Георгиевский кавалер - Григорий Швидкой подпрапорщик Крымского конного Ея Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны полка.
Рядовой 41-го пехотного Селингинского полка Ефим Черный-Ковальчук. Георгиевский крест получил из рук Императора за взятие знамени 2-го Императорского Тирольского егерского полка. Уроженец Волынской губернии Дублинского уезда Олыкской волости деревни Мощан
Георгиевский кавалер - прапорщик 2-го конного Дагестанского полка Н.К. Умнов
Рядовой 120-го пехотного Бессарабского полка Феоктист Березан. Крест получил из рук Императора за взятие знамени 31-го Веспремского пехотного Гонведного полка. Березан уроженец Черниговской губернии Орстерского уезда Сарокошицкой волости села Ново-Глебова
Для создания портретов георгиевских кавалеров был образован специальный штат художников (И.Б. Стреблов, В.А.Поярков, СЕ. Девяткин, М.Г. Кирсанов), которые должны были писать героев либо с натуры, либо по фотографии. Командование воинских частей направляло в Строительный совет по специально установленной форме «Сведения о награжденном Георгиевским крестом чине, удостоенном помещения портрета в галерею Государевой Ратной палаты», как о живом, так и о павшем на поле брани, а также его фотографию (либо негатив) с указанием основных примет: цвета лица, глаз, волос, бровей, ресниц, усов и бороды. Одной из возможностей личного позирования была госпитализация раненого кавалера в лазареты Петрограда или Царского Села.
Портреты георгиевских кавалеров, как правило, имеющих георгиевский бант (три-четыре Георгиевских креста и полный комплект Георгиевских медалей, а иногда и награжденных Георгиевским оружием) исполнялись в размере 40x30 см в течение двух-трех дней масляными крас-ками и стоили по ЗО рублей за экземпляр. Это объяснялось тем, что художники, «движимые патриотическим желанием принести свой труд во славу Русского оружия», назначали за свою работу, вместо обычной платы, лишь одну пятую ее часть1 .
Однако количество портретов было ограничено. Так, например, пехотный полк мог поместить по одному портрету от каждого батальона или команды (пулеметной, связи, конных или пеших разведчиков), кавалерийский полк - от каждого эскадрона или сотни, в артиллерии - от каждой батареи. Подлинники этих портретов должны были составить личную собственность императора Николая II, как вклад в его музей военной истории - Государеву Ратную палату. Сами же воинские части, для иллюстрации страниц полковых историй, украшения помещений и создания открытых писем, могли иметь цветные или однотонные воспроизведения портретов своих героев. Тем самым, «поднесение в собственность Государя Императора портретных изображений Героев настоящей войны ... создаст в Государевой Ратной палате художественно-исторический памятник доблести русского воина» .-20
В январе 1916 г., по указанию императора Николая II, в Петрограде состоялось совещание для выработки соображений о сборе, регистрации и хранении трофеев текущей "войны. Оно предложило сосредоточить все дело по переписи и сбору трофеев в руках одного ответственного лица или особой «Высочайше» утвержденной комиссии. На склады всех воинских частей были командированы специально подготовленные офицеры и члены Императорских Русского военно-исторического общества и Общества ревнителей истории. Они выявляли ценные военные трофеи и составляли их описи для будущего музея. Далее, эти предметы должны были быть перевезены в Артиллерийский исторический музей в Петрограде и Оружейную палату в Москве21.
22 марта 1916 г. Николай П повелел возложить руководство по сбору, регистрации и хранению трофеев на генерал-адъютанта Д.А.Скалона, а «все забранные у неприятеля в настоящую войну знамена, штандарты и особо ценные предметы хранить в Государевой Ратной палате в Царском Селе»22.22 июня 1916 г. был утвержден штат новой «Комиссии для сбора, переписи и хранения трофеев настоящей войны и увековечивания ее в памяти потомства»23.
По-видимому, на решение императора о том, чтобы придать Государевой Ратной палате особое значение, повлияло первое со времени закладки посещение постройки, которое состоялось 28 февраля 1916г.24 Пройдя в сопровождении князя М.С.Путятина по залам и галереям, Николай II внимательно расспросил строителя палаты С.Ю.Сидорчука и его помощника студента В.И.Ходова о продвижении работ. В галерее георгиевских кавалеров Государь осмотрел вывешенные 32 портрета героев. Всем увиденным «Его Величество остался в полной мере доволен» и распорядился известить об этом «Высочайшем» посещении
ЕАТретьякову, которая из-за болезни уже около года не приезжала в Царское Село .
В это же время на хранение в Государеву Ратную палату были переданы ценные экспонаты идущей войны, среди которых были: знамя I Венгерского маршевого батальона, взятое 30 пехотным Полтавским полком в бою 23 июня 1915 г. с приложением рапорта великого князя Николая Николаевича; лента от знамени 46 пехотного Австрийского полка с приложением всеподданнейшего доклада генерала от инфантерии Н.Н.Янушкевича; штандарт 33 Кавалерийского полка; разрезанные на куски части неизвестного знамени и гвозди от него, сложенные в коробку и др.
План первого этажа здания Государевой Ратной палаты.
К концу 1916 г. Государева Ратная палата была практически готова для открытия в ней императорского музея Великой войны.
Здание представляло собой неправильный, несколько продолговатый пятиугольник. Главный корпус состоял из большого двухъярусного зрительного зала на 400 мест (на плане № 1). Для чтения лекций в конце зала была установлена возвышенная эстрада (на плане № 2), которая отделялась аркой и была снабжена экранами и специальными устройствами для световых и кинематографических картин. Во втором ярусе специально для императорской семьи были сделаны «царская ложа» (на плане № 3) и «царская гостиная» (на плане № 4), в которой предполагалось поместить портреты «августейших особ». Имелось два вестибюля: один парадный (на плане № 5), а другой специально приспособленный для ввода и вывода воинских команд. Между парадным вестибюлем и зрительным залом была расположена распределительная комната (на плане № 6), имевшая дверь в так называемые «третьяковские» галереи. Первая из них, по-видимому, по цвету стен, называлась «зеленой» и служила для хранения исторических документов (на плане № 7). Она заканчивалась «образной палатой» (на плане № 8), в которой располагались в киотах иконы. Затем начиналась «розовая» галерея (на плане № 9), завершающаяся шестигранной башней (на плане № 10), служившей для хранения музейных коллекций. Далее шла портретная галерея георгиевских кавалеров (на плане №-11), которая заканчивалась большойбашней (ротондой) (на плане № 12), предназначенной для размещения крупных предметов военного снаряжения и артиллерии. Из ротонды имелся проход в жилое помещение хранителя музея (на плане № 13). В трехэтажной башне располагалась парадная лестница и библиотека27.
Внутреннее убранство предполагало мебель, стилизованную под старину, и полихромные настенные росписи (в технике «масло по штукатурке»). Живописные работы выполнил художник Н.П.Пашков предположительно по эскизам И.Я. Билибина. Сын ктитора Феодоровского собора Д.Н. Ломана Юрий вспоминал: «Бывает и так, что во дворе Ратной палаты я вижу художника Билибина. По его эскизам расписывается Георгиевская башня и галерея, окружающая палату. Неподалеку от галереи стоит сбитый немецкий самолет «Альбатрос». На его крыле нарисованы непривычные острые черные кресты, непривычные и потому немного жуткие. Это первый и, кажется, последний экспонат, доставленный в Государеву Ратную палату»28. Росписи стен и сводов представляли собой стилизованные изображения на древнерусские мотивы, изображения гербов российских губерний и георгиевских крестов с лентами.
Фрагмент росписи Ратной палаты
В здании было устроено прогрессивное для того времени центральное водяное отопление, осуществляемое с помощью специальных насосов, приводимых в движение электромоторами. Также в зрительном зале была установлена приточная вентиляция, подающая нагретый и увлаженный воздух.
После Февральской революции 1917 г. новым смотрителем, так и не созданного Государева музея Великой войны в Ратной палате, и ее «единственным и фактическим хозяином» стал старший военно-строительный техник студент К.Н.Надежин, являвшийся до этого помощником уволившегося в апреле 1917 г. архитектора С.Ю.Сидорчука. В целях предотвращения посягательств обывателей на музейное имущество, он объявил его народной собственностью. Одновременно К.Н.Надежин был избран товарищем председателя Царскосельского Совета рабочих депутатов, поэтому санкционировал проведение в здании революционных митингов, собраний и кинематографических сеансов29. Несмотря на финансовые трудности, художественная роспись помещений и текущие ремонтные работы в Ратной палате были продолжены по распоряжению барона Б.Л.Штейнгеля, комиссара Временного правительства над бывшим Царскосельским Дворцовым управлением30.
В середине августа 1917 г. Ратная палата была подчинена объединенной «Комиссии для сбора, переписи и хранения трофеев настоящей войны и увековечивания ее в памяти народа», состоящей при Военном министерстве. Главной задачей этой комиссии стала подготовка Центрального государственного музея войны31.
С августа по декабрь 1917 г. помещения и двор Ратной палаты были загромождены трофеями, которые прибывали целыми составами из тыловых складов практически исчезнувшего к этому времени фронта. Около 62 ящиков с военными трофеями, артиллерийские орудия и несколько художественных картин были распакованы и описаны работавшими здесь членами трофейной комиссии32.
После Октябрьской революции 1917 г., Царское Село стало местом боев между правительственными войсками генерала П.Н.Краснова и отрядами солдат, матросов и красногвардейцев. Вошедшие в город плохо вооруженные красногвардейцы реквизировали часть оружия и боеприпасов из Ратной палаты.
В феврале 1918 г., в связи с немецким наступлением, часть имущества Ратной палаты была подготовлена к эвакуации, а затем вывезена в Петроград. 3 марта 1918г. был подписан Брестский мирный договор, по которому Советская Россия вышла из мировой войны. 18 июня 1918г. приказом Народного комиссара по военным делам Л.Д.Троцкого трофейная комиссия и Ратная палата были переданы в ведение военно-исторического отдела Оперативного управления Всероссийского Главного штаба33.
24 декабря 1918г. приказом Революционного военного совета республики на основе прежней трофейной комиссии была учреждена «Комиссия по организации и устройству Народного военно-исторического музея войны 1914-1918 гг.»34 Ее главной задачей стала организация грандиозного народного музея войны 1914-1918 гг. К этому времени все отделы этой комиссии обладали значительным музейным имуществом, находившимся не только на складах в Петрограде и Царском (с ноября 1918 г. - Детском) Селе, но и в Киеве, Тамбове, Белой Церкви, Тифлисе, Эрзеруме и других городах.35
В феврале 1919 г. в целях единой направленности музейной работы была созвана первая Петроградская музейная конференция. На ней было принято решение об объединении всех военных музеев. На основе этого решения 8 мая 1919 г. Реввоенсовет постановил передать все исторические и учебные военные музеи в ведение секции военно-исторических музеев Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения36.
На следующий день в «Известиях Народного комиссариата по военным делам» появилась статья некоего Александра Буцевича, вероятно, повлиявшая на упразднение комиссии: «Я допускаю с некоторой натяжкой назвать музей "народным", в том смысле, что в этой империалистической бойне уложили не один миллион народа. Соглашусь и вполне разделяю мысль о необходимости собирания документов и всего имеющего отношение к этой войне, так как эта гигантская борьба двух капиталистических коалиций в качестве величайших из народных бедствий заслуживает, безусловно, внимания, но и только. Но говорить о "трофеях", "увековечивании" имен "героев" "в истории и памяти", "подвигов российского (!!!) воинства" это уже слишком. Ведь речь не идет о нашей гражданской войне, идущей под лозунгом освобождения трудящихся... Эта война для рабочего класса была братоубийственной и должно скорбеть об ее бесчисленных жертвах, но делать из них "героев" недопустимо... Авантюра с "героями" и "всероссийским воинством" должна быть скорее ликвидирована. Подобным явлениям не должно быть места в Советской России»37.
30 мая 1919 г. малый Совет народных комиссаров постановил упразднить «Комиссию по организации и устройству Народного военно-исторического музея войны 1914-1918 гг.», закрыть все отпускаемые ей кредиты, а все материалы передать в Наркомпрос и закрепить за секцией военно-исторических музеев Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины38. 20 июля 1919 г. последовал приказ Всерглав-штаба № 199, объявлявший об окончательном упразднении комиссии39.
Осенью 1919 г. Северо-западная армия под командованием генерала Н.Н.Юденича подошла к окрестностям Петрограда. В спешном порядке началась эвакуация оставшихся художественных ценностей и военных трофеев из Ратной палаты. Скорее всего, часть предметов вновь превратилась в оружие. Комиссия по учету, которую возглавил сотрудник секции военно-исторических музеев В.Г.Толль, успела выявить к этому времени в Ратной палате «4 картины масляными красками, 2 этюда и 151 портрет участников войны - георгиевских кавалеров». 40
В дальнейшем, часть унаследованного новой властью музейного собрания была перевезена в Москву (в Государственный исторический музей), другая оказалась в ведении Военно-историко-бьггового музея, существовавшего с 1927 по 1937 г., затем его экспонаты включили в фонды Артиллерийского исторического музея, Русского музея и Эрмитажа.
В 1920-е гг. здание Ратной палаты было передано Агрономическому институту, разместившемуся неподалеку. В ней устраивались литературные вечера, на которых выступали С.Есенин, В.Маяковский', В.Рождественский, Ф.Соллогуб, О.Форш, В.Шишков и др.41
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Ратная палата, расположенная практически на переднем крае обороны, пострадала от артобстрелов. В первой половине 1970-х гг. началось восстановление Ратной палаты, в которой разместились реставрационные мастерские. В это же время была проведена перепланировка здания, частично исказившая его внутренний облик, однако живопись была законсервирована.
Постановлением правительства РФ № 527 от 10 июля 2001 г. Ратная палата в г. Пушкине получила статус объекта культурного наследия федерального значения42. В том же году в рамках «Дней памяти» героев Первой мировой и Гражданской войн, организуемых Историко-литературным музеем г. Пушкина, по инициативе Ю.Э. Гуттовского, руководителя общественной группы «Рать», на здании была установлена гранитная памятная доска.
18 ноября 2008 г. директор Государственного музея-заповедника «Царское Село» О.В. Таратынова на пресс-конференции, проходившей в информационном агентстве «Росбалт», сообщила, что Комитет по управлению государственным имуществом Петербурга официально передал в бессрочное оперативное управление ГМЗ здание Государевой Ратной палаты, площадью 1642,6 кв.м.43
В настоящее время планируется возвратить Ратной палате ее историческое значение, создав в ней экспозицию му-зея Великой войны 1914-1918 гг.