенант, генерал-адьютант, в.кн.Георгий Михайлович (1863-1919), третий сын в.кн.Михаила Николаевича, внук Николая 1, начал свою военную карьеру службой в Лейб-гвардии Егерском полку, отличался меткой стрельбой, за что представлялся к высоким наградам. Затем последовательно назначался на командные должности: Л.-гв.Конно-артиллерийскую бригаду, Л.-гв.Уланский полк, был командующим эскадроном Его Императорского Величества. Однако из-за больной ноги кавалерию пришлось оставить. В годы первой мировой войны великий князь состоял при Ставке Верховного Главнокомандующего, где основной его задачей были постоянные поездки по фронтам с последующим составлением донесений об общем положении. Кроме того, он выполнял разовые ответственные поручения, например, в 1915-16гг. ездил с особой миссией в Японию.

Некоторые черты характера и, главное, наклонности Георгия Михайловича напоминали в.кн.Петра Николаевича: те же мягкость, деликатность, увлечение искусством, незаурядные способности к живописи и рисованию. Последнее нашло в конце концов очень удачное применение: в 1896 году Николай II назначил его директором Русского музея Императора Александра III в Петербурге, и великий князь принимал самое горячее участие в создании музейной коллекции живописи и скульптуры.

28 января 1919 года вместе с тремя другими великими князьями он был расстрелян большевиками в Петропавловской крепости.
Сохранилось письмо, которое Георгий Михайлович написал своей жене, Марии Георгиевне в Англию.
"Мы находимся в тюрьме уже в течение 14 дней, и самое страшное то, что до сих пор нам не предъявили никакого обвинения. Многие из охранников помнят меня с фронта, и мы разговариваем друг с другом очень вежливо. Их идеи довольно путаны и являются следствием политической пропаганды - той пропаганды, которая превратила их в стадо обманутых детей"..."Я твердо решил, что если мне суждено умереть, то смерть я хочу принять, глядя ей прямо в глаза, без всякой повязки на глазах".

Великие князья Дмитрий Константинович и Георгий Михайлович умерли с молитвою на устах: "Прости им, господи, не ведают, что творят". В официальных сообщениях большевиков говорилось, что Романовы расстреляны как заложники за убийство в Германии вождей немецких коммунистов Розы Люксембург и Карла Либкнехта.

Анализируя содержание более 120 листов архивных материалов Харакса, можно составить полное представление об этом некогда процветавшем уголке Крыма, выстроенном и украшенном известным архитектором Н. П. Красновым в 1904-1913 гг. в новомодном стиле шотландских вилл. Одна опись убранства Большого и Малого дворцов занимает около 50 рукописных страниц. Вестибюли и кабинеты украшались английской мебелью классических образцов. В спальнях и будуарах стояли гарнитуры карельской березы. Белая эмалевая мебель размещалась в столовой. Согласно общепринятым представлениям о европейском уюте и комфорте, сложившимся в начале ХХ в., тут имелось огромное количество керамической посуды; специально заказанные на лучших заводах России и Европы фарфоровые и фаянсовые сервизы. Например, датский фарфор с надглазурной росписью палевых тонов на сюжеты флоры и фауны, целый «зверинец» на вазах, тарелках, блюдах в виде отдельных фигур птиц, рыб и зверей. В Хараксе имелась замечательная коллекция оригинальной графики - множество рисунков и акварелей современных художников: В. Васнецова, И. Прянишникова, Е. Бем, Мари и Альберта Стевенсов.



Трудно, конечно, представить, что в начале века на месте прелестного маленького дворца и тенистого парка с аллеями из высоких деревьев ценных пород, цветниками и сохранившимися еще кое-где фонтанами и беседками, была каменистая безводная местность с можжевеловым редколесьем.
Из-за отсутствия источников воды на некоторое время пришлось отложить начало строительных работ: к ним приступили в марте 1905 года, когда гаспринские татары сдали в аренду источник "Хачамалар", а на территории самого имения были открыты несколько мелких.

По собственному определению Краснова, дворец "исполнен в современном шотландском вкусе из местного известняка мозаичной кладкой со вставкой орнаментальных частей, высеченных из того же камня, и покрыт английской черепицей".



При его проектировании зодчий ближе всего подошел к т.н. "рационалистической" архитектуре позднего модерна, для которой характерно сочетание простоты и целесообразности. Декоративные элементы почти отсутствуют, они уступают место элегантности и изяществу форм и пропорций здания, ажурности оконных переплетов и эффектному цветовому контрасту красной черепичной крыши и серого камня стен.

Как и в Дюльбере, каждый фасад, сохраняя единый архитектурный стиль, настолько своеобразен и отличен от других, что полное художественное восприятие здания может быть достигнуто только при обозрении его с разных ракурсов.



Все жилые и хозяйственные постройки в имении, выдержанные в том же стиле, создавали вид современной уютной шотландской деревушки, живописно раскинувшейся на склоне скалистого мыса. В интерьерах комнат такое же впечатление оставляли мебель от английской Фирмы Хэмптон, английское серебро и посуда, обивочные ткани и обои, выдержанные в модной цветовой гамме.

Строительство велось одновременно с закладкой и открытием большого бассейна питьевой воды, разбивкой парка и посадки в нем различных растений, постройкой зданий хозяйственного назначения и только на завершающем этапе был построен дворец. Он появился уже в сформированном органичном пространстве, подчеркивающем гармонию строений с окружающим ландшафтом. Отстоящая на горизонте зубчатая Ай-Петринская гряда постоянно присутствует в фокусе архитектурного ансамбля как величественный "задний план".

Архитектурно-ландшафтное своеобразие летней резиденции Великого Князя подсказывало и стилевое оформление парка, который был выдержан в так называемом "регулярном стиле".
При создании парка в великокняжеском имении вновь проявился талант Н.П.Краснова как ландшафтного архитектора. Сообразуясь с условиями местности, расположением композиционного центра усадьбы - дворца или виллы, вкусами заказчика, он каждый раз по-новому подходил к проектированию основных элементов парка. Удивляет знание Красновым флоры Средиземноморья - он прекрасно разбирался в самых различных растениях, называя их, как правило, по-латыни.. В письмах к Георгию Михайловичу Краснов объясняет, почему он помещает тот или иной вид растения перед фасадами зданий, при оформлении аллей, площадок, подпорных стен и шоссейной дороги, как подобранные им сочетания цветников, кустарников и деревьев будут смотреться через год или 75 лет спустя. Тщательно продумывает он и архитектуру малых форм - бассейн, фонтаны, ограды.



Особое внимание привлекает описание широкой каменной лестницы в 232 ступени, поднимающейся от моря к площадке перед дворцом. Видимо, по замыслу архитектора она несла большую идейную нагрузку: преодолев подъем наверх, человек оказывался перед прекрасной статуей "Слава в Вышних Богу", находившейся в нише подпорной стены, - коленопреклоненная женщина обращается с молитвой к Творцу. Лестница скрывалась в тени деревьев не традиционных для аллейных посадок, а красиво цветущих, трехъярусной стрижки груш...
После революции статуя не сохранилась.



Из архитектуры малых форм самой интересной является, конечно, сохранившаяся до сих пор т.н. "античная" беседка, основу которой составили колонны и антаблемент из атриума разрушенного пожаром в 1881 году дворца в Ореанде, построенного для супруги Николая I, императрицы Александры Федоровны. В одном из писем матери Николай II сообщал ей, что подарил их Георгию Михайловичу для украшения парка в Хараксе. К слову, женой Георгия Михайловича была  Мария,  принцесса греческая.



Императорская семья на развалинах дворца в Ореанде





Ореанда

Но вернемся к царственным узникам. Весна 1918 года.  Они не имели никаких известий о происходившем в стране и вокруг них.
Между тем положение с каждым днем становилось все тревожнее. 
Ялтинский Совет намеревался захватить Романовых и расстрелять их. Севастопольский же Совет считал, что необходимо прежде провести судебный процесс. Однажды ночью к Дюльберу прибыл вооруженный отряд ялтинцев, намереваясь проникнуть в замок. Задорожный отказался его впустить и направился за поддержкой в Севастополь.
 На следующее утро Романовы узнали о приходе немцев, которые по Брест-Литовскому договору начали оккупацию Крыма.
Оказалось,  что  по  приказу  кайзера  на  спасение членов Императорской фамилии от ялтинского  отряда  и  расстрела  была брошена  передовая  колонна  немецких  войск.  Немцы прибыли на рассвете,  когда  ялтинские  налетчики  успели  сломать  ворота крепости.

"Можно себе представить общую радость освобождения, столь внезапного и неожиданного", - писал князь Ф.Ф.Юсупов. Немецкий офицер, собиравшийся арестовать и повесить "главаря охраны" Задорожного, был крайне удивлен заступничеством за него Великих князей. "Спустя несколько дней "тюремщики" трогательно простились с узниками. Самые молодые плакали, пожимая руки".
Через адъютанта императора Вильгельма, прибывшего в Ялту в мае 1918 года, последовало предложение о провозглашении российским императором того из членов семьи Романовых, кто подтвердит условия Брест-Литовского договора. Среди Романовых таковых не нашлось.

Вскоре императрица Мария Федоровна и в.кн.Ольга Александровна с мужем и недавно родившимся сыном Тихоном переехали в имение Харакс.
Семья Александра Михайловича вернулась в Ай-Тодор, а в.кн.Николай Николаевич и в.кн.Анастасия Николаевна обосновались во дворце Кичкине в.кн.Дмитрия Константиновича.

В феврале 1919 года Красная Армия освободила почти всю Украину и подошла к Одессе, занятой французами.
Время от времени вдовствующую императрицу посещали британские офицеры, убеждая ее срочно уезжать из Крыма. Она некоторое время сомневалась, надеялась, что Белая армия сумеет еще противостоять большевикам. Однако, когда в апреле 1919 года французские экспедиционные части эвакуировались из Одессы и после этого Красная Армия быстро заняла Перекопский перешеек - последнее препятствие на пути в Крым, всем стало совершенно очевидно, что промедление с отъездом угрожает их жизни.

"Новость о немедленном отплытии вдовствующей императрицы и в. кн. Николая Николаевича распространилась молниеносно и вызвала настоящую панику, - вспоминал Ф. Юсупов. - Со всех сторон приходили с просьбами об эвакуации. Но один военный корабль не мог увезти тысячи людей, которые попали бы в руки большевиков, если бы остались в Крыму. Мы с Ириной явились на борт "Мальборо", где уже находилась императрица с в. кн. Ксенией и моими шурьями. Когда она узнала от Ирины, что ничего не организовано, не предусмотрено для эвакуации всех, Ее Величество известило союзные власти Севастополя, что она отказывается отплывать, если кто-либо из тех, чья жизнь под угрозой, вынужден будет остаться в Крыму. Необходимое было сделано, и союзнические корабли вошли в Ялтинский порт, чтобы забрать беженцев".

Где-то я читала о том, что крейсер был отправлен в Черное море первым лордом адмиралтейства под собственную ответственность, вопреки воле Георга V, после чего первый лорд, как и положено, подал в отставку.

Среди пассажиров "Мальборо" не было в. кн. Ольги Александровны с семьей и в. кн. Александра Михайловича. Он покинул Крым еще 11 (25) декабря 1918 года на английском корабле "Форсайт", чтобы успеть к готовящейся в Париже встрече глав союзных держав, на которой он собирался представить доклад о положении в России. Горькое разочарование ожидало великого князя от переговоров с западными дипломатами, быстро забывшими все, что сделала для победы Антанты несчастная Россия...

В. кн. Ольге Александровне пришлось пережить еще немало скитаний и унижений. Тяжелая сцена разыгралась в "Хараксе", когда она объявила матери, что они с мужем, полковником Николаем Куликовским, решили переехать на Кавказ, где он собирался вступить в Добровольческую армию...

Когда "Мальборо" начал поднимать якоря, готовясь к отплытию(Ф. Юсупов называет дату отплытия "Мальборо" из Ялты 1(13) апреля, Ян Форрес - 30 марта(11 апреля)), на его мачте взвился штандарт императрицы.  Молодые офицеры на борту выходившего в этот момент из Ялтинского порта военного транспорта, направлявшегося в Белую армию, запели национальный гимн и салютовали стоявшим на палубе английского корабля Марии Федоровне и своему бывшему Верховному Главнокомандующему в. кн. Николаю Николаевичу. Императрица не уходила, пока могла еще видеть их и махала им рукой. Слезы текли по ее лицу.. Всем, кто был свидетелем этой неожиданной сцены, она запомнилась, как "лебединая песня целой эпохи".

«13 апреля 1919 года эмигранты смотрели с палубы «Мальборо», как исчезает крымский берег, последние пяди родной земли, которую пришлось им покинуть. Одна и та же тревога, одна и та же мысль мучила их: когда возвращенье?.. Луч солнца, прорвавшись в тучах, осветил на миг побережье, усеянное белыми точечками, в которых всяк пытался различить свое жилище, бросаемое, быть может, навеки. Очертания гор таяли. Вскоре все исчезло. Осталось вокруг бескрайнее море.»

Романтическая Александрия

Ливадия

Дюльбер

При написании текста использованы материалы книги:  Н.Н. Калинин, М.А. Земляниченко  "Романовы и Крым"

Крым

Previous post Next post
Up