"Она не утонула" - подлодка Б-413

Feb 10, 2015 16:22




В последний раз был на ней, когда мой рост позволял не нагибаясь перебегать между отсеками и вообще ничего не запоминать. Хорошее было время, но сейчас всё было по-другому. Желание посетить советскую дизель-электрическую подводную лодку проекта 641 неожиданно появилось у всех ребят, совершающих прогулку по набережной Петра Великого и я не стал исключением. Еще бы, побывать внутри некогда боевой подлодки, послушать экскурсоводов, посмотреть в перископ и на себе ощутить давление стен выдается не каждый день, тем более, если ты не житель Калининграда или не военный моряк.

Начать следует с краткой исторической справки:
Подводная лодка «Б-413» проекта 641 (Foxtrot по классификации НАТО) - уникальное музейное судно. В 1969-1990 годах несла боевую службу в составе 96-й бригады подводных лодок 4-й эскадры подводной лодки Краснознамённого Северного флота, с 1990 года переведена в состав Дважды Краснознамённого Балтийского флота и окончательно списана в 1999 году.  С 2000 года экспонируется у причала Музея Мирового океана.

Думаю, для вводной части достаточно и можно перейти к осмотру некогда военного объекта:


1. Признаться, первым делом мы пошли фотографировать лодку без какой-то задней мысли и были пойманы охраной за руку.
Где Ваши билеты, господа - с суровым видом вопрошал мужчина в форме.
Какие такие билеты? - начали строить дурачка блогеры



2. В общем на всю группу пришлось раскошелится и только после предъявления билетов нам разрешили снимать лодку так, как мы хотим и сколько пожелаем. Всё-таки справедливо - люди хранят, оберегают, реставрируют, одним словом, работают для нас, а мы платим за это.



3. Если верить официальным источникам, это единственная в стране и одна из немногих в мире подводных лодок, относящихся к до атомному периоду подводного флота. Уникальность лодки состоит и в том, что она сохранена в первозданном виде.



4. Разумеется, лодка не всегда была музейным экспонатом. После более чем двухгодовых подготовительных работ 2 июля 2000 года Б-413 открыта для посетителей как музейный экспонат. На подводной лодке по сей день открыта выставка «Из истории российского подводного флота».



5. Спустившись в отсек группа встречает сотрудника, который около двадцати минут рассказывает о данном обьекте.

Это носовой торпедный отсек и отсек живучести или убежище, то естьон имеет оборудование, позволяющее подводникам в случае аварийной ситуации покинуть подводную лодку через торпедные аппараты и торпедопогрузочный, он же спасательный, люк, который находился там, где сейчас оборудован трап, для входа в музей. Справа стеллажи для хранения запасных торпед и мин. Всего на лодке 10 торпедных аппаратов (6 в носу и 4 в корме). Лолка могла нести 22 торпеды различного назначения (противолодочные,
противокорабельные, универсальные, подразделяющиеся по типу движителя на электрические, кислородные и перекисные) или 32 морских мины (они более короткие). Между трпедными аппаратами прибор для ввода в торпеды данных стрельбы.



6. Немного деталей и ТТХ: ПЛ имеет семь отсеков: 1-й - носовой торпедный, он же жилой и спасательный, он же отсек-убежище (всего их на лодке три); 2-й - носовой аккумуляторный и жилой, в котором расположены каюты командира и офицеров, офицерская кают-компания и гидроакустическая рубка, кондиционер; 3-й - центральный пост, он же отсек живучести. Здесь сосредоточены основные приборы и механизмы управления кораблем, система аварийного продувания главного балласта, системы управления вертикальным и горизонтальными рулями, штурманская рубка и носовой гирокомпас, рубка радиометристов, прибор управления торпедной стрельбой (ПУТС), главный
осушительный насос, гидравлические аккумуляторы, генераторы и т.п.; 4-й - кормовой аккумуляторный и жилой. Здесь рубка радистов, каюта старшего механика (командира БЧ-5, каюта замполита, она же рубка радиоразведки (ОСНАЗ) и шифровальная, каюта старшин, она же столовая старшин, и камбуз; 5-й - дизельный. Здесь находятся три дизеля 2Д42 каждый мощностью по 2000 л.с., два дизель-компрессора и оборудование для обеспечения работы и управления дизелями; 6-й электромоторный, где находятся три главных гребных электродвигателя, мотор экономхода и станции управления ими, опреснитель и душевая; 7-й - кормовой торпедный и жилой, отсек убежище, где расположены 4 торпедных аппарата, запасной пост управления рулями, кормовой гирокомпас, аварийный люк 7 отсека и койки личного состава.



7. Слушал-слушал и решил, что пора приступать к осмотру. Всё-таки пока нет никого легче сделать фотографии. На фото переборочная дверь между первым и вторым отсеками. Вид состороны торпедного отсека.



8. Переход между отсеками мне нравится. Примерно такие же, насколько я понимаю, установлены на МКС и я бы с радостью залетел  сюда в состоянии невесомости. Кто знает, может быть эта задумка будет исполнена.



9. В каждом отсеке имеется несколько помещений. Я решил показать все и сразу. Сейчас мы находимся во 2-м аккумуляторном и жилом отсеке, в который попали из носового торпедного отсека. Здесь под палубой находятся две группы аккумуляторных батарей, куда ведут два специальных лючка. Справа каюта командира, далее офицерская каюта и кают-компания. Слева по борту за переборкой каюта старпома и помощника. В конце отсека слева лодочный кондиционер. Впереди переборочная дверь в центральный пост.



10. Офицерская кают-компания и библиотека. Здесь офицеры обедали, проводили занятия, совещания, читали, играли в шахматы, слушали радио (в надводном положении), смотрели фильмы, отдыхали. В случае необходимости кают-компания трансформировалась в операционную. Резали тут в основном аппендициты. При необходимости более сложных операций больных передавали на надводные корабли.



11. Для этого сверху установлены мощные осветительные приборы



12. Ну и набор инструментов хирурга. Здесь он в музейной экспозиции. На
боевой лодке хранился в специальных медицинских укладках в рундуках и
доставался только при необходимости.



13. Рубка гидроакустиков. Здесь располагаются активные и пассивные
гидроакустические станции. Место работы гидроакустика.



14. Это вид из 2 отсека в нос.Справа дверь в офицерский гальюн.



15. Это третий отсек или центральный пост. Слева пост управления аварийным продуванием главного балласта. К сожалению, в этом интересном отсеке, как оказалось впоследствии, прошел мимо очень интересных боевых постов, в частности, поста управления вертикальным и горизонтальными рулями, командирского кресла, рубки гидроакустиков и торпедного аппарата стрельбы в выгородке по правому борту.



16.Столько всего и так хочется покрутить. Это станция аварийного продувания балласта крупным планом.



17. Пост вахтенного центрального поста. Боевое дежурствона посту сейчас несет медвежонок. А вы как думали? Всё серьезно. Прямо перед нами станция громкой связи с отсеками "Каштан". Отсюда можно связаться с любым из отсеков или со всеми отсеками сразу в режиме громкой двусторонней связи. В аврийных условиях для связи используется аварийный телефон. Его здесь не видно. Выше "Каштана" блок сигнализации о закрытии-открытии забортных устройств. Рычажок используется для подачи на лодке всех сигналов от боевой тревоги, срочного погружения до сигналов по расплорядку дня.



18. Насколько я запомнил это штурманская рубка. Справа стол автопрокладчика. На нем рабочие инструменты штурмана и секстан. Вокруг навигационные приборы, которые служат для определения места корабля в море по радионавигационным системам.



19. Поскольку остальные интересности центрального поста от моего внимания как-то ускользнули, то переходим сразу в боевую рубку, которая расположена над центральным постом и куда ведет вот этот трап. В рубке пост управления вертикальным рулем, репитер гирокомпаса и два перископа - командирский, или перископ атаки, и зенитный для астронавигационных наблюдений и контроля за обстановкой в перископном, а иногда и в надводном положении. В рубке рабочее место командира во время погружения-всплытия и торпедной атаки и рулевого вертикальщика. Из рубки по трапу можно при открытом верхнем рубочном люке подняться на мостик.



20. Поглядел в перископ - работает



21. Это то самое место, которое первым делом видно при всплытии



22. Фото на память.



23. Спускаемся вниз. За трапом дверь в святая святых - гальюн центрального поста.



24. Для любителей пикантных подробностей это фото. Но без всяких улыбок - это настолько сложное и опасное, несмотря на невзрачный внешний вид, устройство, пользоваться которым разрешается только после сдачи специального зачета. Баллон гальюна через специальное закрывающееся ответстие - кингстон имеет прямой выход за борт. При неправильном использовании лодку в подводном положении можно затопить. Со всеми вытекающими.



25. Переходим в четвертый аккумуляторный отсек. Под его палубой третья и четвертая группы аккумуляторной батареи. Справа дверь в радиорубку. Далее по борту каюта старшин и камбуз. Напротив по правому борту - каюты механика и зама. Но вот не снял. Зато камбуз - вот он.



26. Святое место



27. Теперь в пятый. Это главный пост управления дизелями. Для понимания - служить на подлодки абы кого не берут. Это очень серьезный механизм, для управления которым нужны знания, логика и наверное смелость.



28. А вот, собственно, за перегородкой сам дизельный отсек. Не очень хорошо получился на фото, но видно три дизеля и вспомогательные механизмы.



29. то уже 6-отсек, моторный. Под палубой главные гребные электродвигатели. Справа-слева станции управления. Хотел было влезть, но написано, что убьет



30. И 7-й кормовой торпедный отсек - отсек живучести. Здесь 4 торпедных аппарата, запасных торпед нет. Здесь расположены большинство коек личного состава, Здесь же команда смотрит фильмы.



31. Вот отсюда и уходили торпеды



32. В фильме "72 метра" рассказан случай о том, как через примерно такуой же отсек моряк выбрался на сушу и сообщил о бедствии. Такое действительно возможно. Правда в фильме выходили через торпедный аппарат первого отсека.



33. Для этого даже предусмотрен специальный водолазный костюм.



34. Вот и вся экскурсия. Постарался коротко и доступным языком, но у меня ничего бы не вышло без вмешательства vlad_radoff, с помощью которого комментарии к фото стали содержательными и точным. Спасибо ему.



35. Когда будете в Калининграде, обязательно посетите это и другие места в "Музее мирового океана". Уверен, что не пожалеете.



Обещал рассказать о боевом пути лодки, но поставил эту информацию в самый конец поста. Прочтут её только те, кому действительно интересно.

- 7 октября 1968 года спущена на воду, после чего переведена по внутренним водным системам в город Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний.

- 24 ноября 1968 года на Б-413 поднят военно-морской флаг СССР, а 8 января 1969 года вошла в состав Северного флота и зачислена в состав 96-й бригады подводных лодок 4-й эскадры подводной лодки Краснознамённого Северного флота с базированием в городе Полярный. В 1969 году лодка несла боевую службу в северо-восточной Атлантике. С 20 по 27 июля участвовала в официальном визите в Гавану (Куба), а затем нанесла деловой визит в порт Конакри (Гвинейская Республика).

- В апреле 1970 года участвовала в спасательной операции по оказанию помощи атомной подводной лодке К-8. С 14 по 27 мая 1970 года участвовала в манёврах ВМФ СССР «Океан», в ходе которых нанесла деловой визит в порт Сьенфуэгос (Куба). В 1971-1974 годах несла боевую службу в Средиземном море в составе 69-й бригады подводных лодок 4-й эскадры подводных лодок Краснознамённого Северного флота (с 10 декабря 1971 года по 24 июня 1972 года, а затем с 15 сентября 1973 года по 8 октября 1974 года совместно с Б-31, Б-105, Б-130, Б-409 и Б-440).

- В 1977 году несла боевую службу в Норвежском и Баренцевом морях, по окончании которой перешла в город Кронштадт для прохождения ремонта. С 10 ноября 1977 года по 9 июня 1980 год проходила капитальный ремонт на КМОЛЗ в Кронштадте (на время ремонта входила в состав 10-го ДнРПЛ ЛенВМБ), по окончании которого в 1980 году включена в состав 161-й бригады подводных лодок 4-й эскадры подводных лодок Краснознамённого Северного флота с базированием в городе Полярный.

- 5 сентября 1981 года на Б-413 произошла нештатная ситуация: в результате невязки в 1,5 мили и неисправности эхолота, подводная лодка задела неизвестный предмет под водой и аварийно всплыла. Позднее выяснилось, что в этом районе находилось затонувшее судно. У Б-413 оказалась повреждённой ГАС. В 1982-1986 годах несла боевую службу в Средиземном море (с 1 июля 1982 года по 7 марта 1983 года; с 5 июля по 30 октября 1984 года; с 8 декабря 1985 года по 10 сентября 1986 года.

- В 1987 году Б-413 заняла первое место на Северном флоте по минным постановкам и приказом командующего Северным флотом была объявлена «Отличным кораблем». В 1988 году находилась в ремонте в порту Тиват (Югославия). Из-за нескольких месяцев ремонта экипаж потерял боеготовность, поэтому для продолжения боевой службы в Средиземном море был прислан резервный экипаж 161-й бригады подводных лодок. С 15 июня по 13 декабря 1988 года несла боевую службу в Средиземном море 132-м экипажем на борту.

- Летом 1990 года переведена по Беломоро-Балтийскому каналу из Белого в Балтийское море, и 19 июля того же года переведена в состав Дважды Краснознамённого Балтийского флота (22-я бригада подводных лодок 14-й эскадры подводных лодок) с базированием в городе Лиепая. Предположительно в 1992 году, последней из российских подводных лодок, Б-413 прошла ремонт на судоремонтном заводе № 29 и после его завершения, под буксирами, покинула Лиепаю. 23 декабря 1993 года зачислена в состав ЛенВМБ (25-я бригада подводных лодок 4-й УДиК ЛенВМБ) с базированием в городе Кронштадт

- В декабре 1997 года по инициативе директора Музея Мирового океана С. Г. Сивковой министр культуры России Н. Л. Дементьева обратилась к Председателю Правительства России В. С. Черномырдину с просьбой о безвозмездной передаче Б-413 в качестве экспоната в музей с постоянным расположением в городе Калининград. Приказом Главнокомандующего ВМФ от 3 сентября 1999 года Б-413 была выведена из боевого состава ВМФ. Согласно директиве Командующего Балтийским флотом адмирала В. Г. Егорова Б-413 передислоцирована из Кронштадта в Калининград, где в конце 1999 года поставлена в док на судоремонтном заводе «Янтарь» для переоборудования под музей.

Спасибо за внимание, надеюсь, пост был интересен и у вас появилось желание поделиться им, нажав одну из кнопочек ниже:

фоторепортаж, блогтур, Калининград

Previous post Next post
Up