(no subject)

Aug 01, 2011 16:38

ГОСУДАРЕВА РАТНАЯ ПАЛАТА В ЦАРСКОМ СЕЛЕ,  часть 1

Статья опубликована в альманахе  "Екатерининский собор".
Публикуется путём распознавания текста. Посему ошибки и недочёты неизбежны.
Так что звиняйте, если что.



Главный хранитель Историко-литературного музея г. Пушкина, аспирант исторического факультета СПбГУ

Д.Ю. Трошин

ГОСУДАРЕВА РАТНАЯ ПАЛАТА

В ЦАРСКОМ СЕЛЕ

2011 год станет знаковым для истории создания и бытования одного из самых интересных и загадочных царскосель­ских историко -архитектурных памят­ников начала XX в., известного нам как «Государева Ратная палата»1.

В 1911 г., на выставке, приурочен­ной к 200-летнему юбилею Царского Села, вдова известного московского со­бирателя и мецената С.М.Третьякова, Елена Андреевна Третьякова2, препод­несла императору Николаю II ценное собрание картин, акварелей, гравюр (офортов и акватинтов), литографий, икон, лубков, карт, исторических доку­ментов и литературных памятников, иллюстрирующих военную историю России с древнейших времен3.


Елена Андреевна Третьякова, портрет работы Харламова,
1875 г., Гос.Третьяковская галерея

Большую часть собрания, насчиты­вавшего около 1300 единиц4, составля­ли гравюры и литографии известных европейских и русских мастеров XVIII-XIX вв. Изначально они должны были храниться в собственных библиотеках Николая II и в помещениях Царскосель­ского Дворцового управления.
 Среди этих обширных коллекций мож­но выделить серию рисунков Д.Н.Ходовецкого с сюжетами на тему Семилет­ней войны («Фридрих "Несчастный"», «Русские пленные в Берлине в 1758 г, после Цорндорфа», «Фридрих со своей любимой собакой укрывается от непри­ятеля»). Необходимо отметить гравюру П.Т.Балабина и Н.Я.Саблина, изобра­жавшую победу, одержанную россий­скими войсками под командованием ге­нерал-аншефа графа П.С.Салтыкова над прусской армией под командованием генерала Веделя при деревне Пальциг 12 июня 1759 г. Интересны несколько гравюр, которые были созданы в 1814 г. придворным гравером Сальватором Карделли и посвящены Отечественной вой­не 1812 г. («Разбитие маршала Давуста при г. Красном 5 ноября 1812г.», «Побе­да при г. Духовщине 26 октября 1812 г.», выполненных с картин Д.Б.Скотти). К ним примыкают гравюры, выполненные А.П.Грачевым («Совершенное разбитие корпусов Сераскира графом И.Ф. Паскевичем-Эриванским 19 июня 1829 г.» и др.).

Также в собрании Е.А.Третьяковой были бытовые предметы и оружие: сак­сонский сервиз со сценами из Семилет­ней войны; чашка берлинского фарфо­ра с изображением Лейпцитской битвы; табакерка «Священный Союз»; бронзо­вый наконечник копья; сабля, на ножнах которой был изображен Георгий Побе­доносец, царица Александра и Богома­терь; сабля, жалованная императрицей Елизаветой, и др.

Особым Совещанием при императо­ре Николае II, созванном летом 1912 г.,было решено для хранения этих ценней­ших материалов и приумножения кол­лекций создать музей истории русских войн, построив для него специальное здание, получившее название «Палата-хранилище собрания "Войны России"». Средства на строительство и содержание здания в размере 300 000 рублей процент­ными бумагами государственной 4% рен­ты пожертвовала сама Е.А.Третьякова. Она же на собственные средства зани­малась сбором для будущего музея «пред­метов древностей и редкостей», которые затем выставлялись в залах Александ­ровского дворца.

В сентябре 1912 г. «Высочайше» был учрежден Строительный совет для по­стройки палаты, который состоял из председателя - управляющего, кабине­том Его Величества генерал-майора Е.Н.Волкова, его заместителя - заведу­ющего канцелярией императрицы Алек­сандры Федоровны и ее личного сек­ретаря графа Я.Н.Ростовцева, а так же начальника Царскосельского Дворцо­вого управления князя М.С.Путятина, его помощника полковника С.Н.Вильчковского, архитектора высочайшего двора А.И. фон Гогена, директора Института гражданских инженеров, архитектора В.А.Косякова, инженера путей сообще­ния К.Л.Пентковского, архитекторов-ху­дожников В.Н.Максимова и Е.С.Павло ва, губернского секретаря С.К.Заботкина, делопроизводителя Н.П.Курбатова и чи­новника Н.В.Астафьева. Строителем и автором проекта был выбран граждан­ский инженер С.Ю.Сидорчук6.



Государева Ратная палата. Почтовая карточка начала 20 века.

Выбор места для будущей постройки на северной окраине царскосельского Александровского парка, в пейзажном районе Фермского луга, и ее неорусский стиль, одобренный лично императором, были обусловлены следующими причи­нами: во-первых, фактом исторической принадлежности местности, в которой располагалось Царское Село, Водской пятине Новгородской земли и, во-вто­рых, тем, что здание палаты должно было гармонировать с расположенными не­подалеку Государевыми Феодоровским собором и городком, имеющими неко­торые черты древнерусского каменного зодчества.

Параллельно велась разработка тема-тико-экспозиционного плана будущего музея. Согласно желанию самой Е.А.Третьяковой «изображения войн должны быть распределены по нациям, которы­ми велись эти войны»7, т.о. были выде­лены разделы, посвященные татарским войнам, турецким войнам, польским вой­нам, шведским войнам, Семилетней войне (1756-1763), Наполеоновским вой­нам (1800-1815), Крымской кампании (1853-1856). 3 мая 1913 г. в присутствии импера­тора Николая II, великих княжон Ольги Николаевны и Анастасии Николаевны состоялась торжественная закладка па­латы-хранилища8. Здесь же отцом Афа­насием Беляевым в сослужении со свя­щенником Феодоровского собора отцом Николаем Андреевым и церкви Двор­цового госпиталя отцом Иаковом Чер-вяковским был совершен торжествен­ный молебен, а затем крестный ход9.

Начавшаяся летом 1914 г. мировая война изменила концепцию будущего музея военной истории, застав процесс строительства здания палаты «в стадии выведенных стен»10. В сентябре того же года Е.А. Третьякова, вернувшаяся с те­атра военных действий из Галиции, отмечала в письме, адресованном импе­ратору, что необходимо собирать для палаты-хранилища редкие трофеи и ору­жие идущей войны". Для этих целей решено бьшо пристроить специальную галерею для хранения трофеев, на что Третьякова пожертвовала еще 65 000 руб­лей наличными деньгами. Необходимо было повысить статус сооружаемого музея.

17 ноября 1914 г. начальник Царскосельского Дворцового управления князь М.С.Путятин, факти­чески руководивший постройкой здания палаты-хранилища, обратился к импе­ратору Николаю II с всеподданнейшим докладом, в котором говорилось, что «Елена Андреевна Третьякова, глубоко обрадованная тем, что Вашему Импера­торскому Величеству благоугодно было направить некоторые трофеи нынешней войны для хранения в музей, повторила неоднократно выраженное ею пожела­ние, чтобы сооружаемый музей навсегда почитался бы личною собственностью Вашего Императорского Величества, вследствие чего Е.А.Третьякова пору­чила мне исходатайствовать Милости­вое соизволение Вашего Императорско­го Величества наименовать этот военный музей таким образом, чтобы при дело­вых его сношениях с разными учрежде­ниями и лицами, совершенно ясно обо­значалось, что этот музей есть Госуда­рева собственность. Во исполнении сего и принимая во внимание, что архитек­тура здания музея, по древним палатным образцам, задумана в соответствии с наружным обликом Государева Феодо­ровского Собора, и что было бы весьма желательно и в самом названии соблю­сти признаки древнего речения - испра­шивается Высочайшего Вашего Импе­раторского Величества соизволения на присвоение сему музею наименования: “ГОСУДАРЕВА Ратная Палата"»12.
На до­кументе собственной рукой императора Николая II было написано синим ка­рандашом: «Согласен».

С этого времени на основании пред­писания Управления дежурного генерала Штаба Верховного главнокомандующе­го в Царское Село для Государевой Рат­ной палаты начинают приходить по­сылки с фронтов, содержащие «образцы вооружения, снаряжения и обмундиро­вания, взятые у наших противников»13.
Следует отметить, что сбором и опи­санием трофеев русской армии еще до начала войны занималась Высочайше учрежденная в 1911 г. при Военно-по­ходной канцелярии Его Императорско­го Величества «Комиссия по описанию боевых трофеев русского воинства и старых русских знамен»14. С началом боевых действий задачи трофейной ко­миссии изменились. Командирам всех полков и батальонов была направлена типовая «Программа работ» (1915), в ко­торой предписывалось выявлять и до­ставлять в помещение комиссии (в Пет­роград на Захарьевскую улицу, д. № 17) информацию о захваченных трофеях (с фотографиями); описания подвигов части и ее чинов, связанные с взятием трофеев с приложением графических набросков этих подвигов; сведения о героях - георгиевских кавалерах как офи­церах, имеющих орден Св. Георгия или Георгиевское оружие, так и нижних чи­нах, награжденных всеми четырьмя сте­пенями Георгиевского креста или же совершивших особо выдающиеся под­виги15.

Также комиссия осуществляла издание и рассылку брошюр «Герои и трофеи Великой народной войны», а на основе собранного обширного материала она издавала Георгиевские таб­лицы-памятки, которые рассылались по всей стране. В целях ознакомления широких слоев населения Петрограда с условиями иду­щей мировой войны и подвигами воинов российской армии и флота, с 24 июня по 8 сентября 1915 г. Императорским обществом ревнителей истории в мане­же главного Адмиралтейства была уст­роена выставка «Война и наши трофеи», которая включала девять отделов. В од­ном из отделов - шестом - были вы­ставлены предметы из собрания Е.А.Тре­тьяковой. Актуальными были представленные старинные изображения и иконы Св. Бла­говерного великого князя Александра Невского, победителя шведов и тевто­нов, и Св. Благоверного князя Тимофея Довмонта, борца с ливонскими немца­ми. Интересна была спасенная Е.А.Тре­тьяковой в августе 1914г. гравюраХУ1в. с изображением герба города Львова.

Среди художественных произведений можно выделить шесть рисунков ху­дожника Е.А.Лансере, иллюстрирую­щих эпизоды идущей войны на Кав­казском фронте. Два из них изображали г. Сарыкамыш, под которым в декабре 1914 г. были разгромлены IX и X турец­кие корпуса, а их командиры и штабы (свыше 100 офицеров) взяты в плен. Акварели художника И.А.Владимирова изображали героическую контратаку русской армии под Августово в сен­тябре 1915 г., результатом которой ста­ло паническое бегство германцев. Акварели с натуры художника М.В. Добужинского и эскизы художника Н.И.Кравченко дополняли картины войны из собрания Е.А.Третьяковой.
Но особенно привлекала внимание картина «Под Ченстоховом», написанная масляными красками художником С.Масловским. На заднем плане картины были изобра­жены стены и купола Ченстоховского Святогорского монастыря, в котором хранилась чтимая как католиками, так и православными икона Божией матери, написанная, по преданию, самим еван­гелистом Лукой, и к которой ежегодно приезжало до 400 000 паломников. А на переднем плане была изображена фигура немецкого солдата-католика, на коленях умоляющего простить его за свя­тотатство - направленную против мо­настыря пушку. Хранимая в монастыре икона была своевременно эвакуирова­на русскими войсками.

Из собранных на полях сражений трофеев были и австрийский вещевой ранец с поясным ремнем и двумя пат­ронными сумками, германские и австрий­ские сухарные мешки, австрийский са­нитарный мешок и вещевая кавалерий­ская переметная сума, фельдшерская сумка, гонведный (т.е. венгерской армии) поясной походный ремень, германская фляга и семь австрийских котелков. Однако самым интересным экспонатом стал подбитый нашими войсками ди­рижабль «Цеппелин». «Все собранное Еленой Андреевной Третьяковой для Царскосельского музея свидетельствует, с какой любовью преследуется ее бла­годарная, но вместе с тем, нелегкая за­дача сохранить для будущего потомства наглядно иконографические изображе­ния настоящей Великой войны, а также предметы австрийского и германского снаряжения»16.

Также, в отдельной витрине, экспо­нировалась «коллекция Собственных Его Императорского Величества предметов», в которой были представлены образцы трофейного оружия германской и авст­рийской армий. В дальнейшем она будет передана на хранение в строящийся в Царском Селе музей военной истории17.

В Государевой Ратной палате, поми­мо создания экспозиции доставляемых с фронта трофеев, было решено поме­стить портретную галерею георгиев­ских кавалеров Великой войны. По ана­логии можно вспомнить портретную галерею героев Отечественной войны 1812 г., но парадокс состоял в том, что со стен будущего музея на посетителей преимущественно должны были смот­реть портреты не генералов и офице­ров, а унтер-офицеров и рядовых.
Согласно новому статуту военного ор­дена Святого Великомученика и Побе­доносца Георгия (орден учрежден им­ператрицей Екатериной II 26 ноября 1769 г.), утвержденному в 1913г. императором Николаем II, «Знак отличия во­енного ордена» для нижних чинов стал. именоваться Георгиевским крестом, а его обладатели получили статус геор­гиевского кавалера. Всех георгиевских кавалеров должны были вносить в об­щий Вечный список. В ходе Великой войны в этот список заносили только офицеров, удостоенных ордена Св. Ге­оргия, а нижних чинов, награжденных Георгиевскими крестами и медалями, по причине многочисленности награж­дений, предполагалось занести туда после окончания боевых действий.

Вероятно поэтому 30 сентября 1915 г. начальник Царскосельского Дворцового управления князь М.С.Путятин обратил­ся к императору Николаю П с всепод­даннейшей запиской, в которой обосно­вывалась необходимость создания георгиевской галереи: «Не касаясь пока вопроса о составлении портретных галерей участников войны, принадле­жащих к высшему командному составу армий и флотов, что вероятно явится предметом забот офицерских собра­ний, - настоящая записка имеет целью выяснение возможности составить со­брание портретов особо отличившихсянижних чинов - Георгиевских кавале­ров высших степеней и эти портреты могли бы составить особую галерею в предназначенной для хранения трофеев войны 1914-1915 гг. части зданияГосу-даревой Ратной палаты. Увековечивание имен и подвигов наших героев, -таким образом, могло бы иметь большое воспи­тательное значение, как для воинских команд, так и для подрастающей моло­дежи, а также служило бы нравствен­ным удовлетворением и утешением се­мьям и населению тех деревень, которые были Родиной воинов, положивших свои головы за Веру, Царя и Отечество»18. Войдя в переписку с Военным минист­ром А.А.Поливановым и Морским ми­нистром И.Г.Григоровичем, М.С.Путя­тин получил разрешение на рассылку командирам всех воинских частей ти­повых писем-запросов.



Фермский парк, Первая мировая

Previous post Next post
Up