Публикация проекта закона о реформе Российской академии наук так ничего и не прояснила в отношении судьбы ее институтов. Стало лишь ясно, что их «оценят и поделят». Об остальном можно догадываться из не вполне внятных рассказов самого Д. Ливанова и вице-премьера О. Голодец. Попробую сформулировать те вопросы, которые мне кажутся важными и на которые так и нет ответа.
- По каким принципам будет осуществляться разделение институтов на 3 группы и кто будет принимать решение? Практика общения с аппаратом МОН показывает, что там практически нет людей, понимающих, как реально делается наука (что у нас, что за рубежом). Есть так называемые «эффективные менеджеры», затвердившие несколько популярных выражений («инновации», «импакт-фактор», «рецензируемые публикации» и т.п.) и употребляющие их к месту и не к месту. Ориентация только на библиометрические индексы приведет к тому, что в России исчезнут целые отрасли науки с вполне добротными и конкурентоспособными научными школами.
- Чем будет заниматься пресловутое агентство институтов РАН? Было сказано, что управлением имуществом и назначением директоров. Но институты - это не только и не столько имущество, это, в первую очередь, люди. (Возможно, конечно, что для МОНа и они - «имущество», кто знает..). Руководство научной жизнью институтов неотделимо от решения хозяйственных вопросов, разделить их практически невозможно.
- Сохранят ли свои посты нынешние руководители институтов (директор, замы, ученые секретари) до истечения сроков их полномочий, или в ближайшее время произойдет тотальное переназначение?
- Как в принципе будут назначаться директора институтов? Фраза о согласовании с президиумом новой академии ничего не проясняет. Сейчас кандидаты в директора в большинстве своем выдвигаются учеными советами институтов (реже - членами академии), затем обсуждаются в коллективе и избираются отделениями. Схема неидеальная, но научный коллектив имеет хотя бы какие-то рычаги в этом вопросе. Будет ли для директоров обязательна ученая степень, наличие публикаций или хотя бы профильное образование?
- Сохранятся ли в институтах ученые советы и будут ли они, как и теперь, избираться научным коллективом либо назначаться все тем же агентством? Сохранятся ли за учеными советами права по кадровым решениям (согласие на назначение заместителей директора, ученых секретарей и т.п.)? Как будет проходить назначение руководителей структурных подразделений?
- Если около 50% финансирования будет распределяться на конкурсной основе, то когда это начнется и как будет практически осуществлено? Поскольку дополнительного финансирования не предвидится, то для осуществления этой идеи примерно 50% сотрудников надо будет сначала сократить и только потом взять на работу победителей конкурсов.
- Будет ли осуществлена поставка дорогостоящего научного оборудования, которое осуществляется сейчас РАН централизовано и на которое дано добро руководством РАН?
- Сохраниться ли в РАН нынешняя система оплаты труда, при которой базовая ставка хоть и невысока, но все же выше, чем в вузах и министерских институтах? Или базовая ставка будет понижена, а остальное пойдет в форме надбавок?
- Останется ли федеральная собственность (земля, здания, дорогостоящее оборудование и т.п.) в оперативном управлении институтов либо эта функция будет возложен только на пресловутое агентство? В нынешней ситуации (оперативное управление) государство, конечно, может отобрать собственность, но хотя бы понятен порядок этого отъема - институты должны получить уведомление. В противном случае простым распоряжением агентства ученые могут быть изгнаны из привычных помещений. Слова о том, что «вся собственность будет использоваться для научных целей» никого не должна успокаивать. Можно ведь разместить какую-нибудь контору, которая формально будет называться фондом каких-то там исследований или создать новое юридическое лицо.
- Что произойдет с инфраструктурными объектами академии, особенно с теми, с которых она когда-то и начиналась. Речь идет о научных коллекциях, музеях, ботанических садах, обсерваториях, уникальных установках и т.п., многие из которых являются базовыми объектами не только российской, но и мировой научной инфраструктуры? В концепцию перенесения тяжести на небольшие исследовательские группы их существование просто не вписывается.
Все поставленные вопросы значительно важнее того, сколько будут получать члены РАН и можно ли уравнивать «сельскохозяйственного членкора» с «большим академиком». От того, как они будут решены (если ливановская реформа все же произойдет), зависит судьба тех, кто реально делает науку и о ком вроде бы так заботится министр Ливанов.