Не знаю, кому - как, а мне лично Сан Саныч Калягин нравится ролью попа (священника) в одном редком-редком спектакле. Я лично Александра Александровича уважаю как артиста, но не как функционера и защитника цеховых интересов. Дело в том, что 25 сентября в одном из провинциальных городов нашей Родины стартовал съезд Союза театральных деятелей, на котором Сан Саныч сказал (по диктофону):
"Дорогие друзья, я должен признаться, что перед каждым форумом меня мучают сомнения. Мои близкие товарищи, которые работают в Союзе театральных деятелей, знают об этих сомнениях. Потому что мы [каждый раз] выступаем, спорим, пишем обращения в высокие инстанции, но результат иногда практически нулевой. Иногда приходишь в уныние от этой тщетности. <...несколько слов о тщетности...> Но то, что вселяет оптимизм, так это образовательные программы нашего форума. Сюда приехали прекрасные актёры и педагоги, мастера своего дела, которые будут учить вас разным театральным профессиям. И это уже говорит о том, что наше мероприятие не бесполезно.
Этот форум необходим сейчас как никогда для театральной ситуации в стране. <...благодарности местным властям...> В уральском регионе, а это один из самых мощных регионов страны, 65 театров. Они участвуют в разных фестивалях, получают награды <...перечисление наград...>. Это хорошо. Но вот буквально несколько слов о том, что плохо. [В уральском регионе] очень мало театров для детей. В Ямало-ненецком автономном округе вообще нет театров для детей. В Курганской области всего лишь один театр [для детей]. Но если мы говорим о Родине, если мы говорим о патриотизме, то вы очень хорошо понимаете, что образованные люди гораздо больше продвинут нашу страну, нежели необразованные. Вы сами видите, что значит малокультурные люди в политике и в других областях.
Детский театр - это то самое начало, благодаря которому вырастает гражданин. <...про отсуствие детского театра в Ямало-ненецком округе снова...>.
В полной мере Указ Президента страны не выполнили. Соотношение среднемесячной зарплаты работников театра и среднемесячной заработной платы в регионе нигде не доведено до 100%. А был такой Указ: довести до 100%. <...данные о соотношении в разных регионах...>. К сожалению, практически везде плохое состояние театров. Финансирование театров покрывает лишь затраты на коммунальные расходы <...дальнейшее перечисление "бед"и примеры некоторых театров, которые всё же получили новые здания>. На самом деле многие театры, все театры, нуждаются в ремонте, реконструкции, некоторые театры работают в неприспособленных зданиях.
Знаете, на мой взгляд, театр - это показатель культурной жизни региона. И то, как выглядит театр, можно ли в него прийти и погрызть семечки или можно в него прийти только в вечернем платье - всё зависит от властей.
Бюджетные средства в настоящее время на постановку новых спектаклей иногда не покрывают или идут на расходы на коммунальные услуги и заработную плату. Даже не представляю, как можно в регионах в театре выпускать одну-две премьеры, в регионе театр должен жить премьерами. А за счёт чего - понять трудно. Повысить цены на билеты невозможно, делать этого категорически нельзя.
Эта ситуация не только в уральском регионе, она повсеместная. Как её изменить, у меня ответа пока нет. Дальше - самое интересное.
Пока культура финансируется по остаточному принципу, пока не определен статус культуры, ничего не изменится.
И теперь я вам расскажу самое интересное. Что нам предлагают... Это очередной законопроект, который, если будет принят, и вовсе создаст невыносимые условия для существования театра. Министерство финансов предложило проект Федерального Закона "О социальном заказе на оказание государственных услуг". <...о том, кто расскажет подробно об этом проекте, сам обещает рассказать кратко> Всё очень просто. Реформаторы решат, что потребность каждого гражданина в стране составляет два-три спектакля в год. На это есть деньги в бюджете. А дальше начинается просто фантасмагория: реформаторы объявят конкурс, в результате которого выберут того, кто попросит денег меньше остальных. А художественный уровень услуг никого не будет волновать.
Конечной целью идеологов этой бюджетной административной реформы является ликвидация бюджетных автономных учреждений как бюджетной сети. Мне кажется, что это изощренный метод уничтожения не только культуры, но и образования, медицины, а значит, и всей страны. И всё это делают не внешние враги, а наши соотечественники..."
Вот это сказал Сан Саныч Калягин, открывая форум Союза театральных деятелей. Дескать, злыдни уничтожают театр, который основа-основ. И тут Сан Санычу хочется напомнить сразу же Костю Райкина! Сан Саныч!
29 мая в театре «Сатирикон» в Москве состоялась премьера одновременно леденящей кровь и бросающей в жар пьесы «Все оттенки голубого» о камин-ауте 16-летнего подростка. «Будьте готовы к шоку!» - предупредил гостей генеральной репетиции спектакля режиссер Константин Райкин и не обманул.
Маэстро лично встречал в холле театра первых зрителей его постановки, среди которых оказался корреспондент интернет-газеты Дни.Ру. Проводив в зал счастливцев, удостоенных чести увидеть «Все оттенки голубого» в числе первых, Константин предупредил, что это генеральный прогон, а значит возможны остановки, поправки и любые другие неожиданности.
Сан Саныч, неужели Костя Райкин считает, что если у человека есть писька, то её надо непременно показать со сцены за государственный счёт? При этом театр должен быть построен за государственный счёт? При этом в театре должно быть ультрасовременное оборудование за государственный счёт? А писька должна за государственный счёт пройти процедуру пластической херургии?
Сан Саныч, как Вас понять? Что Вы имели в виду, когда говорили, что без современного театра, без театра малого зрителя из наших детей не вырастут граждане?
А я видел афиши с "обнажёнкой" в камерном театре юного зрителя... С Кан-Каном там же... И что? Это духовные скрепы для нашей молодёжи?
После Сан Саныча на форуме выступили и другие деятели театра... Они призывали собравшихся, а собралось 600 человек из 43 театров, писать письма Президенту и в Минфин по поводу "сложившейся ситуации".
Я так понимаю, что попросту проявляется цеховая солидарность за Костю Райкина с его "непонятым спекталем".
И припоминается ещё скандал о том, как актёра в одном из театров заставляли трясти мудями, стоя на пианино. Об этом-то в письмах Президенту напишут?
О том, что новый закон, если будет принят, сделает нецелевым расходование денег на спектакли, которые не отвечают интересам социального заказа. А социальный - это такой, который как минимум не идёт обществу во вред.
И потрясти мудями, стоя на пианино, актёр за государственные деньги уже два раза не сможет. Это признают мудом госденег.
Так что, как в той пьесе про попа...