24 июля в 20.00 в рамках нашего движения «Книги вслух» произошло интересное событие - у нас открылся Киноклуб! Мы давно поговаривали о том, что интересно было бы обсуждать не только книги, но и фильмы. Соскучившись друг по другу в период карантина, мы захотели этого вдвойне)
Конечно, обсуждать онлайн, да еще в режиме чата, а не видеоконференции - дело не слишком удобное, но, оказалось, что и такой формат обсуждения имеет свои плюсы. В виде текста лучше видна позиция участников, никто не стеснялся выражать свои мысли и чувства.
Первое обсуждение было посвящено культовому фильму времен советской перестройки «Плюмбум, или опасная игра».
Знаменитый фильм маститого режиссера Вадима Абдрашитова по сценарию его верного талантливого сценариста Александра Миндадзе. Кто-то из участников смотрел его ранее, а кто-то увидел только сейчас.
Суть фильма, о котором, кажется, не слышал лишь ленивый, в двух словах такова: 15-летний школьник Руслан (по кличке Плюмбум), обуреваемый жаждой «творить добро», помогает правоохранительным органам, выявляя различных «неблагонадежных» личностей - чаще всего, действительно, преступников. Но со временем Руслан все больше и больше втягивается в эту игру и его желание стать «санитаром общества», не интересуясь причинами, побудившими людей на проступки, начинает причинять вред людям.
Спектр поднимаемых в обсуждении вопросов был широк, но, тем не менее, конкретен: о главных впечатления от фильма и доверии к авторам, об основной теме фильма, особенностях характера главного героя и его достоверности, актуален ли фильм сейчас, имеются ли похожие отражения в кино и литературе, и т.д.
Невозможно пересказать всё, о чем мы говорили в течение двух с лишним часов, но было очень интересно наблюдать столкновения мнений, менталитетов и культур в нашей небольшой группе участников)
Получилось так, что большая часть из нас не смотрели фильм в то время, когда он вышел. Поэтому посмотрели, готовясь к просмотру и посмотрели с интересом! Столкновение мнений произошло с первых минут обсуждения - часть посмотревших, хоть с оговоркой, но поверили авторам фильма, а у другой части фильм вызвал чувство нереальности происходящего и оставил чувство некоторого недоумения. Реализм с элементами гротеска или полная чепуха? Или иллюстрация к тезису Гегеля о том, что « если слишком рьяно бороться со злом, окажешься на его стороне»? Еще одна версия - что это фильм о психологической травме и том, как она может искорежить душу и жизнь человека.
Все были согласны с тем, что некоторые детали явно преувеличивают советскую реальность и фильм построен на соприкосновении с нереальным. Возможно, эти детали были нужны авторам для привлечения внимания зрителей. Также прозвучало мнение, что фильм снят схематично и мораль уж слишком «на поверхности».
Была высказана очень интересная мысль, что всё становится на свои места, если начать воспринимать происходящие в фильме события только с точки зрения Плюмбума, вернее, со стороны мира, который он выстроил. Однако авторы фильма никак не подчеркнули такой «взгляд».
Много спорили мы и о финале фильма. Должен ли измениться Плюмбум после гибели единственного человека, который любил его? Поймет ли он что-нибудь? Или это мы должны понять что-то важное о нём и жизни, и каждый своё?
И все дружно согласились, что фильм напомнил повесть Ю.Вяземского «Шут», которая также была предметом непростого обсуждения в нашем движении.
В заключение всем было предложено оценить фильм по 10-балльной шкале, и диапазон оценок был разительный - от 3 до 9. В результате он получил от нас, восьми участников, всего 49 баллов.
Хочется выразить благодарность всем участникам нашего плотного двухчасового общения! Я считаю, что разговор получился конструктивный и мы честно попытались разобраться, о чем фильм.
Следующая дискуссия будет посвящена фильму «Одержимость» (США, 2014 г.)