Во время первой мировой войны [2-5,13,15,16] Императрица Александра Федоровна организовала особый эвакуационный пункт, куда входило 85 лазаретов для раненых воинов в Царском Селе, Павловске, Петергофе, Саблине и других местах. Управляющим эвакуационного пункта был назначен
полковник С.Н.Вильчковский (автор знаменитого путеводителя по Царскому Селу). Многие из лазаретов были сооружены на собственные средства Императрицы. Ее старшие дочери возглавили комитет помощи солдатским семьям (Ольга) и беженский комитет (Татьяна).
Вместе со старшими Великими княжнами и со своей подругой Анной Александровной Вырубовой Александра Федоровна прошла курс сестер милосердия военного времени, который им преподавала главный врач Царскосельского Дворцового госпиталя (госпиталь дворцового ведомства*)
княжна Вера Игнатьевна Гедройц, - выдающийся хирург (первой в
истории медицины стала делать полостные операции), поэт, писательница, награжденная золотой медалью "За усердие" на Анненской ленте и серебряной -- "За храбрость" на Георгиевской ленте, а также знаками отличия Красного Креста всех трех степеней.
Потом все они поступили рядовыми хирургическими сестрами в лазарет при Дворцовом госпитале* и тотчас же приступили к работе по перевязкам, часто тяжело раненых. Стоя за хирургом, Государыня, как каждая операционная сестра, подавала стерилизованные инструменты, вату и бинты, уносила ампутированные ноги и руки, перевязывала гангренозные раны, не гнушаясь ничем и стойко вынося запахи и ужасные картины военного госпиталя во время войны. Она научилась и быстро менять застилку постели, не беспокоя больных, и делать перевязки посложнее - и была горда, заработав диплом сестры и нашивку красного креста .
"Сегодня утром мы присутствовали (я, по обыкновению, помогаю подавать инструменты, Ольга продевала нитки в иголки) при нашей первой большой ампутации (рука была отнята у самого плеча). Затем мы все занимались перевязками ( в нашем маленьком лазарете), а позже очень сложные перевязки в большом лазарете. Мне пришлось перевязывать несчастных с ужасными ранами... они едва ли останутся мужчинами в будущем, так все пронизано пулями, быть может, придется все отрезать, так все почернело, но я надеюсь спасти, - страшно смотреть, - я все промыла, почистила, помазала иодином, покрыла вазелином, подвязала, - все это вышло вполне удачно, - мне приятнее делать подобные вещи самой под руководством врача. Я сделала 3 подобных перевязки, - у одного была вставлена туда трубочка. Сердце кровью за них обливается, - не стану описывать других подробностей, так это грустно, но, будучи женой и матерью, я особенно сочувствую им."
Из письма Императрицы Николаю II.
Царское Село . 20 ноября 1914 г.
Из
дневника главного врача Дворцового госпиталя В .И. Гедройц [6]:
20.VIII.<1914>. Эти дни точно в чаду. Работы всегда было много, а теперь, когда в короткий срок нужно открыть большое количество госпиталей, хотелось бы, чтобы день был вдвое. У меня ежедневно не менее пяти полостных операций в Дворцовом госпитале, где я состою и<сполняющей> о<бязанности> главного врача. Госпиталь этот только, что называется, хранит это название, а собственно говоря, просто городской госпиталь с отделениями хирургическим и акушерско-гинекологическим, которое веду я, и терапевтическим и заразным бараками, которые только наблюдаю, а ведут их ординаторы Деревенько, Арбузов и Будназ. Т<ак> к<ак> это единственная лечебница Царского Села , то она вечно переполнена, а считая, что нижний подвальный этаж занят призреваемыми, несчастными стариками и старухами, то попросту нужно сказать, что народу в нем набито, как сельдей в бочке, и вести дело при таком ограниченном количестве рук трудно.
Коллегия постановила для нужд военного времени занять хирургическое отделение госпиталя, устроив в
нем солдатское отделение, новый же барак в
саду приспособить для офицерского госпиталя.
Открыть его предполагалось в
сентябре, и за такое короткое время если и удалось выполнить это задание, то только благодаря тому состоянию внутреннего подъема, который охватил, казалось, все слои населения. И в
самом деле, какие-то незнакомые купцы с жирными животами приходили и привозили мед для раненых, жертвовали муку, папиросы, конфеты, белье; раненых еще не было, но пожертвования сыпались точно из рога изобилия.
Полностью, сохранившийся отрывок из дневника Веры Игнатьевны читайте на странице:
"Дневник В.И.Гедройц".
ГОСПИТАЛЬ
Квадрат холодный и печальный
Среди раскинутых аллей,
Куда восток и север дальний
Слал с поля битв куски людей.
Где крики, стоны и проклятья
Наркоз спокойный прекращал,
И непонятные заклятья
Сестер улыбкой освещал...
Сергей Гедройц
Княжна В .И. Гедройц под псевдонимом «Сергей Гедройц» (имя умершего брата) писала стихи, входила в
первый Цех поэтов, печаталась в литературной периодике. Была знакома со многими представителями Серебряного Века: Василием Розановым, Н.Гумилевым, А.Ахматовой, Ивановым-Разумником, Ремизовым, Есениным
, Замятиным и еще многими. Одно из стихотворений, написанное Верой Игнатьевной в 1925 году посвящено госпиталю и "трем сестрам".
*Три сестры: императрица Александра Федоровна, великие княжны Ольга и Татьяна.
Татьяна Мельник - дочка лейб-медика царской
семьи Е.С.Боткина в
своих
воспоминаниях /11/ писала: "Сколько радости и утешения приносили Ее Величество и Великие Княжны своим присутствием в лазаретах! В
первые же дни войны после своего приезда в
Царское Село старшие Великие Княжны и Ее Величество стали усердно готовиться к экзаменам на сестер милосердия и слушать лекции, для того чтобы иметь право работать наравне с остальными сестрами. И впоследствии они работали так, что доктор Деревенко, человек весьма требовательный по отношению к сестрам, говорил мне уже после революции, что ему редко приходилось встречать такую спокойную, ловкую и дельную хирургическую сестру, как Татьяна Николаевна."
Один из офицеров, находившихся на излечении в лазарете, где сестрами милосердия были Великие княжны, вспоминал: “Первое впечатление о Великих княжнах никогда не менялось и не могло измениться, настолько были они совершенными, полными царственного очарования, душевной мягкости и бесконечной благожелательности и доброты ко всем. Каждый жест и каждое слово, чарующий блеск глаз и нежность улыбок, и порой радостный смех, - все привлекало к ним людей. У них была врожденная способность и умение несколькими словами смягчить и уменьшить горе, тяжесть переживаний и физических страданий раненых воинов."* Работа в госпиталях и больницах становилась для них столь привычной во время войны 1914 года, что неудовольствием встречалась уже сама необходимость "одеться прилично" для лазарета. Платье сестер милосердия стало для них "второй кожей". *Согласно источнику [5] вышеприведенный отрывок воспоминаний относится к младшим Великим княжнам Марии и Анастасии, посещавшим лазарет
в Феодоровском городке.
Полевой Царскосельский военно-санитарный поезд №143 Ея Императорского величества Государыни императрицы Александры Федоровны. [5, 6].Поезд предназначался для доставки раненых с фронта. Его канцелярия находилась в Царского Села . Покровительствовала военно-санитарному поезду сама Императрица. Своим уполномоченным по поезду она назначила полковника Дмитрия Николаевича Ломана. Он занимался формированием поезда и отвечал за всю его работу.
По воспоминаниям Ю. Д. Ломана, сына полковника Ломана: "Военно-санитарный поезд состоял из двадцати одного пульмановского вагона. Он был необычайно комфортабелен: синие вагоны с белыми крышами выглядели очень нарядно. Правда, после налета австрийской авиации крыши были перекрашены в защитный цвет". Поезд был оборудован по последнему слову науки и техники и содержался в безукоризненной чистоте и образцовом порядке.
В конце апреля 1916 года, вскоре после призыва на военную службу, поэт
Сергей Есенин был назначен санитаром в шестой вагон данного поезда. В его обязанности входило: поддержание чистоты и порядка в вагoнax, переноска на носилках тяжелораненых и больных и размещение их в вагонах, погрузка и выгрузка имущества, получение продуктов, раздача пищи и многое другое. Первая поездка Есенина к линии фронта в составе поезда № 143
началась 27 апреля 1916 года. Это была 30я поездка поезда. На этот раз он двигался по маршруту Царское Село - Москва - Курск - Симферополь-Евпатория, доставив раненых из Петрограда и Царского села в Крымские лазареты. Вместе с Есениным
на том же поезде в Евпаторию отправились: евпаторийский городской голова С.Э.Дуван, любимая фрейлина императрицы Анна Вырубова, управляющий лазаретами Царского Села полковник С.Н.Вильчковский (автор знаменитого путеводителя по Царскому Селу ), уполномоченный императрицы по поезду №143 Д.Н.Ломан, а также состоящие в штате поезда - артист и чтец В . В .Сладкопевцев, художник Г.И.Нарбут, сын Г.Распутина Дмитрий Новых-Распутин.
Вскоре после этого Евпаторийский лазарет им. Императрицы Александры Федоровны с ранеными из Царского Села посетила императорская семья. Об этом, и других моментах деятельности Евпаторийского лазарета, рассказывается на странице
"Евпатория 1915-1922"). В свою вторую и последнюю поездку в составе поезда С. Есенин отправился 28 мая по маршруту Царское Село- Москва - Курск - Конотоп - Киев - Шепетовка.
После июньского отпуска в родное Константиново Сергей Есенин вернулся в Царское Село и продолжил военную службу в канцелярии Феодоровского собора, исполняя одновременно обязанности санитара лазарета №17 имени Великих Княжен Марии и Анастасии.
Лазарет № 17 Великих Княжен Марии Николаевны и Анастасии Николаевны при Феодоровском Государеве соборе [5, 6].
Офицерский лазарет № 17 Великих Княжен Марии Николаевны и Анастасии Николаевны (младших дочерей Николая II) был открыт летом 1916 года
Начальником лазарета и ктитором собора (церковным старостой) был полковник Д.Н.Ломан, устраивавший концерты для больных и раненых в царскосельских госпиталях.
В день тезоименитства (именин) вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны и ее внучки Великой Княжны Марии Николаевны 22 июля 1916 г., в лазарете № 17 состоялся концерт, на котором присутствовали Императрица и четыре Великие княжны.
Вели концерт Сергей Есенин и чтец-импровизатор, любимец петроградской публики Владимир Сладкопевцев, заведовавший делопроизводством в канцелярии лазарета. Есенин прочитал приветствие именинницам, а затем стихотворение "Царевнам", написанное специально к этому дню. После концерта Есенин был награжден золотыми часами с гербом и золотой цепочкой, Сладкопевцев золотым кулоном.
Более подробно об этом и других концертах в лазаретах Феодоровского городка можно прочитать на странице "
Феодоровский городок".
Всего в Феодоровском городке Царского Села Сергей Есенин прослужил с 20 апреля 1916 года по 20 марта 1917 года. в здании Белокаменной палаты
Феодоровского городка Царского C
ела. В этом лазарете с июля 1916 года Сергей Есенин исполнял обязанности санитара, совмещая их с работой в канцелярии
Феодоровского собора. * В разных воспоминаниях царскосельский лазарет, в котором служили сестрами Императрица и Великие княжны, а оперировала княжна В .И.Гедройц называется то Дворцовый лазарет, то лазарет при Дворцовом госпитале, то Дворцовый лазарет №3. В августе 1916 года, в день двухлетнего юбилея, лазарет был переименован в Собственный Ее Величества лазарет №3.
"10 (августа 1916 г. - К.Ф.), в четверг, будет вторая годовщина нашего лазарета, и все ждут с нетерпением переименования его в собственный Е. В . лазарет № 3, так как постоянно выходят недоразумения между дворцовым лазаретом и лаз. Большого дворца" - писала своему супругу Императрица Александра Федоровна. /14/.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.
Феодоровский государев собор в
Царском" Селе" . 2.
Олег Платонов. Терновый венец России. Николай II в секретной переписке. Москва 1996. 3.
Русские Принцессы. 4. Новое о Сергее Гедройц. Предисловие, публикация и комментарии А.Г.Меца. Лица. Биографический альманах. 1. М.; СПб., 1992.
5. Лев Карохин. Сергей
Есенин в Царском Селе . «Облик» Санкт-Петербург. 2001.
6.
Лев Карохин. Есенин на военной службе. 7.
Феодоровский собор. 8. А.И. Солженицын. Октябрь шестнадцатого. Глава 64.
9. Ю.Гайдуков. Отечество им -
Царское Село .
10. Фрейлина ее величества. Мн.: Харвест; 2002. - С.128. (Воспоминания А.Вырубовой).
11. Т.Е.Мельник (рожденная Боткина) - Воспоминания о
царскойсемье и ее жизни до и после революции. М. Анкор. 1993. С. 33-35.
12.
С.П.Павлов. Неизвестные воспоминания о царской" семье.
13.
Валентина Чеботарева. ВДворцовом лазарете в Царском Селе. Дневник: 14 июля 1915 - 5 января 1918. Новый журнал. Кн. 181, Нью-Йорк, 1990.
14.
Олег Платонов. Терновый Венец России. Николай II в секретной переписке. ч. 3. 15. Августейшие сестры милосердия / Сост. Н.К. Зверева - М.: Вече, 2006.
Фотографии заимствованны из следующих источников:
1,2,4. А.Сочагин.
Царское Село в открытках конца XIX - начала XX века. Санкт-Петербург. 2002.
3.
Домашний архив семьи Афанасьевых.
5. M. Steinberg and V. Khrustalev. The fall of the Romanovs. Yale University Press. 1995.
6. Nicolas and Alexandra. The Family Albums." Taurus Parke Books, London 1992.
7. Carolly Erickson. Alexandra. The Last Tsarina. N.Y. 2001.
8,9. Лев Карохин. Сергей
Есенин в Царском Селе «Облик» Санкт-Петербург. 2001.
10. Peter Kurth. Tsar: the lost world of Nikolas and Alexandra.
A Madison press book. 1995.
http://kfinkelshteyn.narod.ru/Tzarskoye_Selo/hospital2b.htm