Сари и Сарафан

Jul 11, 2012 17:29

Сари - традиционная женская одежда на Индийском субконтиненте. Представляет собой прямоугольный отрез ткани длиной от 4,5 до 9 метров, шириной до 1,2 метров, особым образом обёрнутый вокруг тела. О древности этого наряда свидетельствуют и одетые в сари шумерские статуэтки, датируемые третьим-вторым тысячелетием до н.э. Это было время первых индийских цивилизаций на реке Инд. В героическом эпосе 'Махабхарата' описывается сари с расшитой жемчугом каймой. Женские персонажи росписи Аджанты одеты в одежды из шелка и муслина.

Согласно индуистским верованиям любая сшитая одежда является оскверненной прикосновением иглы. Сари сопровождает женщину всю жизнь, выражая ее настроение, радости и горе. Для различных жизненных ситуаций выбирается особая ткань, по тому, как оно надето, можно судить о социальном и семейном статусе его хозяйки.

Есть специальные сари для радостных событий. При рождении ребенка или на свадебные церемонии обычно используют парчу в красном тоне, так как он символизирует энергию, сексуальность и плодовитость. Ни одна свадьба не обходится без нарядных шелковых и парчовых сари. Раньше парча ткалась из тончайшей золотой или серебряной проволоки. Если такую материю сжечь в огне, то получался увесистый слиток благородного металла.
На религиозные праздники предпочитают сари с богатой золотой каймой. Вообще желтый цвет изначально связан с религией. На первый день свадьбы невеста и жених совершают омовение в настое из турмерика оранжевого цвета для ритуального очищения. После рождения ребенка мать в течение 7 дней должна носить желтое сари.

Считается, что сарафан в переводе с иранского означает «одетый полностью». Между иранским "сарафан" и "сари" слишком прозрачные аналогии. Хотя считается, что сарафан был прежде всего мужским костюмом, но некоторые исследователи полагают, что как таковой сарафан был сакральной одеждой, которой пользовались в свадебной обрядности и мужчины, и женщины. Сарафанный комплекс считался одним из символов веры и обычаев предков. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение.

В шумерском языке встречается вид одеяния zara [zara6tug2 "a garment"]. Шумер. šer [sir2; še-er "reddening, sunburn; (to be) bright; brilliance, ray" Akk. namāru "to be(come) bright, shine"; šarûru "brilliance, ray"; şiriptu "reddening, discoloration?"], тур. sarı "желтый", татар. сары "желтый", др.-инд. hari "желтый, золотистый, зеленоватый; Хари -эпитет многих богов, особ. Индры и Вишну", др.-инд. hiranyam "золото", авест. zаrаnуа "золото", авест. zairi "желтый, золотистый", аккад. hurâşu, греч. χρυσός "золото".

В индийских легендах ткань олицетворяет создание Вселенной. «Сутра» (нить) является основой, а «сутрадхара» (ткач) - создателем или творцом Вселенной. Само слово сари по одной из версий произошло от пракритского слова саттика. На санскрите «сати» означает полоска ткани. Сари - отрез ткани, особым образом обмотаный вокруг тела. Шумер. sir [sir3; sir2 "to bind" Akk. rakāsu] "вязать, связать, обвязать, опоясать; обвивать, обматывать; окружить, обтянуть"; аккад. esērum ‛связывать, заключать’.

Санскр. śarīra, śarīraṃ "тело; туловище", śaraṇa "убежище, покров"; шумер. su [su "flesh; body; entrails (omen); body" Akk. zumru "body"; šīru "flesh"] "тело", аккад. šêru, šîru "тело, туловище".
Previous post Next post
Up