"Жил на Руси когда-то встарь премудрый и предобрый царь..."

Nov 06, 2015 11:39

Так начинает сказка сказываться...

Сказка, которую давным-давно сочинил русский писатель Василий Петрович Авенариус.
Имя многим (и мне в том числе:) до сего дня совершенно незнакомое.
Забытое сейчас настолько, что срочно помещаю пост в рубрику "Забытые имена"!

Авенариус Василий Петрович
(1839-1923)




[о Писателе>>>]
Известный русский писатель Василий Петрович Авенариус (настоящее имя - Вильгельм) родился в 1839 году в Царском Селе в большой и дружной семье лютеранского пастора.

"Мои родители, - вспоминал писатель, - как и многие из предков, происходили из лютеранских пасторских семей и были очень начитанны в иностранных литературах.
Отец, также пастор, был известный в своё время проповедник, преподавал в учебных заведениях и, в качестве действительного члена Императорского географического общества, всё своё свободное время посвящал разработке географических материалов.
Мать, воспитывая своих пятнадцать детей, в то же время руководила и церковной школой отца".

Детство Василия прошло в Царском Селе. Именно здесь, в знаменитом Александровском лицее его отец Пётр Александрович был законоучителем.
Читать Василий научился рано и с жадностью поглощал книги.
В огромной библиотеке своего дяди, в доме которого он прожил семь лет, мальчик жадно читал романы Купера и Скотта, Диккенса, Теккерея и Александра Дюма - то есть то же самое, что читали в его годы все. Пушкин, а вслед за ним Гоголь, Лермонтов, Фет, Майков, Щербина пришли к нему позже - уже тогда, когда десятилетнего мальчика после домашнего и гувернерского пестования отдали учиться далее - сначала в отцовскую церковную школу, а затем - в Пятую петербургскую гимназию, которую он окончил в 1857 году.

В том же году Василий Авенариус успешно сдал экзамены на Естественное отделение математического факультета Санкт-Петербургского университета. Впечатлительный юноша, ставший студентом-химиком, обнаруживает, тем временем, совершенно иную страсть.
Он аккуратно, любовно, заполняет тетрадь за тетрадью не химическими формулами, а стихами!
Василию оставалось учиться в университете ещё два года, когда вышел его первый сборник весёлых студенческих стихотворений.
Но книга осталась незамеченной, зато учинила настоящую бурю в умонастроении и поведении самого автора, обычно сдержанного и неспешного в решениях и поступках. Карьера учёного-химика не состоялась. Не помогло даже то, что в 1861 году В.П. Авенариус попал в число самых одарённых выпускников университета, направленных на годичную стажировку в Германию. Здесь он со свойственным ему усердием изучал новейшие способы сахароварения, так и не пригодившиеся ему больше никогда в дальнейшей жизни.

В 1862 году вернувшийся из Германии кандидат естественных наук В.П. Авенариус получает назначение на службу в один из департаментов Министерства внутренних дел (где проработал 18 лет, а затем ещё почти 30 лет служил в Собственной Его Императорского Величества канцелярии).

Так почти полвека и текли параллельно две жизни этого удивительного человека. Одна, чиновничья, кормила семью (он дослужился до генеральского чина тайного советника).
Но параллельно и независимо от этого шла вторая его жизнь, наполненная творческим вдохновением и сладостными муками слова, но именно она и была для него главной, она внесла его имя в историю российской литературы.

Тайный советник и государственный служащий начал сотрудничать с детско-юношескими изданиями: "Родник", "Задушевное слово", "Детское чтение"...
Здесь с середины 1870-х годов публикуются его рассказы, очерки, стихи. Дебютировал он в новом своём качестве и как составитель фольклорных сборников "Книга о киевских богатырях" (1876), "Тридцать лучших сказок" (1877) и "Книга былин" (1880).
Первая из этих книг содержала переложенные в приспособленном для детей виде русские былины, приобрела большую популярность и много раз переиздавалась. Вторая книга была оригинальной творческой работой, - говоря словами автора, это был "пересказ некоторых менее известных сказок, как простонародных русских, так и иностранных".

В 1880 году он был удостоен первой премии Фребелевского общества за два произведения для самых маленьких - "Сказку о пчеле Мохнатке" и "Что комната говорит?" В них автор разговаривает с детьми обыкновенным человеческим голосом - сжато, образно, весело и местами с неподдельным юмором. Его оригинальные сказки для детей были необычайно популярными, а некоторые из них обошли почти все школьные хрестоматии.
На титуле каждой из книг Авенариуса значилось: "Одобрено Ученым Комитетом Министерства народного просвещения и рекомендовано Учебным комитетом ведомства императрицы Марии для всех библиотек учебных заведений, а равно для наград". Эта надпись свидетельствовала о популярности и высоком художественном уровне изданий.
Журнал "Новое время" отметил: "Авенариус принадлежит к числу тех немногих русских писателей, которые своими сочинениями доказали возможность существования у нас настоящей литературы для детей и юношества, чуждой слащавых и приторных приёмов, составляющих отличительный признак этого рода литературных произведений".

Также Авенариус создал целый ряд повестей из жизни известных людей: Пушкина, Гоголя, Моцарта, Глинки, Пирогова.
Василий Петрович не оставил свидетельств, как он пришёл к жанру литературного жизнеописания - новому не только для него, а и для всей русской литературы XIX века.
Одно можно с определённостью утверждать: не случаен был его выбор личности Пушкина, привязанность к которому с младенческих лет постепенно переросла в восхищённое преклонение.
Кроме того, не могло не сказаться то обстоятельство, что 1880-е годы вошли в историю русской культуры как "пушкинское десятилетие".
Печатая в 1885 году первую часть дилогии "Отроческие годы Пушкина", журнал "Родник" и не предполагал, что вскоре эта книга станет крупным литературным событием.
В том же году она вышла отдельным изданием. Книгу не только заметили, но и встретили восторженными похвалами едва ли не все "толстые" журналы Петербурга и Москвы.
Через год с небольшим всё тот же "Родник" печатает в десяти номерах вторую повесть дилогии Авенариуса - "Юношеские годы Пушкина" (1887), а вслед за этим выходит её книжное издание.
И снова дружный хор рецензентов, наперебой хвалящих дилогию.

Дилогия о Пушкине вызвала восторги читателей и критиков, это был "звёздный час" весьма преуспевающего чиновника В.П. Авенариуса, вот уже двадцать лет пытающегося добиться литературной славы.
Пушкин сделал малоизвестного беллетриста и славным, и почитаемым.
Им впервые заинтересовались всерьёз. Дилогия многократно, вплоть до 1917 года, переиздавалась.
Она явилась провозвестницей самой популярной в России книжной серии двадцатого века "Жизнь замечательных людей", прославивших издательства Н.Ф. Павленкова и "Молодая гвардия".

Вслед за повестями о Пушкине В.П. Авенариус пишет биографическую трилогию "Ученические годы Гоголя" - "Гоголь-гимназист" (1896), "Гоголь-студент" (1897), "Школа жизни великого юмориста" (1899), а также повести "Детские годы Моцарта" (1901), "Создатель русской оперы М.И. Глинка" (1903), "Поэт-партизан Д.В. Давыдов" (1904), "Молодость Пирогова" (1909), "Д.И. Фонвизин, его жизнь и творчество" (1914), цикл исторических повестей о Колумбе "За неведомым океаном" (1912) и другие.

В 1889 году из-под пера Авенариуса выходит увлекательная повесть "Необыкновенная история о воскресшем помпейце", которую с полным правом можно назвать научно-фантастическим произведением. Герой повести - оживлённый в XIX веке из мумии житель Помпеи.
Он много путешествует по современному городу и знакомится с чудесами цивилизации. И чем дальше, тем больше, происходит взаимное отторжение. Он свежим взглядом из прошлого видит оборотную сторону прогресса, и она его не радует. В этой повести В.П. Авенариус одним из первых в отечественной фантастике затронул тему столкновения разных эпох, взаимопроникновения прошлого, настоящего и будущего.

В 1891 году журнал "Родник" в трёх номерах опубликовал историческую повесть В.П. Авенариуса "Меньшой потешный" о юном Петре I и Александре Меншикове, ставшем сподвижником императора. Это небольшое произведение, написанное, как и все его другие, так занимательно, что прочитывалось на одном дыхании, открыло новую грань таланта писателя. Он решил попробовать свои силы на сей раз в качестве популяризатора российской истории.

Публикация каждого нового произведения писателя встречалась критикой благожелательно.
Его новые книги выходили теперь только в подарочном исполнении - издательства не скупились ни на иллюстрации, ни на бумагу, ни на коленкор для роскошных переплётов.

Одиннадцать романов и повестей написал Авенариус в последней трети своей долгой жизни.
В их числе - популярные среди детей и подростков роман-трилогия "За царевича", дилогия "Под немецким ярмом", романы "Во львиной пасти" о годах основания Петром I новой столицы России, дилогия "Среди врагов" и "На Париж!" о подвиге россиян в Отечественной войне 1812 года и другие.

В 1908 году, прослужив на государственной службе 46 лет, В.П. Авенариус вышел в отставку. Он не был профессиональным писателем, и лишь в последние годы жизни занимался одним только литературным трудом.
"Служба, - писал он, - доставляла мне достаточные средства для скромного существования, и потому литературный гонорар никогда не представлял для меня вопроса жизни. Писал я по неодолимой потребности "сочинять" и писал всегда только на интересовавшие меня самого темы. Не дорожа построчной платой, я без колебания зачёркивал у себя целые страницы, целые главы, если при перечитывании находил их малозанимательными".

В 1915 году литературная общественность Петрограда торжественно отметила пятидесятилетие творческой деятельности писателя. Помимо слов признательности он с радостью услышал о планируемом выпуске Полного собрания его сочинений.
Но шла война с Германией, зрели две революции, и собрание сочинений так и не вышло.

9 ноября 1923 года В.П. Авенариус, только что отметив своё 84-летие, тихо скончался. Он был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.
А менее чем через год, словно венок на могилу писателя, вышли две его книжки: "Пьесы для детей" и "Пьески для малюток".

После этого в течение многих лет творчество Авенариуса было забыто.
Лишь в последние годы вновь стали издаваться его книги, ведь Авенариус - это не только полюбившаяся всем его дилогия о Пушкине, но это ещё и увлекательные повести и романы о самых загадочных временах российской истории, это и романизированные жизнеописания многих великих людей, это и стихи, былины, сказки...
Одним словом, это изумительные книги для семейного, домашнего чтения, одинаково полезные и интересные для любознательных - от школьника до академика.
Они до сих пор не потеряли своей привлекательности и по-прежнему радуют читателей отточенным слогом.
_____________________________________


Сейчас на книжных прилавках книг Авенариуса - раз, два, и обчёлся:(
А из сказок мною найдена только книга про молодильные яблочки... её и представляю вам сейчас!

Сказка задорная и весёлая.
Язык отличный и вполне современный, да ещё автор и с отменным чуством юмора! (я такое оченно уважаю:)))

И рисунки художника Алексея Анатольевича Шевченко мне тоже понравились.
Вот в других книгах (я посмотрела немного:) оставили абсолютно равнодушной, а тут - понравились!
Они очень "соответствуют" тексту и, главное, ироничному языку:)

Издана книга очень хорошо - увеличенного формата, в крепкой картонной обложке с частичной лакировкой, на плотном офсете, с крупным шрифтом и хорошим качеством печати (Тверь).

... не может не радовать, что издательства всё-таки вспомнили о хорошем Авторе и начали его издавать!
За что им - огромное спасибо от нас, читателей!!!


Василий Авенариус
"Молодильные яблочки"




Издательство - ЭНАС-КНИГА
Год - 2014
Переплёт - картонный с частичной лакировкой
Бумага - офсетная
Формат - увеличенный
Страниц - 48
Тираж - 3 000 экземпляров

Художник - Алексей ШЕВЧЕНКО

[АЙДА ЗА ЯБЛОЧКАМИ?!>>>]








































































в Лабиринте
в Озоне
в Риде

новинки, авторы, забытые имена, Шевченко, А

Previous post Next post
Up