Знаменитой ленте "Морозко" исполняется 50 лет...

Dec 19, 2013 19:54

Этот музыкальный, великолепно костюмированный фильм, снял по мотивам русской народной сказки в 1964 году на киностудии имени Горького режиссёр Александр Артурович Роу.
Но мало кто знает, что на самом деле, есть две отечественные версии этой русской сказки об Иване с медвежьей головой. Первого "Морозко" сняли еще в 1924 году. Но подлинный успех к русской народной сказке "Морозко" пришел благодаря Александру Роу.
"Ты сказку сделал былью" - обращались к Роу коллеги:)

[заглянем в СКАЗКУ-БЫЛЬ?]
РЕЖИССЕР

Александр Артурович Роу завоевал своё особое место в советском кинематографе.
Вся его жизнь была полностью посвящена киносказке. Он создал такие фильмы, как "Василиса Прекрасная", "Конёк-Горбунок", "Кащей Бессмертный", "По щучьему велению", "Марья-искусница", "Варвара-краса, длинная коса", "Золотые рога", "Огонь, вода и медные трубы".
Но самым его значимым фильмом стал, несомненно, тринадцатый фильм режиссёра - "Морозко". В фильме вполне самостоятельный сюжет, и в то же время связанный с фольклором. Прежде всего по мотивами многочисленных вариантов сказки "Морозко" и сказки "Об Иване с медвежьей головой".

СЦЕНАРИСТЫ

Одной из главнейших достоинств этого фильма является, конечно же, совершенно очаровательный текст!
Николай Робертович Эрдман и Михаил Давыдович Вольпин - знатоки русского фольклора, талантливые, опытные сценаристы-комедиографы создали великолепную литературную основу фильма.

НЕСКАЗОЧНЫЕ СЪЕМКИ

Съёмки "Морозко" длились почти год.
Первый съёмочный день пришёлся на 13 марта. Уходящую зимнюю натуру снимали на Кольском полуострове, под Мурманском, за полярным кругом. Там Иван в поисках Настеньки бегал по лесу и постоянно проваливался в сугробы по пояс, а Настенька, синея от холода, чеканила дубли:
"Тепло, Морозушка!":)
Летнюю натуру снимали под Звенигородом.

В фильме много сказочных чудес, сделанных с большим мастерством.
На глазах у изумлённой публики появляется и исчезает старичок-Боровичок; деревья мгновенно покрываются инеем; дубинки, заброшенные героем много днней назад, падают на головы разбойников.
А сани-самокаты чего стОят! Этот трюк делался методом обратной съёмки.
Сани привязывали на длинном металлическом тросе к мощному грузовику. При этом плёнка в кинокамере крутилась в обратном направлении.
В эпизоде, когда Настенька дотрагивается до посоха Морозко, режиссёр применил съёмку методом наложения, с двойной экспозицией. Вместо заледеневшей героини снимали её отражение в прозрачном зеркале, за которым стояли Морозко и Иван.
Для Бабы-яги в заполярном лесу построили деревянную избушку, которая приводилась в движение с помощью специальных рычагов. Вторую, "танцующую", сделали из поролона.
Немало усилий прилагалось и режиссёром, и актёрами, чтобы фильм стал настоящей волшебной сказкой для детей.

Актёры, снимавшиеся у Роу, как правило, весело, с полной отдачей, с темпераментом "играли в сказку".

МОРОЗКО

На роль Морозко режиссёр сразу определил своего любимца Александра Хвылю.
С легкой руки Александра Артуровича актёр до конца жизни так и остался "главным Дедом Морозом страны" - восемь последующих после фильма лет собирал детей под кремлёвской ёлкой.





СКАЗОЧНИЦА

Открываются резные ставни, и появляется в окошке Бабушка-сказительница - так по лучшим фильмам-сказкам Александра Роу у большинства происходит первое знакомство с творчеством народной артистки СССР Анастасии Платоновны Зуевой. Но самый первый фильм, где мы увидели эту замечательную сказительницу - "Морозко"!





ИВАН - МЕДВЕЖЬЯ ГОЛОВА

Сказочного Ивана доверили играть Эдуарду Изотову.
Изотов стал первой детской влюблённостью Натальи-Настеньки.
Он ей очень нравился, но ему было уже больше тридцати, у него имелись жена и дети... а ей было всего пятнадцать. Изотов относился к партнёрше по съёмкам как к ребенку, она тоже вида не подавала, что влюблена в него. Но до сих пор помнит, как замирало у неё сердечко, когда на съемках надо было с ним целоваться... тем более, что это был первый в её жизни поцелуй.





После фильма Наталья с ним не виделась, но слышала, что жизнь у него не сложилась. Сначала Эдуард Изотов попал в тюрьму за то, что сейчас происходит на каждом углу: обмен валюты.
Потом попал в автоаварию.
Потом был инсульт.
Потом он умер...





НАСТЕНЬКА - УМИРАЮЩИЙ ЛЕБЕДЬ

Синие глаза-озёра на маленьком треугольном личике, тихий голос, хрупкая фигурка...
Настенька - воплощение воздушности, нежности и невинности. Такой она предстала в сказке "Морозко" перед миллионами кинозрителей всего мира. Снялась в главной роли 15-летняя Наталья Седых.
В кино она попала случайно.





Режиссер сбился с ног в поисках главной героини, он пересмотрел чуть ли не всех красавиц советского кино. Ни одна из них ему не нравилась...

... Наталья Седых с четырёх лет занималась фигурным катанием. Когда Наташа поступила в балетную школу Большого театра, со спортом пришлось расстаться. Однако "коронный" номер Седых, потрясающе красивый "Умирающий лебедь", помнили долго. Однажды её уговорили выступить с этим номером на большом новогоднем празднике. Номер пятнадцатилетней Наташи увидел по телевизору Александр Роу.
Режиссер поднял на уши всю Москву, и уже через несколько дней "лебедь" читала сценарий "Морозко".
Перед фотопробами Наташа смотрела на фотографии своих потенциальных соперниц и думала: "Какие же они все красивые! Что мне тут делать?".
В финале осталось двое: Наташа и Надежда Румянцева, которая к тому времени была уже известной актрисой. Наташа была уверена, что выберут именно Надежду, поэтому особенно не беспокоилась. Но через два месяца ей позвонили и сказали, что она может приступать к съемкам.

"На моей кандидатуре настоял сам Роу, хотя абсолютное большинство членов худсовета выступили против: маленькая девочка, не актриса, да ещё и пищит как мышь. Но Александр Артурович был непреклонен: сниматься будет Наталия Седых! "Только сделайте с ней что-нибудь!", попросил он гримёров, "Чтобы она выглядела хотя бы на шестнадцать лет!".

Кинематографический опыт у Наташи к тому времени был. Правда, очень небольшой. Лет в шесть её сняли для рекламного ролика "Берегись пожара", потом она снималась в учебном фильме на французском языке.
Больше всего на съемках "Морозко" Наташу поразила удивительная природа Кольского полуострова: северные низкорослые деревья, огромные ели и чистейший воздух... Мешал наслаждаться этой красотой холод.
"Слава Богу, со мной была моя мамулечка. Она не дала мне замерзнуть - отпаивала горячим чаем, подкармливала" - вспоминала актриса.

Съёмки в фильме Роу стали для Наташи настоящим боевым крещением. Чего только утонченной балерине не приходилось делать! Она каталась на самоходных санях, которые привязывали к мощному грузовику, прыгала в грязный пруд, спасая Марфушеньку-душеньку. Наташа несколько раз сбегала с горки, но останавливалась у самого берега: никак не могла решиться прыгнуть в кишащую пиявками воду. И тогда Александр Роу в первый и последний раз накричал на неё. С перепугу она и прыгнула:)
Сцену встречи с Дедом Морозом снимали на Кольском полуострове под Мурманском. Было очень холодно. Иван в одной из сцен в поисках Настеньки бегал по лесу и постоянно проваливался в снег - буквально по пояс. А ей под ёлочку, где она сидела, подложили фанерку, иначе она тоже бы провалилась в сугроб:)





МАРФУТКА - ЖИВОЙ ОРЕХОКОЛ

Почему на роль дурашливой девчонки со свекольными щеками выбрали именно ее, студентку Театрального училища им. Щепкина, за плечами которой всего лишь несколько крупных планов в картине "Тучи над Борском", где Инна снялась ещё будучи школьницей?
Александр Артурович сначала хотел снимать Тамару Носову. Невзрачную и никому не известную Чурикову на киностудию привела ассистентка. И шансов у нее действительно было немного. А вот желания играть в кино - хоть отбавляй. Все решили последние пробы. Актрисам предложили погрызть орехи. Чурикова это сделала, как орехокол, не щадя зубов. Ради роли начинающая актриса была готова на все - и позволила себя изуродовать, и несколько дублей покорно жевала репчатый лук, запивая его молоком...





"Когда позвали на озвучание и я увидела себя на экране - так расстроилась, даже плакала! Какая же я страшная!!! Я ж не такая! - говорила я себе"
После этого Инна решила больше не сниматься в кино:)))





Съёмки в "Морозко" не были кинодебютом Чуриковой, но сказочная Марфушка стала ее первой яркой ролью. Посол Чехии в РФ Ярослав Башта вручил Инне Чуриковой серебряную медаль Масарика. Этой награды она была удостоена за роль Марфуши.

ГЕРОИЧЕСКАЯ СТАРУШКА - БАБА ЯГА

Бабу-Ягу в фильме сыграл актёр Георгий Францевич Милляр.
Без него не снималась ни одна сказка режиссера. Бывало, что в фильме ему выпадало по несколько ролей сразу. Роу долго искал актрису на роль Бабы-Яги ещё во времена съёмок фильма "Василиса Прекрасная".
Ведь столь знаменитую фольклорную бабушку ни разу не снимали в кино! Никто не знал, какой она должна быть. Делали пробы даже с Фаиной Раневской! К счастью, свою кандидатуру предложил Милляр. Знакомую (и любимую:) уже несколькими поколениями русских зрителей Бабу-Ягу придумал он.

"В Ялте я старушку увидел - коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба Яга? А еще обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить. Она все время норовила какую-нибудь гадость сделать: то вещи испачкает, то в суп чего-нибудь подсыплет".

Получая роль, Милляр в своих "почеркушках" рисовал героя, не ожидая эскизов художника. Собственно, часто он становился изобретателем костюма и грима своих персонажей. В работе над ролью он шёл от внешней характеристики:

"Сначала я вижу фигуру, грим, костюм, походку... позже приходит речь. С текстом обращаюсь жёстоко, фильтрую его, избавляясь от многословия."





Баба-Яга в "Морозко" - восьмой вариант этого образа в исполнении Георгия Милляра. Как и в других картинах, живёт Баба-Яга в избушке на курьих ножках, в ступе летает, положительного героя собирается в печке изжарить - вроде бы классическая, так сказать, ведьма, а в то же время и несколько иная: постарела, подряхлела, силы поубавились, радикулит старую замучил. Да и в своих колдовских волшебствах разуверилась.
В-общем, Баба-Яга в "Морозко" вышла вполне себе добродушная, хоть и сквалыга:)
Она рассеянная и страдает забывчивостью - ничего не поделаешь, старческий склероз!

Между прочим, именно Милляр практически спас "Морозко"!
Было это так.
Фильм снимали под Звенигородом, в деревне Гигирево, которую киношники в шутку называли ГигиРоу. Плёнка с отснятым материалом хранилась в подвале двухэтажного кирпичного дома, где жила съёмочная группа. Снимали всю зиму, плёнки упаковывали в целлофановые пакеты и укладывали в коробки. В конце февраля работа была почти закончена.
Однажды съемочная группа уехали доснимать какие-то незначительные кадры. Вдруг видят, к ним бежит женщина из деревни, крича: "Ребята! Скорей! Там трубу прорвало! Подвал с вашими пленками затопило!". Киношники бросились к машине, безнадежно думая при этом: "Всё! Конец фильму!". Но, подъехав к дому, увидели потрясающую картину: на снегу свалены коробки с пленками, а Милляр, мокрый, в семейных трусах, босиком по снегу выносит из подвала последнюю коробку.

Когда трубу прорвало, его разбудила хозяйка, и он в чём был с постели побежал спасать плёнки. Ключ от подвала найти не могли, но щупленький Милляр выбил дверь с петель. Из дверного проёма хлынула вода. На улице 20 градусов мороза! Когда Милляр влез в подвал, вода доходила ему до пояса. Он жутко окоченел, но плёнки спас. Коллеги растерли его водкой и сразу дали стакан внутрь. Обошлось без болезней:)





В заключении как не вспомнить "крылатые выражения" из любимого фильма?!:)
Мы знаем наизусть эти фразы с детства!!!

"Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?
Ты чего, дед, совсем очумел? Жениха гони и приданое! Да поскорее!!!"

"Это ты, кобылица, за день намаешься - спишь-не-просыпаешься!
А Марфушенька-душенька - целый день продремала, хребта не ломала.
Теперь она от самого бесшумного шороха проснуться может!!!"

"Любимой дочке - по румяной щёчке!"

"Иван?!
Явился неждан-незван!
Повернул избушку - разбудил старушку!
Стояла она задом - так ему, видете-ли не тем фасадом!!!"



"МОРОЗКО" ЗА ПРЕДЕЛАМИ СССР

"Морозко" на Венецианском кинофестивале в 1965 году получил главный приз - "Золотого льва Святого Марка" в разделе детских и юношеских фильмов. Роу очень гордился почётным призом, как и другими наградами, завоёванными фильмом.
В залах Дворца кино полторы тысячи итальянских бамбино азартно аплодировали советской сказке, а потом в перерывах между просмотрами разыгрывали сценки, смешно копируя русскую Бабу-Ягу.
На показ так же пришли (а кто-то и приехал на инвалидной коляске) русские эмигранты. И после окончания фильма многие из них плакали и кричали: "Спасибо за белые берёзки! Спасибо за русский рассвет!!!"

В фильме действительно сняты красивейшие пейзажи. Александр Роу не признавал павильонов. Всё снималось на натуре. Участники съёмок последних сцен "Морозко" в лесу вспоминали, что на поляне, где кипела работа, вдруг появился горностай. Застыл на задних лапках и смотрит. Потом исчез. И вскоре появился, видимо, со своей подругой. Киношники уходили из леса, а они так вдвоем и остались неподвижно стоять, как будто провожая...

[Как американцы МОРОЗКО посмотрели....]
А вот в АМЕРИКЕ была совсем другая картина...

"Морозко" получил от Консультативного совета по кинематографии США награду Award of Excellence за лучший киносценарий для семейного просмотра. Но в конце 90-х там же, в Америке, "Морозко" вызвал бурю эмоций и вошёл в список 100 худших фильмов всех времён. Американцы, в большинстве своем мало интересующиеся кинопродукцией других стран, узнали о русском фильме 34-летней давности случайно.

В декабре 1998 фильм показали на американском телевидении в рамках телешоу Mystery Science Theater 3000 под названием "Father Frost (Отец Мороз)".
Суть этой культовой программы, которая существовала на американском TV лет десять, в следующем: демонстрируется старый, малоизвестный фильм. На переднем плане в течение всей ленты присутствуют в виде силуэтов трое ведущих шоу - один человек и два робота, которые постоянно юмористически комментируют происходящее на экране, буквально выворачивая фильм наизнанку. Естественно, аудиторию интересует не фильм, а комментарии ведущих.
Позже продюсеры выпустили фильм в США на видеокассетах под названием "Jack Frost (Джек Мороз)" (!!!)





Вот некоторые отзывы больных на всю голову:) американцев, посмотревших фильм:

- Какая-то придурковатая фантазия про хвастливого парня, превратившегося в медведя; одиннадцатилетнюю аутистку, которую он хочет соблазнить; идиотский дом с ногами; неблагополучную семью уродливых руссо-финов; котёнка-убийцу; длиннобородого уродливого деда, который замораживает деревья и убивает птиц; санки в форме свиньи; грибообразного гнома...





- Хуже всего, что этот фильм называют детским. Это шизофреническая, ужасающая, психопатическая мешанина. Если бы я посмотрел этот фильм в детстве, я бы сошел с ума. Надо найти все кассеты с этим фильмом и уничтожить каждую!...





- Мне было интересно узнать пикантные подробности жизни в сельской России. Я и понятия не имел, что перед знакомством с потенциальным мужем русские девушки делают клоунский макияж и надевают корону, как в закусочной "Бургер Кинг"...





- Неужели в 1964 году русским было настолько нечего посмотреть, что они смотрели этот кромешный ужас? Я ни за что в жизни не согласился бы увидеть этот фильм второй раз в жизни. Никогда не смотрите "Джек Мороз"! Он разрушит ваш мозг. Мальчик встречает девочку, мальчик влюбляется в девочку, мальчик встречает какого-то парня-гриба (не спрашивайте меня, что он символизирует!) Вдобавок, он красит себе губы помадой. Этот фильм вошел в мою личную тройку худших фильмов всех времен и народов. Хотя, может, перед тем, как посмотреть фильм, мне надо было напиться?!...





- Не удивлюсь, если этот фильм стал одной из причиной падения Советского Союза...





- Лучше всего я могу описать этот фильм так.
Представьте себе - целый ряд русских писателей принял наркотики и решили создать кино!
Не стоит смотреть, если вы не хотите увидеть ходячие деревьея, горбатых ведьм, и Джека Фроста...





- Этот фильм удручает, как и всё то, что вышло из Советского Союза во времена холодной войны. Тревожнее ужасной версии "Золушки". Эта картина заполняется обычными бездарными советско-финскими "актерами" и отсталыми спецэффектами. Это кошмарный фильм...





... думаю, что если бы Александр Артурович дожил бы до такого, то он бы только посмеялся над американцами - у Рома с чуством юмора всё было в порядке:)





информация частично взята отсюда - http://1001material.ru/16587.html
и отсюда - http://www.tampereclub.ru/376-morozko-interesnye-fakty.html


У меня этот шедевр на таком вот диске - тут ТОЧНО отреставрированная версия.
И изображение и звук - высочайшего класса!


Морозко

... При случае обязательно пересмотрите в новогодние праздники "Морозко"!
Кстати, традиция ставить эту новогоднюю сказку в эфир есть не только в России. Много лет в Чехословакии, теперь - в Чехии, эту сказку показывают по телевидению на Новый год, она стала своего рода культом новогоднего праздника. Примерно как в России фильм "Ирония судьбы, или С лёгким паром!", называется она там "Мразек (Mrazík)".

image Click to view

фильмы, артисты

Previous post Next post
Up