Искусство как искусство. Короткое эссе.

Nov 15, 2018 10:53

Научить чувствовать нельзя, можно только выработать условный рефлекс, как у собаки Павлова. Учить пониманию искусства сложно и долго. Проще дать ключ. Это короткое эссе ключ.



1.
Обычно искусство рассматривают как набор артефактов. Мало кто рассматривает искусство как концепцию, искусство как идею, искусство как искусство. Разве что концептуалисты.
Искусство есть определение самого себя в поле самого искусства. (Джозеф Кошут). То есть искусство это, как бы, змея кусающая собственный хвост. Можно даже сказать, что искусство как искусство - это история искусства.
В принципе искусством можно назвать все что угодно. Захотел - назвал. Правда все эти утверждения и определения очень легко опровергнуть. Некоторые даже насмешек не заслуживают. Но историю искусств опровергнуть сложно. Для этого ее нужно хотя бы знать. Иначе любое опровержение будет демонстрацией некомпетентности.
История - это музеи. После посещения музеев (храмов искусства) можно заметить, что искусство всегда часть религиозных культов. Культов героев, кумиров, вождей, святых, пророков, богов, сил природы... Все этническое искусство Азии, Африки, Австралии, Америки - это предметы различных религиозных культов.
............................................................................................................................................................
Отец истории Геродот, отец истории искусства Вазари. То есть, искусство как искусство появилось в эпоху маньеризма. Хотя искусство как набор артефактов было всегда, но эти артефакты были предметами культа. Предметы роскоши, так же были предметами культа. Скрытого КУЛЬТА УДАЧИ.  Эти предметы создавались, в основном, анонимными мастерами. Но маньеристам  нужны были гении для подражания. Этими гениями стали гении возрождения.
Возрождение (ренессанс) результат борьбы между папами. Авиньонскими римскими папами и римскими римским папами. Римские римские папы должны были доказать святость римской земли. И из земли извлекались святыни. (желательно раннехристианские).Правда большинство святынь оказались языческими, но нашлись великие мастера которые своим искусством превзошли не христианские образцы.(Брунеллески превзошел Пантеон). Все сложилось не просто хорошо, а как нельзя лучше. Потому что старые боги так же нашли свое применение. Они пригодились для восхваления правителей в аллегорической форме.
Все началось с римской церковной аристократии, которая заказывала работы на мифилогические темы для украшения своих дворцов. Церковное искусство для церквей, дворцовое искусство для дворцов.
.........................................................................................................................................................
Для борьбы с церковью абсолютным монархам нужны были собственные культы. И они их создавали при помощи художественных академий. Историко - мифологический жанр - основа академической живописи. Идеи академического искусства сформулировал Федерико Цуккаро, член флорентийской и со основатель римской академий. Цуккаро поставил художника-творца на один уровень с монархами. Ибо в те времена многие монархи появились на свет благодаря искусству придворных портретистов, которые писали невест и женихов. (Цуккаро так же, как Вазари расписывал купол Брунеллески).  В доакадемическую эпоху живопись и скульптура были занятием ремесленников, они не входили в число свободных искусств. Но художественные академии подняли их до уровня искусства.Академии сделали художника ремесленника художником творцом.
С древности известно семь свободных (интелектуальных) искусств: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. А так же семь ремесленных искусств: ткачество, земледелие, строительство, военное дело, торговля, поваренное искусство, кузнечное дело. Позже, во времена художественных академий, появились  изящные искусства - рисунок, живопись, скульптура, архитектура.
Церковное искусство стремилось вызвать религиозный экстаз, но искусство придворное все свело до эстетического наслаждения. Музыка, например, из духовной превратилась в приятную игру звука. Эстетическое наслаждение это всего лишь усеченный религиозный экстаз.
Художники нужны были монархам для украшения дворцов и парков. Монархи умерли, дворцы остались.Осталась возможность эстетического наслаждения. Остался Лувр, один из первых художественных музев . Британский музей был на момент создания Лувра собранием редкостей при Британской библиотеке, чтобы сделать ее подобием библиотеки Александрийской.Британская библиотека должна была конкурировать с католическими Амброзианской и Ватиканскоой библиотеками, при которых так же были свои художественные собрания. Гражданские общедоступные музеи появились благодаря Эпохе Просвещения с ее идеями развития и прогресса. Музеи храмы просвещения. Изначально музеи были собраниями артефактов при библиотеках. Они так же всегда были источником художественных идей для дизайна.
........................................................................................................................................................................
Многие музеи появились благодаря Лувру и Наполеону. Наполеон забирал для Лувра предметы культа в качестые трофеев. Его империя подражала древнему Риму. Потом эти трофеи были возвращены, но уже не в церкви, а во вновь открывшиеся королевские музеи. Монархи, победившие Наполеона забрали его трофеи себе. Музеи стали для монархов продолжением их сокровищниц и кунст-камер.
Просвещенные монархи открыли свои коллекции, превратив их в общедоступные музеи. Коллекция Баварии открылась в 1779 году, коллекция Медичи во Флоренции около 1789 года и т д. Вот только Британские монархи не желали открывать своих коллекций. И тогда парламент создал Национальную галерею. Вслед за британским парламентом музеи стали создавать городские советы, попечительские советы, группы лиц и наконец частные лица.
После падения абсолютных монархий культы монархов умерли. Искусство осталось и превратилось в культ самого себя, в культ который при помощи музеев способен абсорбировать другие культы.
Когда говорят слово искусство, то подразумевают живопись. Так исторически сложилось, потому что она имеет очень важное значение для музейной системы. Живопись удобно экспонировать, легко перемещать. Но основную роль в визуальном искусстве всегда играл симбиоз изображения и текста. (Текст это письмо. Письмо это основа религий. Благодаря письму появились государства). Развитие визуальности это храмовые росписи, книжная миниатюра, печатная графика, газетная фотография, кино, телевидение, интернет. Живопись, всего лишь, отражает развитие визуальности. Иллюзия развития живописи создается при помощи музеев.
Когда-то широкое распостранение живопись маслом на холсте получила  как дешевая замена настенных ковров, поэтому сначала ее не особо ценили и не особо с ней церемонились. И только потом спустя столетия стали ценить работы старых мастеров. Большую роль в переоценке живописи сыграла Дрезденская коллекция, которая покупалось на деньги от продажи мейсенского фарфора. С тех пор живопись имеет коллекционную ценность. Ценность живописи, так же как ценность фарфора, в основном коллекционная.
Но искусство это не только живопись, это музыка, танцы, песни... То что от всего этого осталось, хранится в музеях в виде изображений и артефактов.
Использование масла, холста, оптики создало классическую живопись. Техники печатной графики и книгопечатание придало ей импульс развития. Дюрер, Вазари, Рубенс и многие художники стали широко известными благодаря печати. До эпохи мультимедиа, печать делала художника известным.
После изобретения фотографии живопись превратилась в ретушь для существующих и несуществующих фотографий и фото коллажей. Цифровые технологии помогают это осознать. Живопись превратилась в абстракцию. Современный гиперреализм, на самом деле, это абстракция. Его делают как абстракцию, в перевернутом виде.
........................................................................................................................................................................
2.
........................................................................................................................................................................
Искусство которое находится в музеях не может удовлетворять все вкусы. Для многих оно ужасно, скучно и не интересно, но это искусство. Эстетическое наслаждение уже давно не является критерием искусства. Критерием является принадлежность к, так называемому, полю искусства. Попадание в музей - высшая точка этой принадлежности. Только не все музеи равны. Некоторые музеи одно название. Сегодня музей есть, а завтра его уже нет. Музейной системе он не нужен. Он не нужен системе институций искусства.
Система институций создает поле искусства, а потом собирает урожай. Искусство как искусство способно поглощать и перерабатывать различные религиозные культы. Оно состоит из культов. Это его натура, и она проявляется при создании нового искусства в новых условиях. Искусство выявляет скрытые религиозные культы. Например монархические культы диктаторов, хотя диктаторы всех убеждают в обратном. Но достаточно посмотреть на искусство и все становится понятно.
Культам диктаторов противостоит культ Свободы. Религиозный культ Свободы. Есть так же религиозные культы Денег и Прогресса.

Современное искусство это творчество в рамках прогресса. Сначала церковные художники изображвли акт божественного творения, потом академические художники стали сами творить. Творить во славу мудрого государя, потом во славу просвященного государя. Потом художники стали творить во славу просвящения и прогресса. (Научно технического прогресса). И наконец они стали творить в рамках прогресса. Выступая иногда за прогрес, а иногда против.
О творчестве во имя Государя и Государства писал еще Цуккаро. О непонятых гениях и абсолютной свободе творчества говорили романтики. Для них самовыражение гения было превыше всего. Сюрреалисты заявляли о самовыражении подсознания, что свобода самовыражения подсознательного сильнее чем государственная машина. Они заявляли так же о красоте чудесного. И чудеса начались с легкой руки Климента Гринберга. Именно он придумал использовать самовыражение для борьбы со сталинским соц-реализмом. (С советским идеологическим государством, на самом деле). Тут главное, чтобы самовыражение имело финансовую ценность. Поэтому работы Джексона Поллока, Джаспера Джонса, Жоана Миро, Ван Гога, Баскии... стоят огромных денег. Это чудо, как красивый блестящий шар, гипнотизирует массы.
.......................................................................................................................................................................
Когда-то придворные, подражая своим монархам, окружали себя предметами искусства (роскоши). Потом в процессе распродажи имущества разорившихся аристократов возникла система коммерческих галерей. Изначально они были конторами по продаже книг, гравюр, картин и необычных вещей для кабинетов редкостей (раритетов). Потом они научились фабриковать раритеты из чего угодно. Даже из Merda d'artista Пьетро Мандзони... С начала арт лавки продавали предметы роскоши для интерьеров и печатную графику. Картины писали на заказ, печатную графику делали на продажу. Маршаны, продавца искусства изначально были связаны с печатной графикой. Потом появился Поль Дюран - Рюэль и создал новые правила арт-рынка. После финансового успеха Дюран - Рюэля с импрессионистами многое захотели повторить подобный успех. У некоторых получилось.
Деньги это не столько банкноты, а договор между группой лиц о ценности данной печатной графики. Искусство можно сделать деньгами если создать систему договоренностей. Важную роль в этой системе играют музеи. Они играют роль резервной системы, которая подтверждает финансовую ценность искусства.
Эта система начала формироваться с того времени, как Лувр начал устраивать соревнование художников в Салоне. Покупка Лувром давала художнику финансовую гарантию. Но эта система не идеальна. После своего краха с импрессионистами, Лувр больше не выдает финансовых гарантий. Их выдают другие.
Коммерческие галереи фабрикуют искусство-деньги, искусство-акции и предлагают всем желающим поучаствовать в их финансовых играх. Цель этих игр войти в музейную "Вечность" и получить "Гарантии". В основе многих игр, на самом деле, лежат религиозные культы. Игры на арт-рынке это Культ Денег. Аукционы - часть игры. Играя на аукционах, искусство гипнотизирует публику невозможными ценами. Таким образом коммерческие галереи, при участии музеев и аукционов, фабрикуют искусство как деньги, искусство как культ Денег. Работая на коммерческие галереи, художники служат религиозному культу Денег.
Религиозное отношение к финансовому успеху в Кальвинизме породило Золотой век голландской живописи. Малые голландцы - чудесные изображения процветания, созданные при помощи оптики и камеры обскура это протобуржуазное религиозное искусство.
........................................................................................................................................................................
В искусстве можно выделить четыре формации: храмовое искусство, государственное искусство, буржуазное искусство и искусство крупных корпораций (контемпорари арт). О трех формациях писал Гегель. Храмовое искусство - это символическое Государственное - академическое. Буржуазное - романтическое. Во времена Гегеля романтизм был потенцеально буржуазным. (Романтизм - отказ от античности. Буржуазии античность не нужна, ей нужен прогресс). Потенцеально буржуазное искусство стало реально буржуазным когда превратилось в Бидермайер. Но первое по настоящему буржуазное искусство это реализм, особенно реализм Гаагской школы.
Эти четыре формации - системы имеют свои структуры и свое образование. Они выросли друг из друга и постоянно желают захватить чужие сферы, чужие территории. Академическое хочет захватить церковное, буржуазное и современное. Контемпорари хочет захватить государственное и буржуазное. Буржуазное теснит всех своими деньгами. Церковное ничего захватить не может, но терроризирует всех своими религиозными чувствами имея на этом паразитический пиар, который в последствии оно использует в своих целях. В современном обществе церковь это коммерческое предприятие для получения денег от государства, от корпараций, от частных лиц. Современное церковное искусство инструмент и оправдание для получения средств.
.....................................................................................................................................................................
Буржуазное искусство служит для развлечения богатых. Дега, Сезан, Кандинский, Гончарова, Маринетти и многие другие были детьми богатых родителей. Они не служили богу и королям. В дуще они были романтикими от искусства. Они занимались искусством для искусства и сами стали богами и королями в мире искусства. Они вошли в музейную вечность и оправдали свое паразитическое существование. Деньги в буржуазном обществе делают деньги, иногда таким вот странным образом.
Главная ценность в буржуазном искусстве это его цена. Не важно, что изображено на картине, важно сколько она стоит, ведь стоимость это результат финансовых манипуляцмй. Истинное буржуазное искусство это искусство финансовых манипуляций. А финансовые манипуляции это святое, это магия Суть буржуазного искусства можно выразить одной фразой. "Иногда деградация это эволюция. Не всегда. Главное знать когда. Если  ты знаешь и играешь на бирже - у тебя миллион".
Коммерческие галереи продают раритеты и сувениры, монетизируют чудесные идеи, а если их нет, надувают финансовые пузыри. Буржуазное искусство монетизирует чудесные идеи. Идея Малевича - супрематизм. Идея Поллока - абстрактный экспрессионизм. Идея Дали  - сюрреализм. Сюрреализм  был создан не Сальвадором Дали, но он лучше всех его монетизировал. В мире много очень хороших художников, но только чудесные идеи делают художников всемирно известными. Всемирно известными становятся только те, кто попадает в первый вагон.
........................................................................................................................................................................

Искусство всегда было частью магического ритуала. Пещерная живопись, орнаменты, обереги - это часть магических ритуалов. Церковь использует магические ритуалы для своих целей, Государство - для своих. . Обладание свехдорогими предметами искусства это ритуал поклонения деньгам. Чем дороже стоит работа, тем больше ее магическая сила. Современное искусство так же превращает развлечение и потребление в магический ритуал.
Промышленная революция создала новых денежных королей. Для того чтобы стать настоящими королями им нужно было сделать то, что сделали банкиры Медичи (Уффици). Так появились Третьяковская галерея, галерея Тейт, Музей Гугенхайма, центр Гетти и. т. д. Новым меценатам старого искусства было мало. Им нужно было строе и новое искусство одновременно. Им нужен был новый взгляд на новый мир, где они бы занимали свое доминирующее место.  Им нужно было новое искусство связанное с новыми технологиями. Новые технологии создают и поддерживают новое искусство. Кино изобрели производители фотоматериалов братья Люмьер. Импрессионистов поддерживали торговцы новыми красками в тюбиках. Новое искусство создает новые структуры, новую музейную архитектуру. Примером такой архитектуры может служить Центр Помпиду. Он похож и не похож на храм, он похож и не похож на дворец, он похож и непохож на завод.
Чтобы понять, что такое искусство в современном мире, достаточно внимательно посмотреть его каталоги и проспекты. Самое интересное там логотипы корпораций. . (Когда то художники входили в корпорацию врачей и аптекарей итал. DI MEDICI E DI DRUGSTORI. И это делает понятным что такое Медичи).
......................................................................................................................................................................
После изобретения фотографии изобразительное искусство занялось визуальными исследованиями, чтобы найти свое место. За фотографией последовала звукозапись, кино, видео и т. д.. Сейчас для того чтобы быть современным художником нужно обязательно что-то исследовать  и создавать псевдонаучные ребусы. Современное искусство это ребусы в стиле Карго-культа. Я закончил училище гражданской авиации, работал в двух НИИ и сделал контемпорари арт из уличного портрета, поэтому знаю чем культ Карго отличается от систем самолетовождения и посадки. Тем же чем современное искусство отличается от современной науки.
Крупным корпорациям нужны свои культы "Карго" для продвижения продукции массового потребления. В обществе массового потребления крупные корпорации вынуждены использовать "Эффект многоклеточного резонанса", поэтому им интересны звезды шоу-бизнеса и спортсмены-чемпионы. Они и из художников делают чемпионов и звезд. Искусство в буржуазном обществе служит для развлечения богатых, искусство в обществе массового потребления служит для развлечения масс. Поэтому так важны в этой ситуации массовики-затейники (менеджеры, кураторы).
Когда людям объясняют, что такое Бог, с помощью церковного искусства, то хотят уловить их Душу, и все что к ней прилагается. Объяснение современного искусства публике, в принципе, то же самое. Современное искусство (контемпарари арт) это деятельность по вовлечению в собственную деятельность. Контемпарари арт - искусство кураторов. Самопир кураторов при помощи художников. Художники, так же, имеют свою долю в этом деле. Ведь они существуют за счет грантов и гонораров . Работы большинства контемпоральных художников ничего не стоят и никогда не будут... Их работы - балласт необходимый для жизнеспособности системы.
Современное контемпорари искусство это результат внутривидовой борьбы кураторов. Крупные корпорации нанимают кураторов для формирования своих коллекций. Они нанимают специалистов которые говорят на профессиональном языке, истинный смысл которого для простой публики непонятен. Это язык магических заклинаний, которые должны завораживать. Кураторы создают магические пространства с малопонятными объектами и заклинают... Цель этих заклинаний кураторство корпоративных коллекций
.....................................................................................................................................................................
Основу арт-рынка составляют корпоративные коллекции (механизм которых придумал Рокфеллер). Частные коллекционеры - вершина айсберга. Контемпоральное искусство существует на деньги крупных корпораций, симбиоза денег и научно-технического прогресса. Крупные корпорации меняют мир, они заставляют его жить по своим правилам. Даже Римская католическая церковь и другие религиозные структуры существуют по законам коммерческих корпораций.Правда вместо науки у них теология. Но для большинства корпораций научно-технический прогресс это их основа. Вот почему религиозный культ Научно-технического прогресса для них так важен.
Дух Прогресса создал цифровое видео, цифровое кино, цифровую фотографию, интернет технологии, .. Он так же создал автомобили, самолеты, ядерное оружие, печать маслом на холсте и 3D печать, био и нано технологии... Все это можно и нужно исследовать с художественной точки зрения. И хотя эти исследования похожи на схоластическую философию (концептуализм, на самом деле, одно из направлений средневековой схоластической философии), иногда они позволяют художникам быть пророками. Такими как Леонардо да Винчи...
..........................................................................................................................................................................
На самом деле корпорациям нужны культы "Карго". Незнание порождает Чудо. Многие хотят управлять чудесами. Это дает метафизическую власть. Управлять чудесами помогает искусство. Современным корпорациям нужны от искусства пиар и чудесные идеи. Поэтому современные художники занимаются саморекламой и концепциями. Только реклама проходит, а идеи остаются.

P.S. Этот текст появился в результате моих бесед обьяснений искусства с моделями которых я рисовал. Я рисую хромосомные и как бы хромосомные портреты за 22 рубля. Цель моих разговоров об искусстве убедить публику в том, что мои портреты являются произведениями современного искусства и увеличить их стоимость. Иногда это удавалось сделать в 5, 10, 15, 20 раз.
Кроме того, благодаря пониманию что такое искусство, мне так же удалось выставить никому не нужные уличные портреты в Центре Гараж, в ГЦСИ (на московской биеннале), в Лондоне, Париже, Роттердаме и даже на острове Тасмания.

искусство как искусство, ritratto cromosomico

Previous post Next post
Up