Святослав и Святополк

Jan 10, 2023 01:13

В древности на Руси существовала устойчивая традиция давать cыну имя одного из дедов. Прибыли когда-то дети шведского Хакона и пошли Якуны по Руси. Прибыл когда-то Рагнвальд (Ragnvalðr) и появились Рогволоды...

◆ А вот имя Святослав ранее него самого не встречается. Полагаю, это инновация Ольги и Игоря, возможно, при участии Свенельда и его отца Асмунда.

Асмунд был воспитателем князя Святослава, а Свенельд - воеводой Игоря и Святослава. Имя Свенельда могло повлиять на выбор Игоря и Ольги:

⇨ Святослав (Свендослав в византийских источниках - Σφενδοσθλάβος) < др.-сканд. Sveinn (дат. Svend) «юноша, мальчик, парень; слуга» + Leifr «наследник, потомок».

Свен (нем. Swen, Sven, дат. Svend, швед. Sven, букмол Svein, исл. и др.-сканд. Sveinn, англ. Sweyn) - имя германского происхождения со значением «молодой человек, юноша».

В окружении Игоря и Ольги вся родня (см. послов Олега и Игоря) носила германские и скандинавские имена, как и они сами. Вряд ли они решились бы так резко отступить от традиции.

◆ Но есть у меня еще более красивая версия славянского происхождения имени!

По отцовской линии Святослав - внук ободритского князя Родерига, нареченного на Руси Рюриком. В дословном переводе его имя означает Славный:

Рюрик < Ро[де]рик < нов.-в.-н. Roderich. Древнескандинавское имя Hrœrekr является производным от форм др.-сканд. *HróþiR «слава», др.-сканд. Hrørekr соответствует нов.-в.-н. Roderich, от др.-исл. hróðr ‛слава’ (+ rīks (“король, правитель”). Согласно традиции, общее с именем Рорик (Рюрик) происхождение имеют современные имена Родерих (Roderich), Родерик (Roderick), Родриго (Rodrigo). В настоящее время имя Rurik имеет хождение в Финляндии, Дании, Швеции и Исландии. Производные значения были использованы в легендах и мифах разных народов: ст.-герм. Hrodric, ст.-англ. Hrēðrīc и Hroðricus, вост. ст.-норманск., ст.-шв., ст.-датск. Rørik, зап. ст.-норманск. Hrœrekr, руническ. rorikR, ruRikr, hruRikR. Общее с именем Рорик (Рюрик) происхождение имеют также имена Геродот (Ἡρόδοτος, греческий историк, уроженец Галикарнасса в Карии, ок. 485-425 гг. до н.э., автор «Историй» в 9 книгах), Геродик (Ἠρόδῐκος, уроженец Мегары, софист) и Геродор ( Ἡρόδωρος, родом из Гераклеи Понтийской, историк, живший в конце VI в. до н.э.). Все эти имена имеют в составе греческий корень ἥρως ‛вождь, военачальник, предводитель, воин, боец, славный муж, герой, богатырь, человек сказочной силы и доблести’. В русском языке тот же корень в слове герой.

Из скандинавского эпоса и хроник известны следующие носители имени Rørik (Hrœrekr):

Hreðric - сын датского короля VI века в эпосе «Беовульф»;
Хрёрик Метатель Колец - датский конунг VII века, дед знаменитого принца Гамлета, история которого описана Саксоном Грамматиком и позднее послужила основой для трагедии Шекспира;
Rudereiks (Родерих) - король вестготов в Испании в 710−711 гг.;
Рёрик Ютландский - датский викинг IX века, часто упоминался в хрониках;
Хрёрек, сын Хринга - норвежский конунг, ослеплённый в начале XI века конунгом Олафом Святым. Известен по саге «Прядь об Эймунде Хрингссоне».

По материнской линии Святослав - внук князя Олега Вещего, чье имя в переводе - Святой. Др.-рус. Ольгъ произошло от др.-сканд. имени Hælgi (Хе́льги), образованного от др.-сканд. heilagr - «святой». Норв. hellig - «святой».

Что же получается? Сложение значений имен дедов Святослава - Олега и Рюрика:

⇨ Святослав < Святой + Славный. Не так хорошо звучит имя Славосвят. Но такого типа имена встречаются:

Столпосвят - легендарный князь словен V века, известный по Иоакимовской летописи и Книге о великих князьях русских, отколе произыде их корень, переписанной из сборника Мусиных-Пушкиных крестьянином села Угодичи Александром Артыновым. Сын князя Вандала и его жены Адвинды, брат Избора и Владимира Древнего. Каждому из трех братьев Вандал построил по городу. После смерти Столпосвята и Избора власть досталась Владимиру.

Матерью Ольги была плесковская княгиня Людмила, дочь князя Вадимира (Вадима Храброго) и правнучка Гостомысла. А Ольга - праправнучка словенского князя Гостомысла.

Читаем в «Будинском изборнике»:

В год 889-й родилась в Плескове у Олега Вещего от княгини Людмилы дочь Олёна и наречена Пребраной, очень красива эта девица, как и мать ее Людмила, и живет в Выбутовой деревне, около Плескова, в имении матери; а отец ее Олег назвал дочь свою Хельгой, потому что она дочь Хельга, а на Руси она зовется Ольгой, или Олёной.

До года 903-го жила в Плескове, в княжеском имении, с матерью своей Людмилой.

В 903-м же году великий князь Олег привез дочь Ольгу в Киев и выдал ее замуж за своего племянника Ингвара, который назван на Руси Игорем, и было Ольге 14 лет.

◆  Существует и языческая версия имсени Святослав - Свет Славящий:

Процитирую «Велесову книгу»:

И Богу Святовиду славу речем мы. Вот, восстает Он, Бог Прави и Яви. И Его мы воспеваем в песнях, потому как есть Он Свет...

...Творите славу Святовиду великую. Слава Богу нашему!

...Вот, Старград оставив, пошли они к Ильмер озеру и там сотворили град другой Новый, и там мы и сейчас пребываем. И тут Сварогу, первому Пращуру, молимся среди источников Рожаниц. И просим того Дуба, Корень, Хлеб наш - Сварога, Который творит Свет. Бог Он есть Света и Бог Прави и Яви, и Нави. Ведь воистину есть Он у нас, и вот, Истина наша преоборет силы сумеречные, и к Благу Он нас поведет, как и Праотцев вел, творя о том [Здесь ясно видно, что Святовид - эпитет и аспект Сварога].

...И всякий день к Богам взираем, которые есть Свет, которого мы называем Перун, Даждьбог, Хор, Яр, и именами многими иными...

--------------

Святовит или Свентовит (лат. Zuantewith, польск. Świętowit) - Верховный бог у части западных славян. Упомянут в «Славянской хронике» Гельмольда, подробно описан у Саксона Грамматика в «Деянии данов», как главный бог, бог богов храма при Арконе на острове Рюген, откуда родом и Олег Вещий.

Имя бога Свентовита имеет славянское происхождение. Первая часть имени swant-/svęt- этимологически восходит к общеславянскому *swetlo-, *swet- («свет»; «свет, мир»), старославянскому светъ («святой»), западнославянскому и польскому swęty/swięty («святой»). Вторую часть имени -wit/-vit одни исследователи возводят к общеславянскому корню *vid («вид, зрение, облик») или *vitez («витязь, воин, победитель»), по мнению других данная часть связана с индоевропейским словом *wed («ведать, знать»). Возможно, название является эвфемистичным, Световид (свет+видение, свет+знание), так руяне могли обращаться к некоему божеству, которое нельзя было называть прямо по имени.

Секретарь и историк герцогов Померанских Томас Канцов в своей «Померанской хронике», доведённой до 1536 года, описывая разрушение Арконы на острове Рюген войском Вальдемара I Великого, называет его Свантевитом (Swantevit).

Согласно «Славянской хронике» Гельмольда (1167-1168) - бог земли руянской, «светлейший в победах, самый убедительный в ответах», который среди множества славянских божеств считается главным:

«Среди множества славянских божеств главным является Свентовит (Zuantewith), бог земли ранской, так как он - самый убедительный в ответах. Рядом с ним всех остальных они как бы полубогами почитают. Поэтому в знак особого уважения они имеют обыкновение ежегодно приносить ему в жертву человека - христианина, какого укажет жребий. Из всех славянских земель присылаются установленные пожертвования на жертвоприношения Свентовиту. С удивительным почтением относятся славяне к своему божеству, ибо они не легко приносят клятвы и не терпят, чтобы достоинство его храма нарушалось даже во время неприятельских нашествий…»

◆ Святополк! Отчим Владимир взял и скрестил имена своего отца Святослава и брата Ярополка, настоящего отца ребенка:

⇨ Святополк < Свято[слав Яро]полк.

Как сказано в «Будинском изборнике»:

В тот же 980-й год познал Владимир Юлию, которая беременна была от Ярополка; она, ныне вдова Ярополка, была приведена его отцом, князем Святославом, из Греции еще девочкой, где была послушницей в храме Христовом, и выдана за Ярополка ради ее красоты, и в тот же 980 год родила Юлия первенца, которого Владимир нарек Святополком в честь деда его Святослава и настоящего отца Ярополка; и так этот ребенок был от двух отцов: зачал его Ярополк, а вырастил Владимир, и поэтому он был нелюбим своими братьями...

© TrueView

Будинский изборник, Русь, Рюрик, Русь Словенская

Previous post Next post
Up