Сходили на барочную оперу Иоганна Маттезона
"Борис Годунов или Хитроумием приобретенный трон" 1710 года. Это нечто.
Работа по реализации, пожалуй, главного проекта фестиваля Early music за все время его существования, велась два года. Идея постановки принадлежит нашим организаторам фестиваля. Команда - интернациональная. Премьера была в Гамбурге. Потом оперу показали в Петербурге, и вот теперь - в Москве.
Если брать в рассчет пресловутый "аутентизм", которым у нас принято козырять при исполнении любого барочного шедевра, то тут речь, конечно, не идет о реконструкции. Но, как видно из творческих биографий авторов постановки, они знают барочную оперу непонаслышке, и вот теперь, работая над "Борисом Годуновым", решили "пофантазировать на тему". Надо сказать, фантазия удалась. Постановка завораживает минимализмом. Ему сопутствует удивительное чувство стиля, которое ни разу не изменило создателям. Режиссер и хореограф Клаус Абромайт привлек художника по костюмам и декорациям Штефана Дитриха (который последние несколько лет специализируется на старинных оперных спектаклях - кстати, ему отдельное спасибо, львиная доля очарования "Бориса Годунова" - в потрясающей работе Дитриха), питерский "Оркестр Екатерины Великой" (также известный своей страстью к старинной музыке), барочный же балет "Анжолини" (опять из Петербурга). Я, конечно, еще тот знаток хореографии, но подумалось, что Фосси много из барочного балета взял - интересно, говорил ли он сам где-нибудь про это, или это просто мои домыслы.
Если говорить про музыку, то сначала опера мне шла туго. Видимо, с непривычки (не слушал я прежде в театрах барочную музыку в таком объеме). Но где-то к концу первого действия (всего их было три), видимо, втянулся, во мне вдруг что-то перевернулось, и потом - просто чистый кайф. Впрочем, музыкальный материал учитель Генделя Маттезон, как мне показалось, распределил согласно какой-то современной логике индустрии развлечений. Самые вкусные арии начались со второй половины оперы, а главный, на мой взгляд, хит - дуэт - достался третьему действию. Буду в Петербурге - обязательно схожу снова (в результате постановку в свой репертуар приобрел Михайловский театр).
Кстати, о непривычке: треть зрителей покинуло зал "Новой Оперы" после первого действия.
Развороты из журнала "Афиша", N 20 (211), фотограф Иван Пустовалов.