[БИОГРАФИЯ>>>] Валентина Александровна Осеева родилась 28 апреля 1902 года в Киеве.
Её отец, Александр Дмитриевич Осеев работал инспектором на элеваторе, а мать - Ариадна Леонидовна - корректором в газете. Родители активно участвовали в революционном движении. В 1905 году отец руководил крупной забастовкой на Самаро-Златоустовской железной дороге. Когда забастовка кончилась, несколько лет скрывался от властей, затем был арестован. Семье пришлось покинуть Самару и вернуться в Киев. Здесь Осеева начала учиться в частной гимназии. Из-за преследования полиции семья Осеевых с тремя дочерьми вынуждена была часто переезжать из города в город. Свою учёбу Валентина Осеева начала в гимназии в Киеве, а закончила в Житомире. По окончанию гимназии она поступила на драматический факультет института имени Лысенко. Но закончить его ей не удалось, так как в 1923 году семья Осеевых переехала в Москву, а затем - в Солнечногорск.
- Лет в 16 она пробовала писать стихи - но это было несерьезно. Она подражала Ахматовой. - вспоминает невестка Валентины Осеевой, Наталья Георгиевна Осеева-Хмелёва, - Тогда она даже носила мужской костюм: штанишки по колено и куртку из черного бархата с белым кружевным воротничком. У старшей Валиной сестры был огород, на котором она разводила разные сорта клубники. И так повелось, что каждому члену семьи присваивали прозвище - клубничный сорт: Рейнское золото, Королева Виктория. Валю назвали Черный принц.
После развода родителей вышла замуж старшая дочь Осеевых - Галина, а Ариадна Леонидовна с дочерьми Анжеликой и Валентиной по заданию партии была направлена в трудовую коммуну имени Клары Цеткин на станцию Солнечная для воспитания девочек, оставшихся без родителей после революции и гражданской войны.
В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что её настоящее призвание - педагогика. Она отдала шестнадцать лет своей жизни воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей в Даниловском детском приёмнике, она познакомилась со своим первым мужем в довольно романтичной обстановке.
- Первый муж Валентины Осеевой, Сергей Хмелёв, буквально спас ей жизнь. - вспоминает Наталья Георгиевна, - 19-летняя девушка работала воспитательницей в детприемнике, и случилось так, что как раз в её смену беспризорники устроили бунт. Вале удалось пробраться в комнату, где был телефон, и позвонить приятелю. Сергей выпряг на улице какую-то лошадь и прискакал на помощь. Позже они поженились. Сергей Васильевич не выглядел богатырём, но у него была железная воля. Отношения у них с Валей, правда, сложились своеобразные. При всей своей любви к ней он мог, увидев красивую девушку, исчезнуть из дома вместе с ней. И вернуться недели через две. Впрочем, Валя к этому относилась спокойно. Через год после свадьбы у них родился сын Лёня, за которого много лет спустя я и вышла замуж.
Когда у неё уже был собственный ребенок, Валентина Осеева поступила в Литинститут, в группу Самуила Маршака. Училась, кстати, вместе с Сергеем Михалковым. На досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 году Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ - "Гришка". А в 1940 году вышла ее первая книжка "Рыжий кот".
В годы Великой Отечественной войны они с сыном были в эвакуации в Башкирии, там писательница выучила башкирский, и впоследствии переводила произведения Мустая Карима на русский язык.
Сын Леонид родился в трудное, голодное время - в 1927 году. И судьба его оказалась такой же тяжёлой, как и у Лёньки из повести "Динка".
Маленький, он был до того тощий, что сама Осеева называла его "старой пуговицей". А во время войны, когда Лёньке было уже 15, мать с ужасом поняла, что прокормить его не может, и, чтобы спасти от верной гибели, отправила к отцу. Сергей Хмелёв жил тогда со своей новой семьёй на Дальнем Востоке и возглавлял Тихоокеанское морское училище. Когда Леонид добрался до училища, отец первым делом повёл его в баню. Раздел - и расплакался. У сына от истощения видны были все кости.
- Муж до конца своих дней с отвращением вспоминал вкус китового мяса, - рассказывает Наталья Георгиевна. - Однажды на берег, неподалёку от училища, вынесло дохлого кита. И Сергей Васильевич не один месяц кормил им 600 мальчиков-курсантов, в том числе и сына - ничего другого просто не было. А как Лёня добрался до отца - из Башкирии, куда их эвакуировал Литфонд, это отдельная история...
До ближайшей железнодорожной станции идти нужно было 115 километров. Да на поезде еще 15 дней ехать, ведь поезда очень плохо ходили. На дорогу Лёньке испекли 23 коржика, которые вырезали из пресного теста стаканом. А из документов у парня была с собой только метрика, подписанная гетманом Карабарским - ничтожная бумажка. На станции Тайга его сняли с поезда сотрудники НКВД и бросили в камеру, решили - дезертир. Но, для порядка, все-таки послали запрос в училище. И случилось чудо. Телеграмма пришла в субботу. Его отец хотел отложить ответ до понедельника, а потом что-то ёкнуло у него внутри, и он пошёл на почту в тот же день. В воскресенье энкавэдэшники получили его ответ, и Лёньку отпустили. А остальных расстреляли...
В 1946 году Осеева начала работать над книгой "Васёк Трубачев и его товарищи". Писательница в ней показала, как в безмятежную жизнь мальчишек врывается война, как закаляет их характер, как они учатся дружить, как становятся участниками борьбы с захватчиками. Эта книга была отмечена Государственной премией.
- Валя была очень скромной, - вспоминает известный детский писатель Анатолий Георгиевич Алексин, ученик Валентины Осеевой, - даже фотографироваться не любила. О том, что в 1952 году за "Васька Трубачёва" Осеева получила Сталинскую премию, я узнал из газет. Сама она не обмолвилась ни словечком. Я позвонил поздравить, а Валя засмущалась: "Зачем?". Одновременно, кстати, наградили и Николая Носова за повесть "Витя Малеев в школе и дома" - вот об этом говорили все.
Но сама Валентина Александровна "Васька Трубачева" немного недолюбливала. Её подруга была опытным редактором и всё время, пока Валентина Александровна сидела над рукописью, настоятельно советовала: "Вставь на этой странице: "Да здравствует товарищ Сталин!" - а то книга не пойдет!". Но книга "пошла" и получила престижнейшую премию. Сталинская премия (100 тысяч старыми) позволила семье Осеевых распрощаться с нищетой. Да ещё им выделили 2-комнатную квартиру в доме на улице Горького, с окнами на Моссовет.
Осеева много писала для малышей - стихи, сказки, короткие рассказы. Её произведения были построены на близких детям сюжетах. Большую любовь у самых маленьких читателей завоевали сборники "Рыжий кот", "Отцовская куртка" и "Мой товарищ". Но особенно маленькие читатели полюбили цикл рассказов "Волшебное слово", в котором в увлекательных историях, в живых характерах даются образцы человеческих отношений.
Многие эпизоды нелегкого детства писательницы нашли отражение в ее произведениях. Главная книга Осеевой - повесть "Динка" во многом автобиографична.
- Соответствуют ли в точности все события действительности, я не уверена, - вспоминает Наталья Георгиевна Осеева-Хмелёва. - Думаю, что Валя кое-что и присочинила. Но то, что все герои - реальные люди, бесспорно. Я читала "Динку" и сразу же узнавала каждого из членов семьи. Да и они сами себя тоже.
Оказывается, у Осеевой, как и у Динки, было две старших сестры: строгая, с непростым характером Галина (в книге - Алина) и Анжела, которую за скромность и покладистость домашние тоже прозвали Мышкой. Младшая же: "макака", "убоище" и "орало-мученник" - это и есть сама писательница, Динка-Валентинка.
Существовал и Лёнька, но кем он был в реальной жизни, теперь не знает никто. Известно только, что Осеевы действительно взяли к себе бездомного мальчика, привезли его с собой в Киев и помогли ему поступить там в реальное училище.
"Динку" Осеева посвятила своей сестре Анжеле-Мышке и своей матери. По книге, мать девочек Марина сама управляется с дочками и тайно переписывается с любимым мужем - революционером.
- Правда, мать Валентины звали Ариадна, а не Марина, - рассказывает Наталья Георгиевна, - Она наполовину гречанка, фамилия её отца была Венераки. Он участвовал в восстании против турок и в 1862 году вынужден был бежать в Россию. И влюбился в русскую красавицу, Валину бабушку. Но она потребовала документы, подтверждающие, что он настоящий дворянин, а не какой-нибудь проходимец. И Венераки отправился в Грецию. Путешествие по тем временам было долгое и трудное, так что вернулся он только через два года. А у его любимой к тому времени уже была назначена свадьба с одним гусаром. Венераки, долго не раздумывая, убил гусара на дуэли и всё-таки женился. У них родилось четверо детей: Аристид, Леонид, Ариадна (мать Вали) и Клеопатра - по книге, Катя, Динкина тётка.
Всю свою жизнь Ариадна Леонидовна действительно проработала корректором в газете, как и мать Динки в повести. Она отличалась уникальной грамотностью. У Вали же с орфографией было не очень хорошо, а математику она просто терпеть не могла. Зато очень любила литературу.
Отец Валентины Осеевой Александр Дмитриевич, хоть и не вступил в партию, активно занимался революционной деятельностью (как и отец Динки) и даже возглавил первую всеобщую стачку в Самаре.
- Если взять собрание сочинений Ленина, то в одном из его писем можно прочитать, что смелости и решительности партийным товарищам следует учиться у беспартийного Осеева . Ему часто поручали важные партийные задания, выполнение одного из которых ему дорого обошлось. Осеев должен был перевезти типографские литеры (металлические брусочки с буквами). А груз оказался до того тяжёлым, что затекла рука. Александр Дмитриевич свернул во двор передохнуть и нос к носу столкнулся там со следившим за ним сыщиком. От негодования он ударил того кулаком в лоб, но не рассчитал силы - сыщик упал и умер.
За убийство "человека при исполнении" отец писательницы угодил в Петропавловскую крепость, куда свозили "политических". Но на его защиту поднялась вся рабочая Самара, и Осеева пришлось освободить прямо из зала суда.
- Александр Дмитриевич был высокий, представительный, с широченными плечами, - вспоминает Наталья Георгиевна. - Но при этом у него были крошечные руки и ноги. При росте 1,90 он носил 36-й размер обуви. В Петропавловской крепости его заковали в кандалы, но стоило ему сложить руки лодочкой - и оковы легко снимались. Начальство довольно скоро эту хитрость раскусило. Стали искать кандалы поменьше - но нужного размера просто не оказалось. В итоге сделали на заказ, именные. Говорят, что кандалы с надписью "Александр Дмитриевич Осеев" до сих пор хранятся в подвалах Петропавловской крепости.
Вообще история почти каждого члена "всамоделишной" семьи вихрастой девочки Динки - отдельные истории!
- Александр Осеев был, между прочим, инженером-мостостроителем. Например, он построил мост, который ведёт от Ваганьковского кладбища на Беговую. Пушкинский музей он тоже, кстати, строил - руководил работами.
Старший из детей Венераки, Аристид, дядька писательницы, изобрел уникальную вещь - ящики для перевозки водки, в которых не бились бутылки. Тогда производители смирновской водки отвалили ему немалую сумму. Это был единственный случай, когда в семье появился некоторый капитал.
Сын Клеопатры, Евгений Тиханов, стал знаменитым фотографом. Первую славу ему принесла фотография Черчилля, сделанная на Ялтинской конференции в 1945 году - тот признался, что на этом снимке его характер передан необыкновенно верно. После чего Тиханову разрешили сфотографировать Сталина. Сказали, что он может встать в зале, по которому будет проходить вождь, и в этот момент нужно успеть его снять. По счастью, Сталин остановился, чтобы прикурить трубку. Этот снимок стал одним из самых известных фотопортретов Сталина, который ещё много лет печатали в газетах.
Старшая сестра Осеевой Галина-Алина вышла замуж за инженера. Её сын Алик был любимцем всей семьи. Он первым всегда бросался на помощь каждому. И у него был рыжий чуб - такой же, между прочим, как и у Васька Трубачёва.
А средняя, Анжела-Мышка, замуж так и не вышла. В молодости у неё был длинный роман. Но его герой, Алексей Михайлович, вернулся к Мышке, когда той уже исполнилось 53 года. Анжела всё советовалась с племянником Лёнькой, выходить ли ей замуж официально. А тот только подшучивал над теткой: "В 53 года хранить невинность бессмысленно".
В 1953 году, когда у самой писательницы уже появилась внучка, её собственная жизнь началась как будто заново. Она влюбилась и вышла замуж во второй раз.
- Это был писатель Вадим Дмитриевич Охотников. Писатель он был, надо сказать, третьесортный, но Валю любил страстно. Когда они надолго разлучались, он не стеснялся слать ей из деревни в Москву телеграммы следующего содержания: "Приезжай скорее. Я устрою ванну. Буду мыть тебя в ванной и целовать тебя мыльную и вкусную". Соседи только диву давались: мол, первый раз видим, чтобы люди в таком возрасте целовались у всех на виду. Вот тогда Валя была по-настоящему счастлива.
Семья с 1952 года проживала в посёлке Изюмовка, недалеко от города Старый Крым.
- Из-за хриплого голоса Осеева казалась окружающим строгой, - рассказывает Наталья Георгиевна. - Она очень много курила, курила до последнего, даже когда уже умирала в 1969 году от рака легких. Ей кто-то сказал, что сигареты не так вредны, если их обрезать - и Валя всегда носила с собой портсигар с обрезанными сигаретами крепкого сорта.
Умерла писательница 5 июля 1969 года в Москве. Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.
Таких парадоксальных писателей, как Валентина Осеева, было очень мало в советской истории. За долгую жизнь она написала всего две большие книги - и получила за одну из них Сталинскую премию, а вторая стала неимоверно популярна у детей многих последующих поколений. Первая книга из них - "Васёк Трубачев и его товарищи" - рекомендовалась учителями для внеклассного чтения. Другая - "Динка" - зачитывалась буквально до дыр. И при этом - ни пафосных интервью в газете "Правда", ни "Голубых огоньков" по телевизору, ни тёплых должностей в писательском союзе...
материал взят частично с сайта "Чтобы помнили" _______________________________________________________
Скажу честно, "Васька" я не читала (смотрела фильм:) А вот "Динку" (и первую и вторую части) очень люблю. Но ещё больше я люблю коротенькие и ёмкие рассказы для малышни Осеевой! Они очень воспитательные, но без занудства:) И воспитывают они в детях такие качества как: умение уважать старших, заботиться о младших, беречь природу, дорожить дружбой, давать верную оценку своим поступкам. Показывают как можно простым словом ранить или исцелить человека. И язык у Осеевой мне очень нравится - лёгкий и какой-то... мудрый! Хотя рассказы написаны просто, но очень взволновано. Она общалась с детьми как-то по-взрослому - и они это очень ценили и продолжают ценить и сейчас... Добрые и трогательные рассказы Валентины Осеевой давно уже стали классикой детской литературы.
У меня дома две книги с рассказами Осеевой. Содержание у них пересекается, но художники мне ОБА нравятся:) Первая книга с рисунками Пахомова, вот такая -
А вторая - с рисунками Ольги Богаевской. Нежные аквательные рисунки Богаевской как нельзя лучше "подходят" к прозе Осеевой, на мой взгляд.
Само издание (как и всегда у Речи:) - отличного качества. Большого формата, в крепкой картонной обложке, на матовой меловке, с хорошо читаемым шрифтом и очень хорошим качеством печати.
... ну и, понятное дело, есть у меня такая книга издательства "Детской литературы", 1971 года. Но новую тож взяла:) Посмотреть НЕ ИСПОРТИЛИ ли?!:))))))
Могу смело теперь заявить - не испортили:)
Отличия небольшие - в переплётах да в качестве бумаги. Между прочим, в книге 71-года бумага хуже - она сильно ГЛЯНЦЕВАЯ, в отличие от новой книги Речи! Шрифт с старой книге чуть покрупнее. Формат - чуть меньше. Качество печати иллюстраций - приблизительно одинаковое. Какие-то рисунки в новой книге чуть хуже напечатаны, какие-то - чуть лучше. Но оооочень несущественно отличаются.