В околоцерковных кругах нередко бытует странное понимание этой притчи: якобы все девы являются потенциальными невестами Жениха, притом "потенциальными" даже не в смысле возможного выбора одной их них, а в смысле возможного выбора любого их количества. Например:
"Что в данной притче мы можем сказать о мудрости, ведь все девы ждали жениха, верили,
(
Read more... )
Два вопроса.
1) Как по вашему образуется Церковь Небесная (если Церковь земная воинствующая это не невеста , а посторонние гражданки )
2) и насколько околоцерковен и заблуждается преподобный Макарий Великий, который пишет
"Удерживаясь мирскими узами и земною какою-нибудь любовию, не посвятили они небесному Жениху всей любви своей и приверженности, и не принесли с собою елея. А души, взыскавшие необычайного для естества, - святыни Духа, всею своею любовию привязаны ко Господу, с Ним ходят, от всего отвращаясь, к Нему устремляют молитвы и помышления; за что и сподобились они приять елей небесной благодати; и после сего могут течение свое продолжать непреткновенно, во всем вполне благоугождая духовному Жениху. Души же, оставшиеся в естестве своем, по земле пресмыкаются помыслом, о земле помышляют, и ум их на земле имеет жительство свое. Сами о себе думают они, что принадлежат Жениху, и украшены плотскими оправданиями; но, не прияв елея радости, не возродились они Духом свыше." azbyka. ru/biblia/in/?Mt.25:1&r~c~y#makariy-velikiy-egipetskiy-prp
Почему от посторонних гражданок требуется, чтобы они принадлежали Жениху и всей любовью к Нему привязывались и во всем благоугождали? И если все-таки требуется, то что в таком случае требуется от Невесты? Если то же самое, то почему различие - что церковь земную в невесты не берут, а небесную берут?
Возможно, будет не лишним уточнить, что под "браком Агнца" догматически понимается обитание Бога в человеке и причастность человеческого естества у святых Божественного усыновления по благодати. Следует ли из этого, что земная воинствующая Церковь зря на это надеется, будет этого лишена , и она только приглашена смотреть на это со стороны?
"
Reply
Я процитировал толкование архиеп.Никона (Рождественского). Оно не противоречит толкованию св.Макария, поскольку и в нем подчеркивается, что и благоразумные, и юродивые девы - суть члены земной церкви (ибо те, кто вне церкви, Жениха не ждут).
Reply
В тексте
tsakaloktonos-а идёт речь о буквальном смысле притчи, а в приведённой Вами цитате - о её духовном толковании:
"души, взыскавшие необычайного для естества, - святыни Духа, всею своею любовию привязаны ко Господу, с Ним ходят, от всего отвращаясь, к Нему устремляют молитвы и помышления; за что и сподобились они приять елей небесной благодати".
Т.е. св.Макарий говорит, что тот самый "елей" - Благодать Святаго Духа - души принимают от Господа (в чём сомневаться не приходится). Если механически переносить это толкование на буквальный смысл притчи - получается нелепица.
Reply
Я не понял, почему вы из всей цитаты св.Макария удалили все относящееся к теме и зачем-то мне начинаете рассказывать о происхождении елея?
Вопрос в том. правильно ли понимают "околохристиане" десять дев как невест Христовых.
У преподобного Макария (да и не только у него - это первое под руку попалось) говорится о том, что девы - это невесты Жениха.
Ваше разделение на "буквальный смысл притчи" и "духовный смысл притчи" вызывает недоумение - ведь автор блога ссылается в доказательство своего мнения на слово архиепископа Никона (Рождественского), в котором как раз излагается одна из сторон духовного толкования притчи (девы - земная Воинствующая Церковь)
Reply
Вот фрагмент текста - дословно:
"Господь «сойдет с неба», сойдет в сопровождении Ангелов, друзей Небесного Жениха, ведя с Собой невесту - торжествующую Церковь святых Божиих и ожидая приветствия со стороны Церкви, еще воинствующей на земле".
Невеста - Церковь, находящаяся внутри Чертога; а всё действие притчи - обратите внимание! - происходит вне Чертога.
Reply
Чтобы дискуссия была более созидательной и менее разорительной: толкование , изложенное автором статьи и поддерживаемое вами, я не могу и не хочу обвинять в неправде или ереси - существуют толкователи Церкви , которые так именно и объясняют - помимо архиепископа Никона (Рождественского) - епископ Михаил (Лузин) в своем "Толковом Евангелии" разъясняет бытовые реалии израильского народа того времени и поясняет смысл дев . Однако это ОДНО из толкований, которое не исключает, а дополняет прочие. С вашей стороны, мне кажется, резко , неосторожно и опасно прочие толкования объявлять внушением "рогатого".
Reply
В латинском переводе Нового Завета, который сделал блж.Иероним, прямо сказано:
"Tunc simile erit regnum cælorum decem virginibus : quæ accipientes lampades suas exierunt obviam sponso et sponsae" -
"...вышли навстречу жениху и невесте"
Reply
Вот именно!
Если 10 дев вышли навстречу жениху и невесте, то сами они - наверняка невестами не являются!
Reply
Теперь понятно.
Просьба уточнять, что под "околоцерковными кругами" вы имеете в виду католических дисседентов, а под "церковью" папизм.
Извините за вторжение. Не имел намерения препятствовать дружеским ватиканским посиделкам.
Reply
Я полагаю, что Вы на Литургии Преждеосвященных Даров не ходите? Ведь эту Литургию составил Папа Римский Григорий Первый.
Конкретно по Вульгате. С сайта Православие.ру:
"Выдающийся ученый своего времени, блаженный Иероним оставил Церкви богатое письменное наследие: сочинения догматико-полемические, нравственно-аскетические, труды по истолкованию Священного Писания, труды исторические. Но главным его подвигом был сделанный заново перевод на латинский язык книг Нового и Ветхого Завета. Этот перевод под названием Вульгаты вошел во всеобщее употребление в Западной Церкви".
https://days.pravoslavie.ru/Life/life1314.htm
Reply
Извините, ход вашей мысли настолько таинственный и непредсказуемый.
Вопрос был про соотношение небесной и воинствующей церкви и слова св.Макария, которые ваш единомышленник приписывает бесам - вы мне цитируете Вульгату Клементину.
В доказательство преимущества над церковным (греческим и славянским) текстом Вульгаты папы Климента конца 16 века вы мне сообщаете о том, что Литургию Преждеосвященных составил Григорий Первый (что ошибочно - св.Григорий ввел ее в Римскую Церковь и несколько упорядочил , а не сочинил )
Затем доказываете авторитетность ваших умозаключений тем, что Вульгата обязательна для папистов, которую вслед за православиемру величаете Западной Церковью.
Я уже извинился, что попал в ваш блог, больше не буду.
Всего доброго.
Reply
В списках Вульгаты, намного более ранних, чем Клементиновская Вульгата, Мф.25,1 заканчивается так, как я процитировал: "вышли навстречу жениху и невесте".
Reply
Leave a comment