Мишель Фуко "История безумия в классическую эпоху"

Nov 18, 2012 00:47

     
Кого кого, а Мишеля Фуко никак нельзя обвинить в беспомощности его философских текстов. Такое обвинение можно повесить на Канта, на Гегеля, на худой конец на Хайдеггера, но вот на Фуко - не выйдет. Может, потому, что Фуко - не философ? Нет, с этим у француза все в порядке, и книга "История безумия в классическую эпоху", - тому прямое подтверждение.
     Труд этот был включен в мой списочек "на почитать" достаточно недавно, хотя про так называемых безумцев я читал много чего. Начиная с, прости Господи, "Вероники" Коэльо, и заканчивая "Черным обелиском". То есть было мнение, что в теме я более-менее подкован. Фуко показал мне, как сильно я ошибался; его труд - это клондайк информации по совершенно разнообразным областям знания.
     Скажу заранее: книга не-художественная и местами ОЧЕНЬ сложная для понимания. Любителям расслабиться расслабиться не выйдет! Иногда ловил себя на мысли, что переворачиваю страницу, ничего не уловив из предыдущей, потому что автор вошел в раж и включил режим "зауми". Зачем вообще он написал эту книгу? Видимо, чтобы развенчать мифы, окружающие рождение психиатрии как науки, и ее отцов-основателей, англичанина Тьюка и француза Пинеля. Это произошло на рубеже 18-19веков. Но мифотворцы от истории психиатрии упускают много чего существенно важного, что происходило в мире и в структуре опыта безумия (ну как же без умных слов в рецензии такой книги!) до этого, а именно в классическую эпоху 17-18 столетий.
     Полагаю, Фуко удалось совершить почти невозможное: а именно вскрыть черепную коробку классического человека, проникнуть в его сознание и научиться мыслить, как он. И вместе с ним, человеком классической эпохи, пройти весь тернистый путь, каким прошел опыт безумия за эти двести лет. Ничего удивительного: он просто перелопатил колоссальную кучу первоисточников того периода, сидя в библиотеках, потому книга и получилась настолько системной и одновременно увлекательной. Главу "Врачи и больные" о медицине 18го века я в буквальном смысле читал, держать за живот от смеха. Зато теперь я понимаю, что Ганнеман, отец гомеопатии, писал свой Organon der Heilkunst не с чистого листа, а, скорее всего, лишь систематизируя опыт философии медицины своих предшественников, а принцип Similia similibus - это далеко не его детище. В-общем, для меня эта глава "Истории безумия" стоит особняком и будет перечитываться еще не раз.
    Позволю себе повториться: книга уникальна своей системностью. Вот неполный круг тем, иначе говоря, областей знаний, на которых останавливает свое внимание Фуко, исследуя безумие: живопись Босха и Брейгеля, кальвинизм и его влияние на отношение к бедным, "Великое заточение 17го века" во Франции и экономическая подоплека его окончания, творчество де Сада, связь безумия и неразумия, место безумия в философии медицины и нозологии, превращение изоляторов в психиатрические лечебницы, принципы функционирования последних на примере "Убежища" Тьюка и "Бисетра" Пинеля, и, наконец, зарождение современной психиатрии как области позитивного научного знания. Последняя глава - это обзор развития психиатрии уже в веке 19м, а также крайне интересный анализ безумия в творчестве Гойи, Ницше и Антонена Арто.
     В-общем, кто осилит всю книгу - не пожалеет.

эссе, фуко, книги, безумие, философия

Previous post Next post
Up