Маргиана

Oct 27, 2012 15:31

Маргиана (др.-перс. Маргуш) - одна из сатрапий Ахеменидской империи, упомянутых в Бехистунской надписи. В священной для всех зороастрийцев книге Авеста упоминается страна Моуру, которую персы называли Маргуш. Греческие античные историки, познакомившиеся с Центральной Азией во время восточного похода Александра Великого, для удобства произношения стали называть эту страну Маргианой, и под этим именем страна вошла в мировую историческую науку. Первое письменное упоминание о стране Маргуш известно уже более 2500 лет. Маргиане соответствует территории Восточного Туркменистана. Восточнее Маргианы находились сатрапии Согд и Бактрия. В 521 г. до н. э. возглавляемые Фрадой маргианцы подняли неудачное восстание против Дария Гидаспа.


На шоссейной дороге, связывающей Ирак с Ираном, на отвесной скале, на высоте 105 м высечен знаменитый Бехистунский рельеф. В древности мимо этой скалы проходил оживленный караванный путь из Вавилона до Экбатан (современный город Хамадан) и далее до Индии.

Древнегреческие писатели и средневековые арабские географы неоднократно упоминают о Бехистунском рельефе. Но никто не мог объяснить его происхождение и прочитать грандиозную надпись под ним, насчитывавшую около тысячи строк.

Первым скопировал и расшифровал эту надпись молодой англичанин Г. Роулинсон, который работал над ее изучением более десяти лет, начиная с 1835 г. В 612 г. до н. э. под ударами вавилонских и мидийских воинов пал крупнейший город Ассирии Ниневия. Ассирия перестала существовать, и на Ближнем Востоке осталось три крупных государства: Египет, Вавилония и Мидия.

Мидийцам принадлежала территория всего современного Ирана. На юге Ирана жили персидские племена, находившиеся в зависимости от индийских царей. В 553 г. до н. э. вождь персидских племен Кир II поднял восстание против Мидии. После трехлетней войны персы в 550 г. до н. э. захватили Мидию, а затем покорили всю Малую Азию и области Средней Азии вплоть до границ с Индией. В 539 г. до н. э. персидские войска направились против Вавилонии и в короткое время захватили страну. Затем Киру подчинились Сирия, Палестина и Финикия. После смерти Кира царем стал его старший сын Камбиз. В 525 г. до н. э. Камбиз завоевал Египет. Таким образом, в течение двух десятилетий возникла крупнейшая мировая держава.

В марте 522 г. до н. э. в столицу Египта Мемфис явились гонцы из Персии и сообщили Камбизу, что его младший брат Бардия поднял против него мятеж и захватил власть.

О походе Камбиза в Египет и последовавших затем событиях и рассказывается в Бехистунской надписи. Согласно надписи, Камбиз перед тем, как отправиться против египтян, велел тайно убить своего брата Бардию. Затем некий маг (жрец) Гаумата стал выдавать себя за Бардию и захватил престол. Камбиз, двинувшийся в Персию, умер при загадочных обстоятельствах, а власть Гауматы была признана во всех странах огромной персидской державы. Но через семь месяцев, 29 сентября 522 г. до н. э., знатные персидские мужи тайно проникли во дворец, где находился Гаумата, и убили его. Один из заговорщиков, дальний родственник Камбиза, 28-летний Дарий, стал царем.

Об этих событиях рассказывают Геродот и другие древнегреческие историки, но их рассказы значительно отличаются от официальной версии, изложенной в Бехистунской надписи.

Некоторые современные историки считают, что в действительности Дарий убил Бардию, объявив его магом Гауматой, чтобы самому стать царем. Однако вряд ли мы когда-нибудь сможем в точности выяснить этот вопрос. Во всяком случае, народы персидской державы были убеждены, что над ними царствует Бардия, сын Кира.



Как только Дарий захватил власть и весть об этом дошла до Вавилона, там против него вспыхнуло восстание. Дарий лично во главе войска направился против вавилонян. Но пока он был занят карательными действиями, восстали Персия, Элам, Мидия, Египет, Маргиана и многие другие страны.

Покоренные Персией народы пытались сбросить чужеземное иго. Это значило: избавиться от тяжелых податей, не поставлять воинов для бесконечных войн, которые вели персидские цари, не отдавать на чужбжину тысячи соотечественников из числа лучших ремесленников, которых отправляли строить царские резиденции и дворцы в Персии. Восстали против Дария и рядовые персы, также угнетенные своей знатью. Началась долгая, жестокая и кровопролитная борьба за восстановление державы в ее прежних границах, за сохранение власти царя и знати.

Вскоре потерпели поражение маргианцы. За этим последовала резня, во время которой каратели уничтожили более 55 тыс. человек. Восстание в Маргиане - одно из самых крупных народных движений древности.

В самой Персии, на родине Дария, восставшие во главе с неким Вахьяздатом многие месяцы сражались с царской армией. После нескольких битв Вахьяздата был взят в плен и казнен. Подавив восстание в Персии, войско Дария вступило в Элам.

Шесть месяцев продолжалось крупное восстание в Мидии. Здесь против Дария выступил Фравартиш, который утверждал, что он потомок древнего индийского царя Киаксара. Дарий сам повел свое войско против мидийцев. В решающем бою 7 мая 521 г. до н. э. Фравартиш был разбит и захвачен в плен. По приказу Дария его подвергли жестоким истязаниям и предали мучительной казни.

В различных областях Армении полководцы Дария долго, но безуспешно пытались усмирить непокоренных жителей, пока туда с главными силами не прибыл сам Дарий. Летом 521 г. до н. э. Дарию удалось подавить восстание также в Парфии и Гиркании (области к юго-востоку от Каспийского моря).

Но через месяц вспыхнуло новое восстание в Вавилоне. Во главе его стоял армянин Араха, который выдавал себя за сына вавилонского царя Набонада. В конце ноября 521 г. до н. э. вавилоняне были разгромлены. Это было последнее крупное восстание против Дария. Он одержал победу над восставшими народами, потому что они не смогли объединиться и против них сражалась хотя и сравнительно немногочисленная, но хорошо обученная и дисциплинированная армия.

Теперь, через 14,5 месяца после захвата власти, Дарий смог приступить к сооружению своего величественного памятника и рассказать грядущим поколениям об одержанных им победах. На Бехистунской скале работали лучшие мастера: скульпторы, писцы и художники. В течение года была высечена надпись, общая высота которой равна 7 м 80 см, а длина - 22 м. Ее текст представлен на трех главных языках государства: древнеперсидском, т. е. родном языке Дария, аккадском - языке вавилонян и ассирийцев, а также на эламском, на котором говорили эламитяне, один из древнейших культурных народов, населявших юго-западные районы Ирана. Надпись была переведена и на многие другие языки, текст ее разослан во все области государства. Один из таких экземпляров сохранился на папирусе из Египта. Он составлен на арамейском языке - официальном канцелярском языке всей персидской державы. В развалинах Вавилона была также обнаружена большая каменная глыба с высеченным на ней аккадским текстом Бехистунской надписи.

Над Бехистунской надписью из цельной скалы высечен рельеф высотой 3 м и длиной 5 м 48 см. Верховный бог персов Ахурамазда протягивает кольцо, символ власти, Дарию, изображенному в полный рост - 172 см. Слева, за спиной Дария, находятся два его придворных, копьеносец и лучник. Левой ногой Дарий попирает Гаумату, одна нога и руки которого подняты в предсмертной агонии. За Гауматой изображены девять мятежных царей. Руки их связаны за спиной, и они прикованы друг к другу одной длинной цепью.

Этот рельеф имеет большое значение для науки, так как на нем изображены представители многих народов с характерными для них чертами лица, одеждой и т. д. Бехистунская надпись помогла в конечном итоге расшифровать все виды клинописи и познакомиться с культурой многих народов, живших тысячи лет назад. [1]

В надписи 414 строк в 4-х столбцах, написанных на трёх языках (древнеперсидском, эламском и вавилонском) и 5-м столбце, написанном на древнеперсидском языке и являющимся позднейшим добавлением. Среди тысяч высеченных фраз, увековечивших победы четвертого персидского царя царей Дария I (др.-перс. Дараявауш, что означает «Добронравный») можно прочитать такие слова:

«Говорит Дарий царь: страна Маргуш стала мятежной. Одного человека по имени Фрада, маргушанина, они сделали (своим) вождем. После этого я послал (гонца) к персу по имени Дадаршиш, моему слуге, сатрапу в Бактрии, (и) сказал ему так: «Иди, разбей войско, которое не называет себя моим». Затем Дадаршиш отправился с войском и дал бой маргушанам. Милостью Ахурамазды мое войско наголову разбило мятежное войско. В 23-й день месяца ассиядия ими был дан бой. Затем страна стала моей».

Долгое время никто не знал ее точное местоположение, пока в середине ХХ в. академик В.В. Струве, опираясь на древние письменные свидетельства, не доказал, что страна Маргуш, она же Маргиана, находилась в бассейне древней дельты реки Мургаб на юго-востоке Туркменистана. В средние века под влиянием арабского языка этот оазис стал называться Мервским (Древний Мерв), совсем недавно именовался Марыйской областью Туркменской ССР, а ныне является Марыйским велоятом Туркменистана. Объединяет эти название то, что все они являются производными от корня Мур-Мург, лежащего в основе названия реки Мургаб, в бассейне которой и располагалась страна.

Река Мургаб, берет свое начало в афганских горах Паропамиза и имеет так называемую слепую дельту, т.е. его дельтовый веер растворяется в песках одной из великих пустынь мира Каракумов. Как и у многих рек на земном шаре, его русло постепенно смещается с востока на запад. Поэтому в наши дни на берегах Мургаба расположен г. Мары, а в средние века Мервский оазис расцветал в районе современного города Байрамали. Первые поселенцы земель современного Туркменистана, уже сотни тысяч лет назад (в эпохи верхнего палеолита, мезолита и неолита) жили в предгорной полосе Копетдага с ее мягким климатом, большим количеством воды и естественных строительных материалов. Такие благоприятные условия в V-IV тыс. до н.э. привели к развитию здесь земледелия и скотоводства, что значительно снизило зависимость жителей от превратностей погоды. На Прикопетдагских равнинах многие десятилетия проводили свои изыскания и археологи. В бассейне древней дельты Мургаба обнаружили более 300 поселений, которые показали, что в конце III - II тыс. до н.э.  складывается и расцветает древневосточная цивилизация.

Промежуточное положение Маргуш-Моуру-Маргианы между Месопотамией и долиной р. Инд, позволило ей играть ключевую роль как в истории, так и культуре всего Ближнего Востока, о чем красноречиво свидетельствуют находки последних лет. Судя по аэросъемкам и разведочным работам, дельта Мургаба разделялась на большие рукава, вдоль которых вплоть до горизонта расстилалась бескрайняя равнина с ее плодородными, благодаря сезонным разливам реки, землями, с колосившимися на них посевами ячменя и пшеницы. Вдоль многих из этих рукавов и располагались группы маргианских поселений, образуя ирригационные оазисы. Наряду с обычными древнеземледельческими поселениями на окраине Аучинской группы памятников разбросаны небольшие стоянки, относящиеся к скотоводческому населению племен андроновского типа (Сарианиди, 1990).

Как показали раскопки в самом северном из перечисленных оазисов - Келеллийском, - первые попытки освоения древней дельты реки Мургаб племенами-выходцами из предгорий Копетдага относятся к энеолитическому времени (IV тыс. до н.э.), но они оказались неудачными (Масимов, 1975, 1976, 1979). Намного более успешным было «великое переселение» племен в конце III тыс. до н.э. Именно тогда в замковой части дельты был основан крупнейший из известных на сегодня город страны Маргуш, руины которого у современных туркмен получили название Гонур-Депе, что в переводе с туркменского означает «серый холм». В тоже время была освоена и значительная часть из выявленных поселений. До настоящего времени с точностью не установлено, откуда появились эти пришлые племена в Маргиане, но наиболее вероятным представляется регион от восточной Анатолии до северной Сирии [2].

Теджен (др. иран. tačani- ‛текущий поток’, в среднем и верхнем течении Герируд) - река в Афганистане, Иране и Туркменистане. В Афганистане река называется Герируд, на ирано-туркменской её части Теджен. Теджен и Мургаб во многом сходны между собою. Обе они берут начало в Афганистане и в верховьях имеют горный характер. Питание рек происходит преимущественно за счет таяния снегов в горных частях их бассейнов. Весной отмечается половодье. Воды обеих рек очень мутные; средняя годовая мутность составляет 6-16 кг/м3. Воды Мургаба несут много ила, цвет воды светло-желтый. Притоки: справа - Абикайсор; слева - Кашан, Кушка. При разливе реки Кашан (Гаш) ее воды загрязнены и близки к селевым. Иногда воды реки содержат в себе до 300-500 кг мелкозернистых пород.

Древнее городище Мерв расположено на обширной территории близ реки Мургаб, на окраине современного города Байрам-Али, примерно в 30 км от города Мары. Развалины городских стен и крепостей - все, что осталось от огромного великолепного города, население которого в средние века превышало одно время, по некоторым оценкам, миллион человек.

Мерв являлся столицей процветающей области Маргианы и важнейшим узлом на международной караванной трассе Великого Шелкового Пути задолго до наступления нашей эры. В разное время он носил разные имена: Моуру (название Мургабского оазиса в «Авесте»), Маргуш, Маргиана, Маргав, Мару и Мерв. В период средневековья Мерв получил особый эпитет Шахыджан, что буквально переводится как «Душа царей», иными словами - Мать всех городов Хорасана, на который опирается мир. В истории цивилизации Востока, да, пожалуй, и всего мира, найдется не так уж много древних поселений, удостоенных пышного титула «Матери городов». Мерв представлял собой гигантский мегаполис, равных которому не было в Центральной Азии: даже прославленные Самарканд и Бухара, Варахша и Пенджикент рядом с ним казались провинциальными городками. Согласно зароастрийской литературе, именно Мерву принадлежал третий рог изобилия древнего мира, после таких городов как Герат и Балх. В Мерве создавали свои бессмертные творения такие великие поэты, ученые и философы как Омар Хайям и Исмаил Самани.

В IV в. до н. э. город и вся Маргианская область была завоевана войсками Александра Македонского. Город стал именоваться Александрией Маргианской. С распадом его огромной империи маргианские земли вошли в состав государства Селевкидов. Правитель Антиох Сотер приказал основать город, который впоследствии в его честь стал именоваться Антиохией Маргианской. Антиох, «изумленный плодородием равнины», распорядился о возведении стены длиной в 236 км (1500 стадий в окружности, по свидетельству греческого историка Страбона), которая бы защитила весь Муграбский оазис от набегов кочевников-скифов с севера.

На развалинах греко-бактрийского царства постепенно складывается одно из крупнейших политических объединений древнего мира - Кушанская держава. В пору своего расцвета она занимала огромную территорию от границ ханьского Китая до парфянских владений в Восточном Иране. Кушанская цивилизация оставила заметный след в истории мировой культуры, соединив достижения многих народов. Однако история этой мировой державы плохо известна и лишь в последние годы стала привлекать пристальное внимание исследователей. Основным ядром Кушанского государства первоначально была территория Бактрии. Здесь после падения Греко-Бактрии существовали мелкие политические образования, в том числе владения, подчинявшиеся вождям кочевых племен, уничтоживших власть греко-бактрийских царей. Эти вчерашние кочевники довольно скоро восприняли традиции оседлой культуры.

По одной из версий считается, что хороним Маргиана (лат. Margiane, marginis - ‛край, граница’)  - латинское название эллинизированной провинции, возникшей после похода Александра Македонского в 329 г. до н. э. и восходит к индоевропейскому корню *mark ‛граница’. Действительно, в немецком языке Mark, в средневерхненем. Marke - ‛граница, пограничная область’. Хеттское mark - ‛резать’. Маргиана находится «на краю» империи, восточнее Парфии. Но еще далее на восток располагались Бактрия и Согдиана и поэтому необходимо с осторожностью говорить о пограничном статусе Маргианы.

Вышеизложенные факты побуждают меня предложить альтернативную этимологию, которая представляется предпочтительной. Я предлагаю сравнивать название реки Мургаб с индоевропейским корнем *mar ‛пачкать, марать’. Русск. марать родств. укр. марати, польск. maraс, в.-луж. marrac, morac ‛мазать’. Родственно также греч. μορύσσω ‛пачкаю, мараю, черню’, μαυρόω ‛затемнять, лишать блеска; гаснуть, меркнуть; затмевать, омрачать’, ἀμαυρός ‛тёмный’ (греч. μαυρός ‛тёмный, чёрный’ - позднее слово). В шумерском языке mar - ‛марать, пачкать, загрязнять, мазать’, др.-верхненем. muor - ‛болото’, ‛стоячая вода’. Воды Мургаба - мутные, несут много ила, цвет воды светло-желтый. При таком загрязнении стирка в реке обязательно испортит светлую ткань.

Чёрная (речка) - распространённый гидроним во многих частях света. Река Мста - фин. Mustajoki, Musta ‛чёрный’. Название характеризует свойства грунта и воды: речки с тёмным цветом воды берут своё начало, как правило, из торфяных болот, или несут ил, то есть по сути являются грязными.

Мурсианское озеро (ок. Мурсы, теперь - Осиек) - заболоченная местность при устье реки Савы (ср. др.-верхненем. muor - ‛болото’, ‛стоячая вода’). Во многих языках грязь и болото определяются одним словом. Тюркское балчек, балчык ‛грязь, болото, глина’, польск. bɫoto ‛грязь, трясина’, в.-луж. bɫóto ‛грязь, тина’, н.-луж. bɫoto ‛заболоченный лес, грязь’, алб. baltë ‛грязь, тина, болото, глина, земля’, др.-инд. jam-bālas ‛болото, тина’, англ. pool ‛лужа’, др.-греч. πηλός ‛глина, грязь, слякоть’.

«Грязными, болотными» называли страны, города, улицы. По одной из версий название Суоми происходит от финского слова suo ‛болото’. На рубеже нашей эры Париж назывался Lutetia Parisiorium. Это был главный город галльского племени паризий. Предполагают, что первая часть топонима - из кельтского lut ‛болото’. Пинские болота (Полесская низменность) занимают большую часть южной части Белорусии и северо-запад Украины. Город Пинск расположен при впадении реки Пина в Припять. В греческом πίνος ‛грязь’, πηλός ‛грязь’ (Полесье). В Липецкой области расположен город Грязи.

Улица Балчуг в Москве возникла в конце XIV в. в местности Балчуг. Название местности восходит к тюркскому балчек, балчык ‛грязь, болото, глина’. До постройки Водоотводного канала было грязное, заболоченное место, образовавшееся из-за частых наводнений. Об этом свидетельствуют названия ближних объектов: с одной стороны - Болотная наб., Болотная улица; с другой - церковь Георгия Великомученика «в Ендове» (ендова или яндова - ‛яма, котловина’). В Замоскворечье, недалеко от ул. Балчуг, есть несколько улиц, свидетельствующих о том, что там было татарское поселение: Бол. и Мал. Татарские переулки, Татарская и Бол. Татарская улицы. В древности эту местность москвичи именовали своим словом грязь, широко представленным в русской топонимии в значении болотистое место, например, церковь Воскресения на Грязи на Балчуге замоскворецком и церковь Троицы на Грязех в местности Балчуг у Покровских ворот.

Как мне кажется, во многих случаях названия городов, регионов, стран восходят к ближайшему гидрониму. В гидронимах устойчиво сохраняются архаизмы и диалектизмы, они часто восходят к языкам-субстратам народов, живших на данной территории в прошлом. Пока я писал сюжет о Маргиане, то заметил, что этноним таджик созвучен названию реки Теджент.

© TrueView

Маргиана

Previous post Next post
Up