Мои вопросы Дмитрию Ливанову

Jun 30, 2013 10:42

Публикация проекта закона о реформе Российской академии наук так ничего и не прояснила в отношении судьбы ее институтов. Стало лишь ясно, что их «оценят и поделят». Об остальном можно догадываться из не вполне внятных рассказов самого Д. Ливанова и вице-премьера О. Голодец. Попробую сформулировать те вопросы, которые мне кажутся важными и на которые так и нет ответа.

  1. По каким принципам будет осуществляться разделение институтов на 3 группы и кто будет принимать решение? Практика общения с аппаратом МОН показывает, что там практически нет людей, понимающих, как реально делается наука (что у нас, что за рубежом). Есть так называемые «эффективные менеджеры», затвердившие несколько популярных выражений («инновации», «импакт-фактор», «рецензируемые публикации» и т.п.) и употребляющие их к месту и не к месту. Ориентация только на библиометрические индексы приведет к тому, что в России исчезнут целые отрасли науки с вполне добротными и конкурентоспособными научными школами.
  2. Чем будет заниматься пресловутое агентство институтов РАН? Было сказано, что управлением имуществом и назначением директоров. Но институты - это не только и не столько имущество, это, в первую очередь, люди. (Возможно, конечно, что для МОНа и они - «имущество», кто знает..). Руководство научной жизнью институтов неотделимо от решения хозяйственных вопросов, разделить их практически невозможно.
  3. Сохранят ли свои посты нынешние руководители институтов (директор, замы, ученые секретари) до истечения сроков их полномочий, или в ближайшее время произойдет тотальное переназначение?
  4. Как в принципе будут назначаться директора институтов? Фраза о согласовании с президиумом новой академии ничего не проясняет. Сейчас кандидаты в директора в большинстве своем выдвигаются учеными советами институтов (реже - членами академии), затем обсуждаются в коллективе и избираются отделениями. Схема неидеальная, но научный коллектив имеет хотя бы какие-то рычаги в этом вопросе. Будет ли для директоров обязательна ученая степень, наличие публикаций или хотя бы профильное образование?
  5. Сохранятся ли в институтах ученые советы и будут ли они, как и теперь, избираться научным коллективом либо назначаться все тем же агентством? Сохранятся ли за учеными советами права по кадровым решениям (согласие на назначение заместителей директора, ученых секретарей и т.п.)? Как будет проходить назначение руководителей структурных подразделений?
  6. Если около 50% финансирования будет распределяться на конкурсной основе, то когда это начнется и как будет практически осуществлено? Поскольку дополнительного финансирования не предвидится, то для осуществления этой идеи примерно 50% сотрудников надо будет сначала сократить и только потом взять на работу победителей конкурсов.
  7. Будет ли осуществлена поставка дорогостоящего научного оборудования, которое осуществляется сейчас РАН централизовано и на которое дано добро руководством РАН?
  8. Сохраниться ли в РАН нынешняя система оплаты труда, при которой базовая ставка хоть и невысока, но все же выше, чем в вузах и министерских институтах? Или базовая ставка будет понижена, а остальное пойдет в форме надбавок?
  9. Останется ли федеральная собственность (земля, здания, дорогостоящее оборудование и т.п.) в оперативном управлении институтов либо эта функция будет возложен только на пресловутое агентство? В нынешней ситуации (оперативное управление) государство, конечно, может отобрать собственность, но хотя бы понятен порядок этого отъема -  институты должны получить уведомление. В противном случае простым распоряжением агентства ученые могут быть изгнаны из привычных помещений. Слова о том, что «вся собственность будет использоваться для научных целей» никого не должна успокаивать. Можно ведь разместить какую-нибудь контору, которая формально будет называться фондом каких-то там исследований или создать новое юридическое лицо.
  10. Что произойдет с инфраструктурными объектами академии, особенно с теми, с которых она когда-то и начиналась. Речь идет о научных коллекциях, музеях, ботанических садах, обсерваториях, уникальных установках и т.п., многие из которых являются базовыми объектами не только российской, но и мировой научной инфраструктуры? В концепцию перенесения тяжести на небольшие исследовательские группы их существование просто не вписывается.
Все поставленные вопросы значительно важнее того, сколько будут получать члены РАН и можно ли уравнивать «сельскохозяйственного членкора» с «большим академиком». От того, как они будут решены (если ливановская реформа все же произойдет), зависит судьба тех, кто реально делает науку и о ком вроде бы так заботится министр Ливанов.
Previous post Next post
Up