Славянское слово «ньмьць» означало «человек, говорящий неясно, непонятно». В более широком смысле слово обозначало всех иностранцев, говорящих «непонятно», в том числе и другие германские народы: шведов, датчан и другие. Такая трактовка встречается в новгородских летописях, где норвежцы назывались «каинскими немцами». В актах археографической экспедиции за 1588 год этноним «немец» распространяется на англичан, шотландцев, брабантцев, венецианцев, голландцев, пруссов и другие народы Европы. Корень используется во многих славянских языках для обозначения государства немцев, их самоназвания и названия их языка: немец/немски - в болгарском, нiмецький - в украинском, nemecký/nemčina - в словацком, и т. д. Одна из теорий происхождения такого названия указывает на германское племя неметов.
По Фасмеру слово немец происходит от сущ. немец, из праслав. формы *němьcь, от которой в числе прочего произошли: др.-русск. нѣмьць «человек, говорящий неясно, непонятно»; «иностранец», нѣмьчинъ «немец, любой иностранец», ср.-греч. Νεμίτζοι мн. «немцы» (Конст. Багр., Dе cerim. 2, 398), болг. не́мец - то же при неме́ц «немой», сербохорв. ниjѐмац «немец; немой», словенск. némec «немой; название сев. ветра; сорт овса», чешск. němec «немец», словацк. nеmес, польск. niemiec, в.-луж. němc, н.-луж. nimc. Праслав. *němьcь «чужестранец» образовано от němъ (немой). Ср. диал. говори́ть не́мо, т. е. «невнятно говорить (о ребенке)», вятск., не́мчик «малыш, ребенок, который еще не говорит», смол., немко́ «немой», арханг., немты́рь, немтура́ «косноязычный, заика», вятск., др.-русск.: Югра же людие есть языкъ нѣмъ, т. е. «чужой, иноязычный (немой) народ» (Лаврентьевск. летоп. под 1096 г.), греч. οὔθ ΏΕλλὰς οὔτ᾽ἄγλωσσος γαῖα (Софокл, Трах. 1096).
Немец - «немой», шумерск. eme - «язык», то есть человек без языка.
А кто же тогда славяне? В готском языке slawan - «молчать».
Первым о славянах как самостоятельном этносе писал готский историк Иордан в первой пол.VI в.: «В их (рек) окружении лежит Дакия, укреплённая (расположенными) наподобие венца крутыми Альпами. У их левой стороны, которая склоняется к северу, от истока реки Вистулы на огромных пространствах обитает многочисленное племя венетов. Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и обитания, преимущественно они всё же называются славянами и антами. Славяне живут от города Новиетуна (традиционно отождествляется с Новиодуном, совр. Исакча, на правом берегу Дуная) и озера, которое называется Мурсианским, вплоть до Данастра и на севере до Висклы; болота и леса заменяют им города. Анты же, самые могущественные из них, там, где Понтийское море делает дугу, простираются от Данастра вплоть до Данапра».
Из рассказа Иордана видно, что склавины представляли собой западную группу южной ветви славян, анты - восточную группу, а венеды - северную ветвь.
Склавины (склавены) - предки южных славян, известные в V-VIII вв, носители пражско-корчакского археологического культурного типа. Иордан называл их «sclaveni». Новиетуном (по-кельтски «Новый город») Иордана можно считать город Новетун на Саве. Здесь же, возможно, находилось и Мурсианское озеро (ок. Мурсы, теперь - Осиек). Озеро Мурсия - это не столько озеро, сколько заболоченная местность при устье реки Савы (ср. древневерхненемецкое muor - «болото», «стоячая вода»). Название реки Сава впервые упоминает Плиний как Savus. По мнению В. И. Георгиева, название реки - иллирийского происхождения, от пра-и.е. sowo-s, ср. греч. ΰει «идёт дождь».
Первые упоминания славян в византийских источниках зафиксированы в VI веке в форме Σκλάβος, Σκλαβηνος. Лат. Sclauēni - это транслитерация греч. Σκλαβηνοί, а последняя, в свою очередь, - ближайшая возможная апроксимация средствами греческой фонетики. Начальное Σκλ- для Sl- объясняется непроизносимостью для грека этой группы согласных, потребовавшей эпентезы (вставного -κ-).
Заметим, что готский словарь составлен по Библии, переведенной Вульфилой на готский язык в начале IV века - за два века до Иордана и первого упоминания славян.
Симметрия, однако.
© TrueView