Оригинал взят у
dobriydoktor в
Уникальное явление Палеха...Оригинал взят у
otevalm в
Уникальное явление Палеха...Прилетела под утро Жар-птица, уронив золотое перо.
Прискакала к воде кобылица - из-под ног чистых брызг серебро.
И рассветные краски не резки, еле видные, как на слюде,
Отражаются лики и фрески в красноватой ольховой воде.
Жар-перо всех вокруг опалило. Краски Палеха не перенять.
Византийская мощная сила продолжает на русских влиять....
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1840474/1840474_800.jpg)
Купидон и Психея
Палех....Своеобразное и тонкое искусство лаковой миниатюры Палеха вобрало в себя как основу принципы древнерусской живописи и народного творчества. В настоящее время палехская миниатюра является неотъемлемой частью отечественного декоративно-прикладного искусства в целом. Наряду с развитием древних традиций оно несeт в себе поэтическое видение мира, свойственное русским народным сказкам и песням.
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1840745/1840745_800.jpg)
Свадьба. Ларец. 1994 Лопатина Нина Павловна.
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1840949/1840949_800.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1841287/1841287_800.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1841657/1841657_800.jpg)
Пора сенокосная. Триптих. 1993 Лопатин Николай Павлович.
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1841830/1841830_800.jpg)
Шкатулка Купец Калашников, Охота, 1989
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1841971/1841971_800.jpg)
Айвенго
Рождение этого искусства в Палехе не случайно. Оно явилось закономерным результатом развития многовековых традиций в новых исторических условиях, унаследовав мастерство многих поколений иконописцев. Старый палехский опыт богат и многообразен.
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1842273/1842273_800.jpg)
Лесное Чудо
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1842455/1842455_800.jpg)
Сказка о Золотом Петушке
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1842731/1842731_800.jpg)
Гамлет
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1843099/1843099_800.jpg)
Снегурочка
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1843237/1843237_800.jpg)
Русский лен. Шкатулка. 1974 Кукулиева Калерия Васильевна
Самостоятельный палехский стиль иконописания сформировался только к середине XVIII века. Несмотря на то, что церковь требовала строгого соблюдения всех канонов и правил изображения каждого элемента иконы, они изменялись в зависимости от места и времени изготовления иконы. Менялась манера изображения лиц, фигур, элементов пейзажа, зданий (палат), повозок и т.д.
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1843641/1843641_800.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1843932/1843932_800.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1844125/1844125_800.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1844381/1844381_800.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1844559/1844559_800.jpg)
На иконах можно было встретить и бытовые детали: мебель, одежду, оружие, упряж лошадей. Всe это изучалось палехскими мастерами и с большим отбором и творческими изменениями использовалось в миниатюрной живописи.
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1844764/1844764_800.jpg)
Карточная Королева
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1845082/1845082_800.jpg)
Тарелка. Времена Года
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1845423/1845423_800.jpg)
Золушка
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1845666/1845666_800.jpg)
Имя Музы
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1845995/1845995_800.jpg)
Звездочёт
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1846252/1846252_800.jpg)
Бой Челубея с Пересветом. Шкатулка. 1945
Некоторые иконы рассказывали целые повести о житии и чудесах того или иного святого (например Николая Чудотворца). Такие иконы назывались житийными. В центре иконы, середняке, помещалось изображение святого, а вокруг него распологалась серия мелких картин, называвшихся клеймами, которые дополняли основной сюжет середняка. Клейма часто заключались в прямоугольные рамки, но иногда свободно располагались вокруг середняка.
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1846375/1846375_800.jpg)
Витязь в Тигровой Шкуре
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1846707/1846707_800.jpg)
Властелин Колец
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1847004/1847004_800.jpg)
Щелкунчик
Хотя житийные иконы встречались уже XIV веке, большое распространение они начали получать начиная с XVI века, особенно в строгановских иконах (по имени купцов Строгановых, основавших на рубеже XVI-XVII веков иконописные мастерские в Москве и Сольвычегорске). Строгановский стиль отличается миниатюрной тонкостью письма и точно рассчитанной сложной композицией. Строгановские иконы были невелики по размерам, имели яркий цвет и обилие золота.
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1847145/1847145_800.jpg)
Стрибожи Внуки
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1847441/1847441_800.jpg)
Фавн и Нимфы
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1847671/1847671_800.jpg)
Карточная Королева
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1847809/1847809_800.jpg)
Но не только строгановские иконы оказали влияние на искусство Палеха. В XVII веке возникают новые очаги народного стиля - во фресковой живописи и многофигурной иконописи Ярославля, Костромы и Ростова Великого, имеющих развитые жизненные элементы. В этот же период в Москве появляется ушаковский стиль (по имени царского изографа Симона Ушакова), характеризующийся большим вниманием к образу человека, стремлением к правдоподобию изображения. Все эти явления вместе с западными влияниями (фрязь) нашли своe отражение в палехской иконописи и дальнейшее развитие в палехской лаковой миниатюре.
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1848192/1848192_800.jpg)
Сказка о Коньке-Горбунке
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1848535/1848535_800.jpg)
Двенадцать Месяцев
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1848649/1848649_800.jpg)
Гроссмейстер
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1849035/1849035_800.jpg)
Персей
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1849173/1849173_800.jpg)
Садко и Морской Царь
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1849432/1849432_800.jpg)
Гуси-Лебеди
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1849778/1849778_800.jpg)
Тайны Народа Майя
Палехские лаковые миниатюры пишутся на изделиях - шкатулках, баульчиках, пластинах, брошах, пудреницах, - изготовленных из папье-маше. Отличительными чертами палехской школы являются: миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо; общий мягкий тон письма; многообразие элементов композиции и их живописность; узорчатость палатного письма; разнообразие радужных сияний; вписание гор остроконечными лещадками; деревья с натуральной листвой; удлинeнность фигур подобно строгановским; тонкость плави голов и обнажeнных частей фигур; пробелы краской, широкие и светлые, с резкой и очень тонкой белой оживкой, а иногда золотом "в полуперо"; фоны разных тонов (вплоть до золотых).
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1849903/1849903_800.jpg)
Купидон и Психея
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1850237/1850237_800.jpg)
Русские Волшебные Сказки
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1850398/1850398_800.jpg)
Цирк
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1850784/1850784_800.jpg)
Морской Мир
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1850932/1850932_800.jpg)
Алиса в Зазеркалье
![](http://ic.pics.livejournal.com/otevalm/45358167/1851271/1851271_800.jpg)
Золотой горшок
Сам Палех расположен в 65 км к востоку от города Иваново на берегах реки Палешки, протекающей среди холмов, покрытых лиственными лесами.