Кафедра добра

Mar 27, 2016 21:45

Этот текст я написала полгода назад. В библиотеке, где я работаю, задумали выпустить сборник с откровениями библиотекарей о профессии, о коллегах, о хобби... Мне не хотелось писать высоких слов о профессии библиотекаря. Но неожиданно, сам собой, легко, написался текст о театре - и попал в сборник в раздел "Тропою творчества". Уместно показать его сегодня, в День театра...

«…спутник мой раздвинул другие портьеры, и мы оказались
в маленьком зрительном зале мест на триста.
Под потолком тускло горело две лампы в люстре, занавес был открыт,
и сцена зияла. Она была торжественна, загадочна и пуста…
- Этот мир мой... - шепнул я, не заметив, что начинаю говорить вслух…»
М.Булгаков «Театральный роман»

«Да, Татьяне Львовне повезло! - как-то услышала я слова одной из моих коллег. - Выбрала себе профессию, которая совпала с её хобби…»
Мне только и осталось, что скептически хмыкнуть. Если бы всё было так просто… Конечно, я люблю книги и случайно ставшую моей профессию библиотекаря, но хобби-то у меня всю жизнь было другое. С самого раннего детства.
Еще в детском саду воспитатели мне поручали роли разных сказочных персонажей на праздничных утренниках. Почему - не знаю. Возможно, из-за громкого моего голоса, который невозможно было «спрятать» при играх на свежем воздухе. Сыгранных персонажей помню туманно, а вот как кружусь вокруг елки под музыку и читаю стихи, как из-за волнения плывет перед глазами, и как я расплывчато вижу зрителей - это помню очень хорошо.
Что такое театр? Для меня это точно не декорации и костюмы. На сцену может выйти человек в джинсах и свитере, расстелить коврик или мелом обозначить пространство, и начнется ТЕАТР…
Иногда видишь настоящий театр в игре ребенка. Чем он младше - тем самозабвеннее играет, и не заботится о том, во что одет и как выглядит, он весь в игре и ничего вокруг себя не замечает.
Так и настоящий актер, который на сцену выходит - не покрасоваться и показать «себя, любимого». Он выходит, потому что иначе не может, выходит, чтоб выразить себя, свой мир и донести мысль. Конечно, необходимо, чтобы было что выразить и что донести. Вот поэтому легко отличить плохого актера от хорошего, по настоящему «больного» своей профессией.
Не дай вам Бог хоть раз зайти на сцену
С той стороны, где дверь "служебный вход",
Где всё имеет подлинную цену,
Где всё не так, где все наоборот. (А.Макаревич)
Мне повезло - в моей жизни были люди, по-настоящему одержимые театром…
В 8 лет с группой летнего школьного лагеря я попала на спектакль детского кукольного театра в ДК Нефтехимиков. Ничего, вроде бы, особенного, обыкновенный детский спектакль. Вот только все роли исполняли дети, в том числе моего возраста. После спектакля я и еще несколько человек зашли за кулисы. Потом посидели на репетиции, которые вела руководитель - актриса народного театра музыкальной комедии Любовь Семеновна Побединская.
Я отзанималась в этом театре 8 с половиной лет. Хотя правильнее сказать - отработала. Это было уникальное место и сейчас невозможно представить детский коллектив, где дети делают всё сами. Сами монтируют и переносят ширму и декорации, которые крепились на железных тяжелых подставках-треногах, которые нужно было, раскручивая тугой крепеж, поднять высоко вверх и зафиксировать в нужном положении. Создавать на ширме сказочное пространство с домиками, деревьями, цветами… Надевать куклу на руку и на протяжении часа, пока длится спектакль, эту руку не опускать, иногда морщась от боли… Уметь говорить громко и четко, уметь петь и работать с микрофоном… Изображать зверей, играть разных персонажей - от лесного мальчишки Шишиги до бабушек и дедушек из русских сказок…
И была возможность сыграть любую роль, даже если ты внешне не похож на персонажа. Тебя же не видно за ширмой)
Это было не развлечение, а работа. И сейчас я понимаю, как многому меня научили эти занятия в нравственном плане - ответственности за себя и других, собранности - потому что нельзя опоздать на репетицию и подвести товарищей! Тем более на спектакль - ведь актер имеет право не прийти на спектакль только в одном случае - если он умер. Детский театр научил меня работать в коллективе, научил терпению и взаимовыручке - когда у кого-то не получается роль, и он вынужден повторять снова и снова, а все другие ждут и пытаются ему помочь… Умению не обижаться на критику - и руководителя, и сверстников. Настоящей дружбе, когда в ответе друг за друга.
Конечно, оставались в нашем театре не все подряд, ведь не все готовы отдавать себя делу и работать почти без перерывов. Вот, например, зимние каникулы… По утрам наши сверстники сладко спят в своих постелях, а мы уже затемно спешим в ДК. Ведь у нас «ёлки»! Мы дарим людям праздник: сначала участвуем в представлении вокруг елки в фойе, помогая Деду Морозу и Снегурочке, а потом, когда детям раздадут подарки и они с родителями пройдут в зрительный зал - мы снова работаем для них, только за ширмой, показывая сказку. И такие представления по 3-4 раза на дню с 25 декабря по 8 января…
После нескольких лет занятий мне доверили заниматься с младшей группой: вести репетиции, проводить тренинги и упражнения, подбирать пьесы и роли. Еще появилась возможность выйти из-за ширмы, потому что мы начали ставить обычные драматические сценки. Для меня это было новым, поэтому интересным...
В старших классах пришло осознание, что театр, скорее всего, станет частью моей жизни. Были прочитан Станиславский и Товстоногов, а настольной книгой стала книжка Марка Захарова «Контакты на разных уровнях»… И как раз в этот период появился в моей жизни человек, которому было суждено продолжить моё «театральное образование».
Выпускник режиссерского отделения московского театрального училища им. Щукина Николай Александрович Догадин до приезда в Орск успел поработать в разных театрах страны. Он явно отличался мастерством от других актеров Орского драматического театра, и спектакли с его участием мне было действительно интересно смотреть. Занесло в Орск его по простой причине - недалеко, в деревне под Оренбургом, жила его престарелая мама и он хотел быть к ней поближе. Николаю Александровичу было тогда 60 лет и он организовал в одном из Домов культуры молодежную театральную студию.
Странная была студия - немногочисленная и состоявшая далеко не из «отпрысков из интеллигентных семей». ПТУшники и студенты техникумов вкупе со студентами из музыкального училища, будущие медики и педагоги… Главное - желание заниматься театром и работать над собой. На этих занятиях и пришло ко мне открытие, как человек на самом деле зажат и плохо знает себя, свои возможности. Потому что на моих глазах застенчивые и угловатые ребята преображались. С горящими глазами, увлеченные и радостные, они становились на сцене красивыми.
Большое место на репетициях отводилось художественному чтению. Работа над словом увлекла меня особо. Оказывается, существуют определенные правила чтения стихов и прозы. И если их знать и поработать над текстом с карандашом в руках, пометив ударные слова, расставив акценты и обозначив паузы, то смысл стихотворения становится понятнее, словно сам автор говорит с тобой! и слова запоминаются быстрее…
Мы работали над стихами и прозаическими отрывками на многочасовых индивидуальных занятиях. Каждый студиец приходил в назначенное время. На этих занятиях было и трудно, и такой азарт охватывал - неужели у меня не получится? Помню, однажды мы с Николаем Александровичем два часа бились над моим отрывком, и продвинулись только на 3 предложения от начала. Потому что ведь столько нюансов надо взять во внимание: и настроение, с которым ты начинаешь читать, и мышечная свобода, и торопиться нельзя, и слова произносить орфоэпически правильно.
В перерывах Николай Александрович угощал чаем и много рассказывал про свои актерские опыты. Ведь повезло ему учиться у знаменитого ректора «Щуки» Бориса Захавы! Самая юная участница нашей студии как-то вывела такую ассоциацию: «Захава - ученик Станиславского, Николай Александрович - ученик Захавы, мы - ученики Николая Александровича».
Отзанимавшись в студии год, не поступив на вожделенный режиссерский факультет, я пришла работать в библиотеку. Решение было принято спонтанно, ведь книги в нашей семье всегда занимали почетное место. Мои родители не скрывали, что видели во мне библиотекаря. Хоть они и сами много читали, но за советом «что почитать» часто обращались ко мне.
Я же, в мыслях не связывая свою будущую жизнь с библиотекой, продолжала заниматься в театральной студии. Там тоже все любили книги. Мы часто обсуждали их, читали вслух любимые стихи и отрывки, новые пьесы. А Николай Александрович просто глотал всё подряд: и детективы, и новинки, хорошо знал отечественную классику. И даже книги Крапивина с моей подачи полюбил! Мою работу в библиотеке он одобрял: часто заходил ко мне, и даже однажды вмешался и поддержал меня в конфликте с нерадивыми читателями, которые вырвали из нового журнала листы.
Приходил он и на мои мероприятия, работу над которыми я только-только начинала осваивать. Сидя на последнем ряду, он вместе со мной отчаянно артикулировал, не осознавая, как это смешно и трогательно выглядит со стороны. Хвалил мои сценарии и выбор писателей, о которых я рассказывала. «Талант - это 97% труда и 3% удачи», любил повторять он и внушал мне, что нужно работать, работать и работать над собой. И что человек должен обязательно двигаться дальше, не останавливаться на достигнутом.
Что и говорить, он был человек не от мира сего. Идеалист и искатель справедливости. Жизнь его была нелегкой, потому что он не знал компромиссов - ни в работе, ни в жизни, ни в личных отношениях. Он стремился переделать мир вокруг, не мог мириться с подлостью и равнодушием. Великолепный актер, игравший когда-то в молодости Чацкого и Арбенина, он не понимал, как можно делать что-то вполсилы, жалеть себя, халтурить.
Когда его не стало, в жизни меня и моих друзей образовалась пустота, которая уже никогда не заполнится. Я думаю, что до сих пор каждый бывший студиец в душе остается ему благодарен и должен - за то, что он сумел: поднять каждого на другой уровень, раскрыть самого себя, увидеть красоту и значение Слова, и почувствовать в себе Творца. И как же хорошо, что у меня появилась возможность в этом эссе рассказать о режиссере и актере Николае Александровиче Догадине…
«Театр - это такая кафедра, с которой можно сказать миру много добра» - сказал Гоголь.
А библиотека разве не такая кафедра? - всегда думалось мне. Ведь мы окружены таким благодатным материалом - вокруг нас книги. Всего-то и надо: выбери, что тебе ближе и интереснее и говори читателям об этом!
Среди наших слушателей сейчас, увы, все больше тех, кто читает только по «школьной программе» - и это в лучшем случае. Значит, наша задача не только познакомить с книжками, но и сделать так, чтобы нечитающие люди вообще захотели читать! И тут театральные навыки очень помогают. Но это уже совсем другая история - скорее, для каких-нибудь методических рекомендаций коллегам-библиотекарям).
КОНЕЦ

личное, позвольте поделиться, настоящее, было, театр

Previous post Next post
Up