Мой комментарий к записи «″Се, Жени́х гряде́т в полу́нощи...″» от antisovetchina7

Apr 30, 2024 20:37

В околоцерковных кругах нередко бытует странное понимание этой притчи: якобы все девы являются потенциальными невестами Жениха, притом "потенциальными" даже не в смысле возможного выбора одной их них, а в смысле возможного выбора любого их количества. Например:
"Что в данной притче мы можем сказать о мудрости, ведь все девы ждали жениха, верили, ( Read more... )

Leave a comment

ortheos April 30 2024, 17:14:39 UTC

Два вопроса.

1) Как по вашему образуется Церковь Небесная (если Церковь земная воинствующая это не невеста , а посторонние гражданки )
2) и насколько околоцерковен и заблуждается преподобный Макарий Великий, который пишет

"Удерживаясь мирскими узами и земною какою-нибудь любовию, не посвятили они небесному Жениху всей любви своей и приверженности, и не принесли с собою елея. А души, взыскавшие необычайного для естества, - святыни Духа, всею своею любовию привязаны ко Господу, с Ним ходят, от всего отвращаясь, к Нему устремляют молитвы и помышления; за что и сподобились они приять елей небесной благодати; и после сего могут течение свое продолжать непреткновенно, во всем вполне благоугождая духовному Жениху. Души же, оставшиеся в естестве своем, по земле пресмыкаются помыслом, о земле помышляют, и ум их на земле имеет жительство свое. Сами о себе думают они, что принадлежат Жениху, и украшены плотскими оправданиями; но, не прияв елея радости, не возродились они Духом свыше." azbyka. ru/biblia/in/?Mt.25:1&r~c~y#makariy-velikiy-egipetskiy-prp

Почему от посторонних гражданок требуется, чтобы они принадлежали Жениху и всей любовью к Нему привязывались и во всем благоугождали? И если все-таки требуется, то что в таком случае требуется от Невесты? Если то же самое, то почему различие - что церковь земную в невесты не берут, а небесную берут?

Возможно, будет не лишним уточнить, что под "браком Агнца" догматически понимается обитание Бога в человеке и причастность человеческого естества у святых Божественного усыновления по благодати. Следует ли из этого, что земная воинствующая Церковь зря на это надеется, будет этого лишена , и она только приглашена смотреть на это со стороны?

"

Reply

tsakaloktonos April 30 2024, 17:37:32 UTC

Я процитировал толкование архиеп.Никона (Рождественского). Оно не противоречит толкованию св.Макария, поскольку и в нем подчеркивается, что и благоразумные, и юродивые девы - суть члены земной церкви (ибо те, кто вне церкви, Жениха не ждут).

Reply

antisovetchina7 April 30 2024, 18:39:02 UTC
"насколько околоцерковен и заблуждается преподобный Макарий Великий"
В тексте
tsakaloktonos-а идёт речь о буквальном смысле притчи, а в приведённой Вами цитате - о её духовном толковании:
"души, взыскавшие необычайного для естества, - святыни Духа, всею своею любовию привязаны ко Господу, с Ним ходят, от всего отвращаясь, к Нему устремляют молитвы и помышления; за что и сподобились они приять елей небесной благодати".
Т.е. св.Макарий говорит, что тот самый "елей" - Благодать Святаго Духа - души принимают от Господа (в чём сомневаться не приходится). Если механически переносить это толкование на буквальный смысл притчи - получается нелепица.

Reply

ortheos April 30 2024, 18:51:41 UTC

Я не понял, почему вы из всей цитаты св.Макария удалили все относящееся к теме и зачем-то мне начинаете рассказывать о происхождении елея?

Вопрос в том. правильно ли понимают "околохристиане" десять дев как невест Христовых.

У преподобного Макария (да и не только у него - это первое под руку попалось) говорится о том, что девы - это невесты Жениха.
Ваше разделение на "буквальный смысл притчи" и "духовный смысл притчи" вызывает недоумение - ведь автор блога ссылается в доказательство своего мнения на слово архиепископа Никона (Рождественского), в котором как раз излагается одна из сторон духовного толкования притчи (девы - земная Воинствующая Церковь)

Reply

antisovetchina7 April 30 2024, 19:09:22 UTC
"слово архиепископа Никона (Рождественского), в котором как раз излагается одна из сторон духовного толкования притчи (девы - земная Воинствующая Церковь)"
Вот фрагмент текста - дословно:
"Господь «сойдет с неба», сойдет в сопровождении Ангелов, друзей Небесного Жениха, ведя с Собой невесту - торжествующую Церковь святых Божиих и ожидая приветствия со стороны Церкви, еще воинствующей на земле".
Невеста - Церковь, находящаяся внутри Чертога; а всё действие притчи - обратите внимание! - происходит вне Чертога.

Reply

ortheos April 30 2024, 19:12:07 UTC

Чтобы дискуссия была более созидательной и менее разорительной: толкование , изложенное автором статьи и поддерживаемое вами, я не могу и не хочу обвинять в неправде или ереси - существуют толкователи Церкви , которые так именно и объясняют - помимо архиепископа Никона (Рождественского) - епископ Михаил (Лузин) в своем "Толковом Евангелии" разъясняет бытовые реалии израильского народа того времени и поясняет смысл дев . Однако это ОДНО из толкований, которое не исключает, а дополняет прочие. С вашей стороны, мне кажется, резко , неосторожно и опасно прочие толкования объявлять внушением "рогатого".

Reply

tsakaloktonos April 30 2024, 19:18:35 UTC

В латинском переводе Нового Завета, который сделал блж.Иероним, прямо сказано:

"Tunc simile erit regnum cælorum decem virginibus : quæ accipientes lampades suas exierunt obviam sponso et sponsae" -

"...вышли навстречу жениху и невесте"

Reply

antisovetchina7 April 30 2024, 19:45:17 UTC
"вышли навстречу жениху и невесте"
Вот именно!
Если 10 дев вышли навстречу жениху и невесте, то сами они - наверняка невестами не являются!

Reply

ortheos May 1 2024, 12:09:07 UTC

Теперь понятно.
Просьба уточнять, что под "околоцерковными кругами" вы имеете в виду католических дисседентов, а под "церковью" папизм.

Извините за вторжение. Не имел намерения препятствовать дружеским ватиканским посиделкам.

Reply

tsakaloktonos May 1 2024, 13:31:15 UTC

Я полагаю, что Вы на Литургии Преждеосвященных Даров не ходите? Ведь эту Литургию составил Папа Римский Григорий Первый.

Конкретно по Вульгате. С сайта Православие.ру:

"Выдающийся ученый своего времени, блаженный Иероним оставил Церкви богатое письменное наследие: сочинения догматико-полемические, нравственно-аскетические, труды по истолкованию Священного Писания, труды исторические. Но главным его подвигом был сделанный заново перевод на латинский язык книг Нового и Ветхого Завета. Этот перевод под названием Вульгаты вошел во всеобщее употребление в Западной Церкви".

https://days.pravoslavie.ru/Life/life1314.htm

Reply

ortheos May 1 2024, 20:48:37 UTC

Извините, ход вашей мысли настолько таинственный и непредсказуемый.

Вопрос был про соотношение небесной и воинствующей церкви и слова св.Макария, которые ваш единомышленник приписывает бесам - вы мне цитируете Вульгату Клементину.

В доказательство преимущества над церковным (греческим и славянским) текстом Вульгаты папы Климента конца 16 века вы мне сообщаете о том, что Литургию Преждеосвященных составил Григорий Первый (что ошибочно - св.Григорий ввел ее в Римскую Церковь и несколько упорядочил , а не сочинил )

Затем доказываете авторитетность ваших умозаключений тем, что Вульгата обязательна для папистов, которую вслед за православиемру величаете Западной Церковью.

Я уже извинился, что попал в ваш блог, больше не буду.

Всего доброго.

Reply

tsakaloktonos May 1 2024, 23:47:23 UTC

В списках Вульгаты, намного более ранних, чем Клементиновская Вульгата, Мф.25,1 заканчивается так, как я процитировал: "вышли навстречу жениху и невесте".

Reply


Leave a comment

Up