Место встречи изменить можно. Легенды и быль.

Apr 18, 2024 16:53



В начале 70-ых, мой очень близкий родственник после окончания военного училища работал в том, что сейчас назвали был "Пресс-Центр МВД СССР", а как тогда это называли - я не знаю. Мимо него "по-касательной" прошла история с братьями Вайнерами и написанием книги "Эра Милосердия" (другое название "Место встречи изменить нельзя"). С его слов записано верно. Что помню.

I Предыстория.
Придя в руководство МВД СССР в 1966 году, Щелоков взялся за работу по серьезному, включая работу по "созданию образа советского милиционера". Щелокову очень понравилась книга братьев Вайнеров "Гонки по вертикали", изданная в издательстве ВЛКСМ "Молодая Гвардия" (читай КГБ СССР) в 1967 году.

Где-то в 1970 году, Щелоков пригласил писателей к себе, обещал полную поддержку, особо не вмешиваться в творческий процесс (ушлые Вайнеры и сами знали границы дозволенного). Щелоков пообещал содействие в "подборе настоящего материала" и в первоклассном издании. И Щелоков слово сдержал. Вместо обычной для Вайнеров "Молодой Гвардии", книга были издана в Издательстве Министерства Обороны при прямом содействии Щелокова (звонок министру Гречко). (Собственное издательство МВД СССР было откровенно дохленьким на тот момент и Щелоков мудро не стал его предлагать)

Ну а в сборе материалов - Щелоков назначил тот самый "Пресс-Центр МВД СССР". Выделил людей и дал команду и завертелось!

II История.
Идея была - собрать городские "легенды", известные и "яркие" уголовные дела, на которые уже не распространялась тайна и выдать их Вайнерам. А также проконсультировать по каждому из них, после того, как Вайнеры свяжут их в один сюжет. Дела были большей частью реальные, именно поэтому характеры (воры, грабители, налетчики, карманники, проститутки и разводилы) получились такие яркие, в отличии от "картонно-шаблонных" образов Гонок-по-Вертикали.

В реальной жизни - ни один из персонажей в уголовных делах не пересекался с другим. Кирпич не знал Фокса. Копченый не встречался с Манькой Облигацией.

III Фокс 1 и Фокс 2.
Персонаж Фокса слеплен из двух "Героев". Первый - брачный аферист который промышлял в Москве, в форме офицера и который убивал своих жертв. Слепок зуба на шоколаде - реальный факт. Так же реальный факт - нашли его при попытке сбыть краденные вещи. Второй "Фокс" - матерый уголовник, который бежал из тюрьмы в составе группы, который занимался разбоем в Москве. Пикантная подробность его побега из тюрьмы в том, что бежавшие взяли с собой "корову", уголовника, которого по дороге съели. Фокс 2 - людоед.

IV Груздев
Убийца - уважаемый человек, медик, даже с ученой степенью с еврейской фамилией. Убил свою жену, которую ревновал и которая на самом деле ему изменяла с первым встречным-поперечным. (У Вайнеров это названо "Увлечение Мельпоменой"). Убил, судя по всему, в том числе и из-за жилой площади в центре Москвы, что в общем-то дело понятное и достойное. Действительно... из наградного пистолета Кольт-911 (не смехотворный Баярд), который затем опера нашли у него на съемной даче (ну или сами подкинули, что было совершенно не редкостью). Был осужден в середине 40-ых судом первой инстанции, однако во второй инстанции - суд его оправдал, что было сравнительно редким случаем в те годы. Оправдали, если не ошибаюсь, на основе нарушения "процессуальных норм". (Если пистолет подбросили - это было бы как раз нарушением таких норм, что в общем не снимает вины с обвиняемого).
У ментов есть простой принцип, если убили женщину - вешай на дыбу ее мужа. В 90 % случаев женщин убивают их мужья или любовники, такая вот статистика. Интересно, что в деле оперативники уверенно рапортовали о безусловной виновности "Груздева". Что-то типа советского O.Джей. Симпсона середины 40-ых. Однако Вайнеры решили разбавить кроваво-иезуитский сюжет клубникой про то, что "нашли настоящего убийцу".

V "Черные кошки" и черные мышки.
Сюжет про банду "черной кошки" слеплен из как минимум трех дел.

Первое дело (или дела) - банды уличной шпаны в Сокольниках, которые совершали кражи в продуктовых магазинах и подбрасывали на месте кражи черную кошку. Один из грабежей закончился убийством сторожа. Это были примерно 1945-47 гг.

Второе дело - дело "банды Митина". Отчаянно жестокой банды, действовавшей в 1950-53 гг в Красногорске и в других местах в Москве. Банда Митина не подбрасывала черных кошек. Про банду Митина написано много, нет смысла повторяться, однако одну вещь почему-то опускают или искажают.

В банде состояло как минимум два действующих сотрудника милиции, демобилизованные ветераны только что закончившейся войны. Митин, кстати, тоже демобилизованный участник войны. Члены банды получали информацию по оперативным действиям милиции "из первых рук". В конечно итоге милиция вышла на одного из них, он дал показания видимо в обмен на то, что его не тронут. Эти показания помогли задержать банду, (кажется даже с поличным). Среди руководства МВД тогда серьезно обсуждался вопрос о привлечении этого, кто дал показания, к ответственности, вопреки данным обещаниям, особенно в свете того, что бандиты Митина убили несколько сотрудников милиции. Судя по всему решили "спустить на тормозах", эдакое милицейское внутреннее благородство. Пребывание сотрудника среди бандитов - плохой знак. Записали весь процесс как "внедрение в банду", что собственно отражено в книге Вайнеров.

На деле это было не внедрение, а прямое участие сотрудников милиции в составе банды.

Третье дело - банда налетчиков под руководством горбуна. Это действительный факт. В Москве действовала банда главарем которой был горбун. Но это была не Черная кошка и не банда Митина.

VI Кино.
Книга стала популярной. Щелоков выступил в качестве "генерального продюсера". Не преминул посодействовать снять по книге фильм с очень неплохим режиссерским и актерским составом, включая любимого актера Брежнева - Высоцкого и любимого актера Суслова - Конкина.
Есть пикантная подробность. В СССР существовали "категории" актеров, категории напрямую влияли на размер гонорара. После фильма "Как закалялась сталь" Конкин был актером самый высшей категрии - тогда как Высоцкий не был. В результате гонорар Конкина был в два раза выше гонорара Высоцкого... что служило причиной трений между актерами на площадке.

Эра Милосердия, Место встречи изменить нельзя, Высоцкий, Конкин, Вайнеры, Брежнев, Щелоков, банда Митина

Previous post Next post
Up