Когда-то, споря со мной по поводу принятия очередного закона нашей ГосДумой, один мой собеседник заострил мое внимание на одной интересной детали: Алексей, сказал он, законопроект был принят в первом чтении, а не закон. Сначала я подумал «А какая разница?», но потом начал разбираться в деталях и выяснил много нового для себя в смысле принятия законов в РФ. Во-первых, вносить законопроекты на рассмотрение парламента у нас может не кто попало, а только лишь строго очерченный круг субъектов: президент РФ, Совет Федерации или отдельные его члены, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы регионов, ну и еще высшие суды - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. От остальных никакие законопроекты не принимаются. И вносить их надо только в Госдуму: внес его по ошибке в Совет Федерации или в администрацию президента - всё, гуляй, Вася, жуй опилки… Если все сделано верно, законопроект поступит на первое чтение, где будут обсуждать концепцию и основные положения законопроекта. А вот уже по факту рассмотрения внесенного проекта в первом чтении Дума принимает решение: либо принимает закон - это если за его принятие проголосует большинство депутатов Госдумы, - либо отклоняет его, либо принимает законопроект в первом чтении и работает над ним дальше с учетом предложений и замечаний в виде поправок.
Процесс пошел!
Если в первом чтении был принят законопроект, а не закон, то в течение 4 месяцев со дня окончания первого чтения начинается второе чтение. Тут уже предполагается детальное изучение законопроекта и поправок к нему, которые готовит специальный ответственный комитет Думы. В этом чтении нижняя палата может вернуть проект в ответственный комитет для доработки, а может сама вернуться к первому чтению. Если Думе закон совсем не нравится, она его отклоняет и больше к нему не возвращается. И, опять же, она может принять законопроект во втором чтении или уже закон - но тогда уж в законе все должно быть идеально, и все необходимые экспертизы к этому времени должны быть уже проведены. Если же пока принят не закон, но законопроект, то у депутатов еще остается третье чтение - рассмотрение проекта без внесения поправок, где голосуют либо за его принятие в качестве закона, либо за его отклонение. Если парламентарии приходят к решению не в пользу принятия, то о законопроекте можно забыть.
Разворачиваются процессы!
По факту принятия закона в третьем чтении, сам закон и все сопутствующие материалы передаются в Совет Федерации. Он тоже может взбрыкнуть, и тогда документ направляется в ответственный комитет Думы, который, в зависимости от ситуации, может рекомендовать либо создать согласительную комиссию с СФ, либо настоять на своем и принять закон в «думском варианте», либо вообще убрать его с рассмотрения с глаз долой. Если же в Совете Федерации все прошло хорошо, то председатель Государственной Думы в течение пяти дней направляет президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Тот тоже может применить «банхаммер» - у него есть право вето, на преодоление которого требуется не менее двух третей голосов и в той, и в другой палате парламента. Подписанный же и опубликованный в «Собрании законодательства РФ» и в «Российской газете» закон приобретает силу по истечении 10 дней с момента опубликования - если в самом акте не предусмотрены другие сроки. В общем, все довольно сложно.