Если снаружи новоявленный дворец Алексея Михайловича в Коломенском еще можно с натяжкой назвать моделью государева деревянного дворца в современной интерпретации с недовоплощениями, то внутри бутафорность обступает вас тесно, и историческая недореальность в своих потугах быть полноценной смотрится более пугающе и нелепо. Полупустые хоромы с окнами, похожими на витрины магазина и достойными ресторана средней руки, заполнены копиями портретов самодержцев и членов их семей, а также иконами XVII-XVIII века вперемешку с современными списками. Ощущение сляпанной задорого дешевки коробит и буквально обижает.
Как принято в солидных музейных собраниях, помещения снабжены качественно выполненными (в смысле материала изготовления) табличками с краткой, но емкой информацией. Факты констатируются просто, доступно. Назывной порядок однозначен: комната царевича Федора Алексеевича, покои царевны Софьи Алексеевны, покои Елизаветы Петровны (ей титулов не досталось) и т.д. Клепали таблички наспех, попыток редактировать явно не было, что в полной мере гармонирует с самим зданием и его интерьерами. Позволю себе процитировать некоторые перлы. Право слово, возникает чувство, что это цитаты из незадавшихся школьных сочинений. Пунктуацию музея сохраняю.
«Крестовая, или Моленная, палата, - комната в личных покоях государя, где он молился перед иконостасом».
«Знание отдельных эпизодов Священного Писания всегда было целью христианского обучения».
«Юный царевич, читая Библию, должен был иметь возможность обращаться взором к воплощенным образам Священной истории».
«Коломенское стало колыбелью, из которой Петр шагнул в широкий мир».
«Петр не забывал о Коломенском, иногда возвращаясь сюда и в 1700-е годы».
«Даже напрягая все силы страны на строительстве Санкт-Петербурга, Петр I не забыл направить часть их на строительство дворца в Коломенском».
«Здесь зародилась и тяга юного царя к ратному делу». Далее через 2 предложения: «Архитектурный ансамбль Коломенского наряду с Немецкой слободой определил тягу Петра к европейским стилям». Еще через 1 предложение: «Сам Коломенский дворец... отражал жадную тягу московской знати к европейскому образу жизни».
Костюмированные экскурсоводы, молодые и симпатичные, одаривают посетителей информацией о «проживавших» во дворце и дезинформацией об экспонатах прочих столичных музеев. К примеру, известный многим двойной серебряный трон, изготовленный для церемонии венчания на царство царевичей Ивана и Петра, по словам экскурсовода, можно увидеть… в Алмазном фонде.
Возникла мысль, что персонал нового музея количественно, наверно, уже превышает таковой в Оружейной палате. Смотрителей в хоромах достаточно. Вокруг теремов, несмотря на ненастную погоду, прогуливаются «боярыни» под зонтиками. График экскурсий предполагает, что в выходные дни каждые полчаса обслуживается группа, достигающая аж 40 чел. Массовость организованного посещения будет обеспечивать экскурсбюро. Самостоятельно посетить дворец низзя. В духе времени во дворце есть туалет для людей с ограниченными возможностями, обозначенный на схеме, как туалет «для малоподвижных групп населения». Входной билет для иностранных граждан стоит 400 руб, наш «облегченный» вариант - 180.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.Прошу не путать. Это в Измайлово.