Leave a comment

andrekisindger September 30 2022, 10:58:54 UTC
Владимира Ипатьев


являющийся родоначальником химической промышленности, как в России, так и в США. Ученый стал одним из первых лауреатов премии им. В.И. Ленина в области науки, являлся членом Парижской академии наук, Национальной Академии наук США и удостаивался других почетных званий. Главные его заслуги - каталитический крекинг, на основе которого получают моторное топливо и полимеры, а также изобретение октанового бензина, без которого немыслима жизнь в современном обществе.
в 1919 г. ученого ставят руководителем Технического совета химпромышленности при ВСНХ. В 1930 году семья Ипатьевых эмигрировала в США, в связи с началом массовых репрессий в СССР. Дело осложнялось не только гонениями власти на близкий ученому круг коллег и соратников, но и тем фактом, что печально знаменитый «Ипатьевский дом» в Екатеринбурге, где в 1918 году была расстреляна царская семья, принадлежал младшему брату Ипатьева - Николаю.
аиболее полезными оказались открытия, которые впоследствии стали использоваться при производстве высокооктанового бензина, топлива для авиации и полиэтилена. Работая за границей, ученый внес фундаментальный вклад в нефтехимическую промышленность Соединенных Штатов. Именно проведенный Ипатьевым каталитический крекинг позволил существенно увеличить объемы качественного бензина, получаемого при переработке нефти.

Кроме этого, ученый совершил несколько открытий в области синтеза изопрена и гомогенных органических реакций в растворах. Подобные исследования проводились и раньше, но именно Ипатьев стал применять специальные катализаторы в ходе органического синтеза. В дальнейшем он разработал новые методики выработки олефинов из спиртов и этилена, с помощью катализатора глинозема А12О3 и под воздействием высоких температур. Оксид алюминия стал не только оптимальным катализатором, но и качественным носителем вещества.
Строго говоря, Ипатьев создал то авиационное топливо, которое позволило американским и английским самолётам достичь решающего превосходства в скорости во время Второй мировой войны. К сожалению, самолёты Красной Армии использовали «ипатьевский» бензин далеко не так, как это было необходимо: к началу Отечественной войны даже имя Владимира Ипатьева было под запретом, его ученики и коллеги были репрессированы, его сын, тоже химик, отказался от отца. А сам Ипатьев, лишённый советского гражданства

Reply

andrekisindger September 30 2022, 11:36:09 UTC
использование такого бензина улучшало все лётные характеристики самолёта - скорость, грузоподъёмность, скорость взлёта, работу двигателя на больших высотах и т. д. - на 20 - 40%.
Преимущество британских «спитфайров» и «харрикейнов» над германским Ме109 достигалось за счёт того, что они заправлялись бензином с октановым числом 100, а самолёты нацистской Германии использовали горючее с октановым числом 87. В частности, этот бензин позволил британскому пилоту Эммануилу Голицыну, потомку императора Павла I, выйти победителем из самого высотного боя над Британией в сентябре 1942 года. На высотах более 10 тысяч метров немецкие самолёты становились менее маневренными, заклинило и пушку на «спитфайере» Голицына, но ему хватило и первых выстрелов.

С 1943 года и советская авиация начала переходить на «ипатьевский» бензин, вот только получали его из США, по ленд-лизу. Общий объём поставок такого бензина за время войны был почти 1200 тысяч тонн. Кроме того, поставлялись и самолёты, летающие только на таком бензине. Именно на истребителе BellP-39 Airacobra Александр Покрышкин с весны 1943-го сбил 48 самолётов противника.


Генерал-лейтенант Владимир Ипатьев. 1916 - 1917

Reply


Leave a comment

Up