ГОСУДАРЕВА РАТНАЯ ПАЛАТА В ЦАРСКОМ СЕЛЕ, часть 1
Статья опубликована в альманахе "Екатерининский собор".
Публикуется путём распознавания текста. Посему ошибки и недочёты неизбежны.
Так что звиняйте, если что.
Главный хранитель Историко-литературного музея г. Пушкина, аспирант исторического факультета СПбГУ
Д.Ю. Трошин
ГОСУДАРЕВА РАТНАЯ ПАЛАТА
В ЦАРСКОМ СЕЛЕ
2011 год станет знаковым для истории создания и бытования одного из самых интересных и загадочных царскосельских историко -архитектурных памятников начала XX в., известного нам как «Государева Ратная палата»1.
В 1911 г., на выставке, приуроченной к 200-летнему юбилею Царского Села, вдова известного московского собирателя и мецената С.М.Третьякова, Елена Андреевна Третьякова2, преподнесла императору Николаю II ценное собрание картин, акварелей, гравюр (офортов и акватинтов), литографий, икон, лубков, карт, исторических документов и литературных памятников, иллюстрирующих военную историю России с древнейших времен3.
Елена Андреевна Третьякова, портрет работы Харламова,
1875 г., Гос.Третьяковская галерея
Большую часть собрания, насчитывавшего около 1300 единиц4, составляли гравюры и литографии известных европейских и русских мастеров XVIII-XIX вв. Изначально они должны были храниться в собственных библиотеках Николая II и в помещениях Царскосельского Дворцового управления.
Среди этих обширных коллекций можно выделить серию рисунков Д.Н.Ходовецкого с сюжетами на тему Семилетней войны («Фридрих "Несчастный"», «Русские пленные в Берлине в 1758 г, после Цорндорфа», «Фридрих со своей любимой собакой укрывается от неприятеля»). Необходимо отметить гравюру П.Т.Балабина и Н.Я.Саблина, изображавшую победу, одержанную российскими войсками под командованием генерал-аншефа графа П.С.Салтыкова над прусской армией под командованием генерала Веделя при деревне Пальциг 12 июня 1759 г. Интересны несколько гравюр, которые были созданы в 1814 г. придворным гравером Сальватором Карделли и посвящены Отечественной войне 1812 г. («Разбитие маршала Давуста при г. Красном 5 ноября 1812г.», «Победа при г. Духовщине 26 октября 1812 г.», выполненных с картин Д.Б.Скотти). К ним примыкают гравюры, выполненные А.П.Грачевым («Совершенное разбитие корпусов Сераскира графом И.Ф. Паскевичем-Эриванским 19 июня 1829 г.» и др.).
Также в собрании Е.А.Третьяковой были бытовые предметы и оружие: саксонский сервиз со сценами из Семилетней войны; чашка берлинского фарфора с изображением Лейпцитской битвы; табакерка «Священный Союз»; бронзовый наконечник копья; сабля, на ножнах которой был изображен Георгий Победоносец, царица Александра и Богоматерь; сабля, жалованная императрицей Елизаветой, и др.
Особым Совещанием при императоре Николае II, созванном летом 1912 г.,было решено для хранения этих ценнейших материалов и приумножения коллекций создать музей истории русских войн, построив для него специальное здание, получившее название «Палата-хранилище собрания "Войны России"». Средства на строительство и содержание здания в размере 300 000 рублей процентными бумагами государственной 4% ренты пожертвовала сама Е.А.Третьякова. Она же на собственные средства занималась сбором для будущего музея «предметов древностей и редкостей», которые затем выставлялись в залах Александровского дворца.
В сентябре 1912 г. «Высочайше» был учрежден Строительный совет для постройки палаты, который состоял из председателя - управляющего, кабинетом Его Величества генерал-майора Е.Н.Волкова, его заместителя - заведующего канцелярией императрицы Александры Федоровны и ее личного секретаря графа Я.Н.Ростовцева, а так же начальника Царскосельского Дворцового управления князя М.С.Путятина, его помощника полковника С.Н.Вильчковского, архитектора высочайшего двора А.И. фон Гогена, директора Института гражданских инженеров, архитектора В.А.Косякова, инженера путей сообщения К.Л.Пентковского, архитекторов-художников В.Н.Максимова и Е.С.Павло ва, губернского секретаря С.К.Заботкина, делопроизводителя Н.П.Курбатова и чиновника Н.В.Астафьева. Строителем и автором проекта был выбран гражданский инженер С.Ю.Сидорчук6.
Государева Ратная палата. Почтовая карточка начала 20 века.
Выбор места для будущей постройки на северной окраине царскосельского Александровского парка, в пейзажном районе Фермского луга, и ее неорусский стиль, одобренный лично императором, были обусловлены следующими причинами: во-первых, фактом исторической принадлежности местности, в которой располагалось Царское Село, Водской пятине Новгородской земли и, во-вторых, тем, что здание палаты должно было гармонировать с расположенными неподалеку Государевыми Феодоровским собором и городком, имеющими некоторые черты древнерусского каменного зодчества.
Параллельно велась разработка тема-тико-экспозиционного плана будущего музея. Согласно желанию самой Е.А.Третьяковой «изображения войн должны быть распределены по нациям, которыми велись эти войны»7, т.о. были выделены разделы, посвященные татарским войнам, турецким войнам, польским войнам, шведским войнам, Семилетней войне (1756-1763), Наполеоновским войнам (1800-1815), Крымской кампании (1853-1856). 3 мая 1913 г. в присутствии императора Николая II, великих княжон Ольги Николаевны и Анастасии Николаевны состоялась торжественная закладка палаты-хранилища8. Здесь же отцом Афанасием Беляевым в сослужении со священником Феодоровского собора отцом Николаем Андреевым и церкви Дворцового госпиталя отцом Иаковом Чер-вяковским был совершен торжественный молебен, а затем крестный ход9.
Начавшаяся летом 1914 г. мировая война изменила концепцию будущего музея военной истории, застав процесс строительства здания палаты «в стадии выведенных стен»10. В сентябре того же года Е.А. Третьякова, вернувшаяся с театра военных действий из Галиции, отмечала в письме, адресованном императору, что необходимо собирать для палаты-хранилища редкие трофеи и оружие идущей войны". Для этих целей решено бьшо пристроить специальную галерею для хранения трофеев, на что Третьякова пожертвовала еще 65 000 рублей наличными деньгами. Необходимо было повысить статус сооружаемого музея.
17 ноября 1914 г. начальник Царскосельского Дворцового управления князь М.С.Путятин, фактически руководивший постройкой здания палаты-хранилища, обратился к императору Николаю II с всеподданнейшим докладом, в котором говорилось, что «Елена Андреевна Третьякова, глубоко обрадованная тем, что Вашему Императорскому Величеству благоугодно было направить некоторые трофеи нынешней войны для хранения в музей, повторила неоднократно выраженное ею пожелание, чтобы сооружаемый музей навсегда почитался бы личною собственностью Вашего Императорского Величества, вследствие чего Е.А.Третьякова поручила мне исходатайствовать Милостивое соизволение Вашего Императорского Величества наименовать этот военный музей таким образом, чтобы при деловых его сношениях с разными учреждениями и лицами, совершенно ясно обозначалось, что этот музей есть Государева собственность. Во исполнении сего и принимая во внимание, что архитектура здания музея, по древним палатным образцам, задумана в соответствии с наружным обликом Государева Феодоровского Собора, и что было бы весьма желательно и в самом названии соблюсти признаки древнего речения - испрашивается Высочайшего Вашего Императорского Величества соизволения на присвоение сему музею наименования: “ГОСУДАРЕВА Ратная Палата"»12.
На документе собственной рукой императора Николая II было написано синим карандашом: «Согласен».
С этого времени на основании предписания Управления дежурного генерала Штаба Верховного главнокомандующего в Царское Село для Государевой Ратной палаты начинают приходить посылки с фронтов, содержащие «образцы вооружения, снаряжения и обмундирования, взятые у наших противников»13.
Следует отметить, что сбором и описанием трофеев русской армии еще до начала войны занималась Высочайше учрежденная в 1911 г. при Военно-походной канцелярии Его Императорского Величества «Комиссия по описанию боевых трофеев русского воинства и старых русских знамен»14. С началом боевых действий задачи трофейной комиссии изменились. Командирам всех полков и батальонов была направлена типовая «Программа работ» (1915), в которой предписывалось выявлять и доставлять в помещение комиссии (в Петроград на Захарьевскую улицу, д. № 17) информацию о захваченных трофеях (с фотографиями); описания подвигов части и ее чинов, связанные с взятием трофеев с приложением графических набросков этих подвигов; сведения о героях - георгиевских кавалерах как офицерах, имеющих орден Св. Георгия или Георгиевское оружие, так и нижних чинах, награжденных всеми четырьмя степенями Георгиевского креста или же совершивших особо выдающиеся подвиги15.
Также комиссия осуществляла издание и рассылку брошюр «Герои и трофеи Великой народной войны», а на основе собранного обширного материала она издавала Георгиевские таблицы-памятки, которые рассылались по всей стране. В целях ознакомления широких слоев населения Петрограда с условиями идущей мировой войны и подвигами воинов российской армии и флота, с 24 июня по 8 сентября 1915 г. Императорским обществом ревнителей истории в манеже главного Адмиралтейства была устроена выставка «Война и наши трофеи», которая включала девять отделов. В одном из отделов - шестом - были выставлены предметы из собрания Е.А.Третьяковой. Актуальными были представленные старинные изображения и иконы Св. Благоверного великого князя Александра Невского, победителя шведов и тевтонов, и Св. Благоверного князя Тимофея Довмонта, борца с ливонскими немцами. Интересна была спасенная Е.А.Третьяковой в августе 1914г. гравюраХУ1в. с изображением герба города Львова.
Среди художественных произведений можно выделить шесть рисунков художника Е.А.Лансере, иллюстрирующих эпизоды идущей войны на Кавказском фронте. Два из них изображали г. Сарыкамыш, под которым в декабре 1914 г. были разгромлены IX и X турецкие корпуса, а их командиры и штабы (свыше 100 офицеров) взяты в плен. Акварели художника И.А.Владимирова изображали героическую контратаку русской армии под Августово в сентябре 1915 г., результатом которой стало паническое бегство германцев. Акварели с натуры художника М.В. Добужинского и эскизы художника Н.И.Кравченко дополняли картины войны из собрания Е.А.Третьяковой.
Но особенно привлекала внимание картина «Под Ченстоховом», написанная масляными красками художником С.Масловским. На заднем плане картины были изображены стены и купола Ченстоховского Святогорского монастыря, в котором хранилась чтимая как католиками, так и православными икона Божией матери, написанная, по преданию, самим евангелистом Лукой, и к которой ежегодно приезжало до 400 000 паломников. А на переднем плане была изображена фигура немецкого солдата-католика, на коленях умоляющего простить его за святотатство - направленную против монастыря пушку. Хранимая в монастыре икона была своевременно эвакуирована русскими войсками.
Из собранных на полях сражений трофеев были и австрийский вещевой ранец с поясным ремнем и двумя патронными сумками, германские и австрийские сухарные мешки, австрийский санитарный мешок и вещевая кавалерийская переметная сума, фельдшерская сумка, гонведный (т.е. венгерской армии) поясной походный ремень, германская фляга и семь австрийских котелков. Однако самым интересным экспонатом стал подбитый нашими войсками дирижабль «Цеппелин». «Все собранное Еленой Андреевной Третьяковой для Царскосельского музея свидетельствует, с какой любовью преследуется ее благодарная, но вместе с тем, нелегкая задача сохранить для будущего потомства наглядно иконографические изображения настоящей Великой войны, а также предметы австрийского и германского снаряжения»16.
Также, в отдельной витрине, экспонировалась «коллекция Собственных Его Императорского Величества предметов», в которой были представлены образцы трофейного оружия германской и австрийской армий. В дальнейшем она будет передана на хранение в строящийся в Царском Селе музей военной истории17.
В Государевой Ратной палате, помимо создания экспозиции доставляемых с фронта трофеев, было решено поместить портретную галерею георгиевских кавалеров Великой войны. По аналогии можно вспомнить портретную галерею героев Отечественной войны 1812 г., но парадокс состоял в том, что со стен будущего музея на посетителей преимущественно должны были смотреть портреты не генералов и офицеров, а унтер-офицеров и рядовых.
Согласно новому статуту военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия (орден учрежден императрицей Екатериной II 26 ноября 1769 г.), утвержденному в 1913г. императором Николаем II, «Знак отличия военного ордена» для нижних чинов стал. именоваться Георгиевским крестом, а его обладатели получили статус георгиевского кавалера. Всех георгиевских кавалеров должны были вносить в общий Вечный список. В ходе Великой войны в этот список заносили только офицеров, удостоенных ордена Св. Георгия, а нижних чинов, награжденных Георгиевскими крестами и медалями, по причине многочисленности награждений, предполагалось занести туда после окончания боевых действий.
Вероятно поэтому 30 сентября 1915 г. начальник Царскосельского Дворцового управления князь М.С.Путятин обратился к императору Николаю П с всеподданнейшей запиской, в которой обосновывалась необходимость создания георгиевской галереи: «Не касаясь пока вопроса о составлении портретных галерей участников войны, принадлежащих к высшему командному составу армий и флотов, что вероятно явится предметом забот офицерских собраний, - настоящая записка имеет целью выяснение возможности составить собрание портретов особо отличившихсянижних чинов - Георгиевских кавалеров высших степеней и эти портреты могли бы составить особую галерею в предназначенной для хранения трофеев войны 1914-1915 гг. части зданияГосу-даревой Ратной палаты. Увековечивание имен и подвигов наших героев, -таким образом, могло бы иметь большое воспитательное значение, как для воинских команд, так и для подрастающей молодежи, а также служило бы нравственным удовлетворением и утешением семьям и населению тех деревень, которые были Родиной воинов, положивших свои головы за Веру, Царя и Отечество»18. Войдя в переписку с Военным министром А.А.Поливановым и Морским министром И.Г.Григоровичем, М.С.Путятин получил разрешение на рассылку командирам всех воинских частей типовых писем-запросов.