Что в первую очередь приходит в голову при разговоре о киноискусстве первой половины 20 века? О ком сразу же вспоминаем? Бастер Китон и Чаплин? Нет. Скорее Лени Рифеншталь и Эйзенштейн. Распространились и окрепли тоталитарные режимы, по миру прошелся экономический кризис, и мастера главного из искусств почувствовали дух времени, поняли, что надо снимать. Плакатная, напряженная и идеологически четкая подача материала. Графичность, фотографичекая безукоризненность композиции каждого кадра, либо же певучие, мягкие портреты, крупные планы с потрясающими полутонами, пластикой, текстурой - будь то мускулистое тело олимпийца или каменная лестница набережной. И главное, что все эти, на тот момент, революционные средства используются метко для достижения нужного выразительного эффекта.
Н-да... Мастера дух-то времени почувствовали, но не всем из них это пошло на пользу. Тому же Эйзенштейну годы хорошо укоротила работа над "Бежиным лугом". Другой режиссер, Дзига Вертов, чуть было не завершил свою деятельность фильмом "Колыбельная", не понравившимся вождю.
Другой фильм Вертова "Симфония Донбасса", снятый у нас в Киеве, "пошел" более успешно. В нем определенно, черно-бело показывается, что с точки зрения советской власти хорошо, что плохо. Время больших перемен и трудовых свершений. Фильм настолько убедительный и мощный, что вся совдеповская идеология отпадает - смотришь, как оно сделано, как слеплен каждый кадр, как из разрозненных шумов складывается музыкальный саундтрек. К слову, здесь, наверное, и появился жанр индастриал нойз, который используется в кино до наших дней, например, в "Танцующей в темноте".
Чем еще актуален фильм? Принцип построения музыкального полотна фильма из шумов, записанных при сьемке, во второй половине 20 века был назван "конкретной музыкой".
Итак, Донбасс и конкретная музыка... Что может быть современней в стране, где "за президентом стоят конкретные дела"?
You can watch this video on www.livejournal.com