Хлебо-булочный переполох

Feb 24, 2016 09:45


Всю неделю в России в центре внимания был хлеб. Сначала эксперты Wall Street Journal опубликовали  прогноз о том, что наша страна в 2016 году может выйти в абсолютные лидеры по экспорту зерна. Прежде всего, это касается пшеницы; здесь из-за падения рубля Россия может потеснить мирового лидера - США, чьи злаки в долларовом эквиваленте не могут сопротивляться русским экспортерам.
Однако, согласно публикации крупнейшей государственной газеты, в самой России дела в полях и на хлебозаводах обстоят не лучшим образом. Обстановка нагнетается устами экспертов "третьего эшелона", а успешно раздутую панику пытаются закрепить словами министра сельского хозяйства Александр Ткачева о том, что велика вероятность подорожания батонов, буханок и булочек на 20%, или на 3-5 руб. Виной тому назывался целый ряд факторов - в частности, дефицит зерна на рынке и удорожание производства.
Наконец, помощник главы Россельхознадзора Алексей Алексеенко заявил о том, что качество хлебобулочных изделий в России стремительно падает. Ведомство не справляется с контролем и отсеиванием некачественной и контрафактной продукции, признался чиновник. Кроме того, некоторые лоббисты из агроотрасли пытаются провести закон об использовании зерна 5-го класса, то есть кормового, или, иначе, фуражного.
В разговоре с +Царьградом+ опроверг мифы и рассказал о настоящих угрозах президент Союза мукомольных и крупяных предприятий Аркадий Гуревич.

По его словам, цены на рожь действительно выросли, но стране от этого, что называется, ни тепло, ни холодно. По данным эксперта, Россия ежегодно экспортирует лишь до 100 тысяч тонн ржи, а в производстве хлеба и в общем потреблении ржаная мука составляет не более 10-15 процентов.
Ориентиром для формирования цен внутри страны, по словам Гуревича, становится пшеница.
"На мировом рынке цены на пшеницу и на другие зерновые снижаются, а на внутреннем российском рынке они растут только из-за того, что падает курс рубля. Сразу вырастает цена в порту. Сейчас тонна пшеницы в портах стоит больше 13 тысяч рублей, причем это зерно очень низкого качества, можно сказать, "на грани", - пояснил эксперт.
Действительно, производство ржи снизилось на треть по сравнению с прошлым годом. Но прежде, чем делать выводы о дефиците, следует сравнить урожай с показателями прошлых лет. 
"В 2015 году было произведено 2,1 миллиона тонн ржи, а в 2014-м - 3,2 миллиона. Сравним, например, с 2012 годом, когда произвели 2,13 миллиона тонн, в 2010-м - и вовсе 1,6 миллиона. И никакого пожара на рынке не было. Никаких разговоров не шло о дефиците муки или ржаного хлеба, - подчеркнул Гуревич. - Для производства муки России достаточно 1,6 миллиона тонн ржи. К тому же мы имеем переходящий остаток урожая с прошлых лет - около 1,2 миллиона тонн. Сложим с произведенными в 2015 году 2,1 миллиона тонн. Конечно, 600-700 тысяч тонн пойдет на семена, какая-то часть - на промышленную переработку. Но вне всяких сомнений, даже после того как мы вычтем зерно на все эти нужды, у нас еще остается небольшой запас. А в июле - уже новый урожай. Ну что, есть дефицит?"
В появлении слухов о дефиците определенная заслуга принадлежит российским крестьянам, которые, чувствуя конъюнктуру рынка, предпочитают придержать товар. При этом на внутреннем рынке зерно продают по тем же ценам, что и на внешнем, но, конечно, экспортеры находятся в более выгодном положении.
"Разница в том, что мукомолы не могут сразу выкупить зерно: они просят рассрочку, берут кредиты, и поэтому крестьяне менее охотно торгуют с ними. Треть мукомольных предприятий, по данным Росстата, вообще сейчас убыточны. А экспортеры привозят зерно в порт, выставляют счет-инвойс и сразу получают деньги. С этой точки зрения работать с зарубежным покупателем, конечно, выгоднее", - отметил глава Союза мукомолов.
Что касается возможного повышения цены на хлеб, то получается, что она состоит из электричества и бензина, а зерно и мука, с какими-то их колебаниями, тут ни при чем.

Цены на зерно и в России, и в мире в течение последних лет сильно колебались, менялись и в 1,5, и в 2 раза. Вслед за зерном менялись и цены на муку - они неоднократно и значительно падали. Пшеничная мука за два месяца 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года подешевела. В феврале 2015 тонна муки высшего сорта в среднем по России стоила 17 тысяч рублей, а по данным на 15 февраля 2016 года - чуть выше 16 тысяч рублей. Тонна ржаной муки подорожала на 25 процентов, с 10 тысяч до 12 тысяч рублей, но, как мы помним, ее доля в производстве и потреблении хлеба невысока.
"Вспомните, хоть раз снижалась ли хотя бы на рубль цена на хлеб? Хотя бы оптовая, не говоря уж о розничной. Ни разу. Она только растет", - разводит руками Аркадий Гуревич. Но тут же уточняет: "Хлебопеков в этом тоже обвинять нельзя. В себестоимости массовых сортов хлеба доля самого сырья не превышает 25-30 процентов. Остальное - это электроэнергия, логистика и другие издержки, которые действительно постоянно дорожают. Кроме того, отрасль регулируется государством, за ценой на хлеб постоянно следят. Несмотря на все жалобы потребителей, нужно признать, что цены на хлеб в России примерно раз в 10 ниже, чем в Европе, например в Германии".
В сложившейся ситуации участники этой индустрии в России вынуждены экономить на обновлении материально-технической базы. Банки хлебозаводам и мукомолам инвестиционные кредиты дают неохотно, и их можно понять. Если производство балансирует на грани рентабельности, никакой банк не заинтересован его кредитовать - велик риск, что возвращать долг предприятию окажется нечем.
Но далеко не вся отрасль находится в застое. За снижение качества хлебобулочных изделий ответственны, прежде всего, небольшие частные предприятия, так называемые мини-мельницы, которые, по словам Гуревича, "растут, как грибы-поганки после дождя", в результате чего, по его оценкам, около 40 процентов муки в России производится "неизвестно где и неизвестно из чего". Слова представителя Россельхознадзора Алексея Алексеенко "качество хлеба деградирует буквально на глазах" становятся понятнее.

"Маленькие частные пекарни стараются конкурировать за счет удешевления своей продукции. Чтобы сократить стоимость производства, они покупают некондиционную, откровенно контрафактную муку с уже упомянутых мини-мельниц, - объясняет Аркадий Гуревич. - Последние, не имея собственных лабораторий, добавляют ячмень, используют фуражное зерно, зараженное, с долгоносиком. И на том, что получится, пишут: "высший сорт". Конечно, такая продукция дешевле, чем у крупных предприятий, примерно на 15 процентов".
По словам эксперта, даже крупный и добросовестный производитель порой не может побороть искушение приобрести такую муку, чтобы удешевить хлеб. Вот потому и падает качество хлебобулочных изделий.
"А представьте, что получается у пекарен, которые пекут только из этого, прямо скажем, дерьма. Это отрава чистейшей воды. И это не пустые слова, а оценка как государственных, так и независимых лабораторий", - подчеркнул Гуревич.
"То есть о пальмовом масле все кричат, а эту проблему в упор не видят?" - удивился собеседник +Царьграда+
"Мы тоже кричим, но на все попытки получаем ответ, что это малый бизнес, и его надо развивать", - ответил эксперт.
Примерно того же мнения придерживается президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский: "Из-за ухудшения в целом экономического положения хлебокомбинатам приходится жертвовать качеством своей продукции. Кроме этого, из-за сдерживания государством роста цен на хлебную продукцию в социальном сегменте, в России ее стоимость одна из самых низких в мире. Хлебозаводы с дешевым хлебом не могут выйти на рентабельность, если не будут снижать качество хлеба. Кроме сдерживания цены на хлеб пекарни несут большие издержки, связанные с энергозатратами, и ряд друг крупных статей расходов".

Конечно, защитников мелких предприятий можно понять. Практически во всех уголках мира частные пекарни и кондитерские не просто стоят на каждом шагу, но многие из них уже стали фирменной гастрономической достопримечательностью своего региона или страны. Круассаны и багеты, пицца и штрудель, пита и лаваш, ситники и калачи, а также тысячи безымянных изобретений "Лучшей пекарни на этой улице", ради которых рано утром за еще теплым хлебом выстраиваются очереди местных жителей. Конкуренция в хлебной отрасли всегда велика, но решать этот вопрос традиционно старались не с помощью удешевления производства за счет зараженного и некачественного сырья, а благодаря доброму имени и "вкусной" репутации.
Возможно, некоторые отечественные производители до этого осознания еще не доросли, и обеспечить их добросовестность можно только надзорами и проверками. Пока уходить от строгого государственного контроля в хлебной отрасли нельзя. Однако все разговоры о дефиците хлеба и взлете цен - не более чем нагнетание обстановки со стороны опять же не очень порядочных игроков рынка. Странно только, что их мнения озвучивает на всю Россию крупнейшая государственная газета.
С другой стороны, возможно, иногда лучше "перебдеть" и привлечь внимание к теме до того, как страшилки о пустых полках станут реальностью. Ведь в России хлеб, по-прежнему, всему голова.
Анастасия Казимирко-Кириллова, +Царьград+
http://tsargrad.tv/topic/hlebo-bulochnyj-perepoloh









Previous post Next post
Up