Колонка написана специально для портала
Руград.EU Хотел написать, что после выявления органами прокуратуры конфликта интересов у вице-премьера правительства Калининградской области Евгения Морозова закономерным итогом стала его «добровольная» отставка со своего поста, но понял, что, безусловно, заблуждаюсь.
Могли найтись сотни причин, которые встали бы непреодолимой преградой на пути к прощанию со своим постом вице-премьера Евгения Морозова. Это и личное мнение судьи, рассматривающего дело, и процессуальные формальности подготовки иска прокуратурой, и позиция журналиста, который колебался перед тем, как выпускать материал, на который обратила внимание прокуратура, да много еще чего...
Ровно полгода назад в стенах одно из региональных вузов в качестве регионального примера конфликта интересов я привел именно случай господина Морозова. Почти все слушатели в аудитории являлись сотрудниками правительства Калининградской области, но эта информация не вызвала особого удивления у них, напротив, кто-то даже пытался сообщить мне о том, что достаточно большое количество бизнесменов приходят из бизнеса во власть, и это, мол, естественное явление. Действительно, если мнение у некоторых представителей власти во многом сформировано исходя из оценки происходящих процессов, то что говорить о представителях бизнеса, которые в условиях современных реалий находятся практически на грани выживания. Для многих бизнесменов аффилиация с представителями власти - это единственный способ сохранить свой бизнес и получить доступ к государственным и муниципальным контрактам. В рамках экспертного опроса калининградских бизнесменов мы выяснили, что есть и обратная сторона этого процесса - каждый третий калининградский предприниматель испытывает трудности из-за проникновения бизнеса во власть, что определенно мешает здоровой конкуренции в регионе.
Совсем недавно у министра поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Дениса Лабузы был выявлен конфликт интересов - не просто в рамках надзора региональной прокуратурой, а комплексной проверкой Генеральной прокуратуры. Итогом проверки стало не увольнение министра, как это предусматривает законодательство о противодействии коррупции, а дисциплинарное наказание - замечание. Очевидно, в Нижнем Новгороде не знают, что в соответствии со статьей 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», «лицо, замещающее государственную должность субъекта РФ, подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов». Такая вот занимательная нижегородская ситуация, позволяющая говорить о разных практиках применения, казалось бы, однозначных норм закона.
Существуют и альтернативные случаи, когда работодатель не находит иных оснований для устранения неугодного подчиненного, кроме как поставить вопрос о наличии конфликта интересов. Тут самым ярким примером в памяти всплывает увольнение руководителя управления Роспотребнадзора по городу Москве - Николая Филатова, который не поделил что-то с руководителем федерального Роспотребнадзора Геннадием Онищенко, за что был подвергнут гонениям параллельно с внезапно разразившимся скандалом относительно наличия у него конфликта интересов. Не совсем понятно, как, работая более 20 лет в одном ведомстве и в одном городе с Филатовым, главный санитарный врач не был в курсе такого обширного перечня злоупотреблений со стороны своего подчиненного.
На самом деле в поиске подобных ситуаций и в Калининградской области далеко ходить не надо. Два года назад тот же губернатор, который сейчас у нас на глазах, как лев, сражался с областной прокуратурой, чтобы отстоять своего коллегу Евгения Морозова, вел себя несколько иначе.
Напомню, что в начале 2011 года главе региона пожаловались местные автобусные перевозчики с просьбой разобраться со злоупотреблениями региональных чиновников в транспортной отрасли. На это губернатор сообщил сотрудникам правительства Калининградской области дословно следующее: «Коллеги, не путайте бизнес и работу в правительстве. Я предупреждал вас еще три месяца назад. Либо работа в правительстве, либо бизнес. Кто хочет заниматься бизнесом - может хоть сейчас писать заявление. А тот, кто будет заниматься бизнесом, используя свое служебное положение, будет уволен - и не просто уволен, а постараюсь сделать так, чтобы были возбуждены уголовные дела».
Конечно, наш губернатор не обязательно должен помнить свои слова двухлетней давности. И потому безусловно стоит периодически напоминать ему о ранее сказанном.
Однако, если говорить о региональных конфликтах интересов, то обойти стороной и местную власть крайне трудно. Местечковый лоббизм, переплетенный в семейно-родственные отношения, тому самый яркий пример. Нахождение длительное время у власти главы администрации городского округа «Город Калининград» Светланы Мухомор и участие ее мужа в управлении муниципальным казенным предприятием «Гортранс» тому самый яркий пример. Мое личное уважение к Светлане Борисовне Мухомор и восхищение харизмой Анатолия Евгеньевича Мухомора настолько велико, что, пожалуй, я завтра же напишу запрос к обоим с вопросом, как они сами оценивают сложившуюся ситуацию, сталкивались ли они по работе, зависело ли решение вопросов предприятия МКП «Гортранс» от жены руководителя предприятия. Ответы на свои вопросы я обязательно опубликую, надеюсь, что полученные письма будут содержать мнения и оценки, говорящие о высоких этических стандартах обоих ответивших персон. Думаю, получение этой информации будет интересно не только мне.
И конечно же, самое главное, чтобы Евгений Михайлович Морозов не всплыл на какой-нибудь не менее важной должности в том же самом региональном правительстве - это будет полной дискредитацией всех антикоррупционных посылов действующего пока губернатора.
Автор - член правления НП «Калининградское региональное антикоррупционное сообщество экспертов»