⇨ Процитирую комментарий И. Нигматулина к «Джагфар Тарихы»:
«...В начале IX в. хазарский каган Обадия с частью подвластной ему огузской и кыргызской знати принимает иудаизм иранского толка и начинает новое преследование мусульман. Для этой цели он нанимает часть угров, изгнанную из Казахстана Баджанакским союзом огузских и кыргызских племен. Бурджане-мусульмане, главным городом которых был Самандар («Семендер»), поднимают восстание против хазарского кагана, но оно терпит неудачу, и тысячи повстанцев-мусульман бегут в 820 г. в Булгарию. Булгарский царь Айдар (815 - 855), которого звали также и Урус-Айдар (так как его династия называлась «урусской», то есть ‛великой, могучей’) радушно принимает новых беглецов и поселяет их на Украине. В том же 820 г. Айдар вместе с частью черных булгар принимает ислам и на требование Обадии о выдаче беглецов отвечает отказом.
В ответ Обадия разорвал жизненно необходимый Хазарской орде союз с Булгарией и двинулся на нее войной вместе с наемными казахстанскими уграми. Однако угры, получившие от кагана за подавление Самандарского восстания Приазовье (по-булгарски «Маджар») и поэтому прозвавшиеся маджарами (мадьярами), изменили Обадие и в решающей битве с войском Айдара у булгарского балика (небольшой крепости) Харька (современный Харьков) перешли на сторону булгар. Благодаря этому Айдар наголову разгромил хазарское войско. После этого булгарский царь заключает союз с баджанаками («печенегами») и женится на печенежской бике (княжне). Их сыном был Джилки, также принявший ислам и мусульманское имя Габдулла»
[1].
⇨ Что можно узнать из этого отрывка? Мадьяры, предки современных венгров (угров), получили от хазарского кагана земли для кочевья возле Азовского моря.
А теперь вспомним, что писал Плиний о Меотийском озере (Азовском море) в своей «Естественной истории»:
«Tanaim ipsum Scythae Sinum vocant, Maeotim Temarundam, quo significant matrem maris» [Танаис скифы называют Sinus, а Меотиду - Темарунда, что на их языке означает «мать моря»] (Plin. Naturalis Historia VI, 20).
Санскр. sindhu - ‛река, поток, море’. Синдху - древнее индийское имя реки Инда, затем прилежащей к нему страны (Синд) и ее обитателей. От этого имени произошли географические названия: арабск. Хинд, греч. Ίνδοι или Ινδοι и европ. Индия.
⇨ Итак, Темарунда, древнее название Меотиды, означало на языке киммерийцев «мать моря». Но киммерийцы одного корня с хеттами и их языки близки:
Темарунда (t-em-arunda) < t-em (хетт. anna ‛мать’) + arunda (хетт. arunas ‛море’).
До исхода из Евразии протохетты жили на Урале и территории современного Казахстана в соседстве с угорскими и тюркскими племенами. Потому и слово мать в хеттском языке звучит в точности так, как и в тюркских языках (татар. ана, әни, тур. anne, ana, казах. ана, узб. ona, ‛мать’).
Эст. amm, р.п. amme ‛кормилица, мама’, эст., вепс., водск., фин., ижор., карел., чудск. ema, emä, ливон. jemā, саам. eamis, венг. eme, энец. e, ε̄ , нганасан. ńemi̮, секульп. e̮mǝ, матор. ima, шумер. eme, ama, аккадск. ummu, эламск. ama ‛мать’, ивр. eema, араб. um, баск. ama, кечуа mama ‛мать’. Майя im ‛сосок, грудь (женская)’, татар. имчәк ‛сосок, грудь (женская)’, казах. емшек ‛женская грудь’, тур. meme ‛грудь, вымя’. Зулу unina, игбо nne, себуано inahan, филиппинск. ina ‛мать’.
Хетт. arunas ‛море’ родственно др.-инд. arnava (<*arunava) ‛море’ и др.-греч. αἴρω ‛поднимать’. Дословно - пучина. Вару́на (др.-инд. वरुण váruṇaḥ) в Ведах - верховный хранитель справедливости и судья, а также бог мировых вод.
⇨ Меотида - калька киммерийского названия Темарунда:
Др.-греч. Μαιῶτις ‛Меотида’ < μαία ‛мать, кормилица’.
Осет. мад, мадæ, нов.-перс. mādar, тадж. модар, хот.-сак. māta, пехл. māt, mātar-, согд. m't-, m'th- (māt-), санскр. मातर् mātár, авест. mātar-, греч. μήτηρ, дор. μά̄τηρ, лат. māter, mātrīх, ирл. māthir, др.-в.-нем. muoter, др.-исл. móðer латышск. mate, др.-прусск. mūti, лит. mótina, арм. մայր (mair), тохарск. mācar, др.-русск., ст.-слав. мати, русск. мать, укр. мати, мать, белор. маць, болг. ма́ти, ма́тер, сербохорв. ма̏ти, словенск. máti, чешск. máti, словацк. mať, др.-польск. mać, в.-луж. mać, н.-луж. maś ‛мать’.
◆ Угры, поселившиеся возле Меотийского озера стали называться маджарами или мадьрами по названию этого озера (осет. мад, мадæ, нов.-перс. mādar, тадж. модар, санскр. मातर् mātár, авест. mātar-, греч. μήτηρ, дор. μά̄τηρ, лат. māter ‛мать’).
⇨ Так описывает историю венгров Википедия:
Ательку́за и Леведия (венг. Etelköz és Levédia) - исторические области расселения древневенгерской конфедерации племён во время их миграции из неизвестной прародины (Великая Венгрия) в Паннонию (современная Венгрия). Их расположение и время существования являются предметом дискуссий в историографии.
Леведия или Лебедия (греч. Λεβεδία), упоминаемая в трактате X века «Об управлении империей», обычно локализуется степями Дона и северным побережьем Азовского моря.
Ателькуза (венг. Etelköz, собственно «Этелкёз», «Этел» либо «Кузу», букв. «междуречье») локализована Днестро-Днепровским междуречьем (в пределах Киевской, Житомирской, Винницкой, Кировоградской, Хмельницкой и Одесской областей). Заселение венграми Леведии могло произойти в течение VIII века. Прежде на этой территории кочевали тюркоязычные булгары и сохранялось аланское земледельческое население, причем территория к западу от Днепра признавала власть хана дунайских болгар Крума, а к востоку - хазарского кагана. По другой версии, Ателькуза означает «верховье Атиля (Волги)» - согласно средневековой географической традиции, в районе реки Белая.
Согласно византийским источникам, венгры поселились в Леведии как союзники хазарского кагана, поэтому территория Леведии на исторических картах обыкновенно включается в состав Хазарии. Сам топоним Леведия может быть связан с именем венгерского военачальника Леведий. В 820-е годы венгры заселяют пространства на правом берегу Днепра, прежде занимавшиеся внутренними булгарами. В 889 году венгры под натиском печенегов покидают Леведию в направлении Ателькузы.
Печенеги заключили союз с болгарским царём Симеоном и, воспользовавшись тем, что угры отправились в поход, в 895 году ворвались в Ателькузу и перебили всех поголовно женщин, детей и стариков. Вернувшись из похода, венгры нашли свою землю «пустынной и разорённой», а пастбища - занятыми врагом. Убедившись, что им уже не справиться с печенегами, венгры пошли на запад, мимо Аскольдовой могилы (где установлена стела в память о переселении венгров).
Летописец Руси так описывает это событие: «Идоша Угре мимо Киев горою… и пришедше к Днепру, сташа вежами». Очевидно, они попытались задержаться здесь, но по каким-то причинам двинулись в 896 году дальше: через Карпаты в Подунавье, дойдя с боями до Паннонии, где они разгромили Великую Моравию
[2].
Маджар, Маджары - золотоордынский город в XIII-XVI веках на Северном Кавказе, находившийся на месте современного Будённовска (бывший город Святой Крест). Центр пересечения транзитных торговых путей из Закавказья в Северное Причерноморье и Поволжье.
В период расцвета (XIII-XIV вв) город был крупным ремесленным и торговым центром в составе Золотой Орды, в 1310-1311 имел особый статус, чеканил собственную монету. Население имело смешанный этнический состав: тюрки, русские, аланы, евреи и др. О Маджаре упоминают Абу-ль-Гази-хан (в повествовании на 1282 г.) и Абу-ль-Фида в своей географии (1321 г.).
Найденные археологами на территории Маджарского городища монеты местной чеканки с именем хана Джанибека, свидетельствуют о том, что в период его правления - в 1342-1357 годы - город являлся главной резиденцией хана Золотой Орды. В 1342-1343 гг. в Маджаре для практических нужд ханаки была переписана суфийская энциклопедия «Райхан ал-хакайик» ад-Дарбанди. С убийством Джанибека в 1357 году в Золотой Орде наступает «смутное время» междоусобиц.
В «Дербенд-наме» («Истории Дербента»), в историческом сочинении XVII века, Большие и Малые Маджары упоминаются с VIII века как города Хазарского каганата. ...Существует теория, что возникновение города действительно относится к хазарскому времени и связано с историей венгров (мадьяр), кочевавших в причерноморских степях. Эту гипотезу пытался проверить венгерский учёный Ян Шарль де Бэсс, посетивший развалины Маджара около 1830 года. В своей книге об этом путешествии он писал: «Вот, наконец Олу, или Большие Маджары. Я обвожу глазами все стороны, я ищу следы этого когда-то большого и великолепного города, но бесполезно: всё исчезло.» Немецкий ботаник и дендролог Карл-Генрих Кох, побывав на развалинах в 1837 году, предположил, что часть населения покинула Маджар только после прихода татаро-монгольских орд, рассеявшись среди горских кавказских народов. По словам Коха, некоторые кланы дигорцев, балкарцев, чеченцев, урусбиевцев связывают своё происхождение с населением древнего Маджара. В частности, к потомкам маджарского хана возводит своё родословие прославленный дигорский род Бадилатов. Также происхождением из области Маджар связывают себя часть моздокских кумыков (тюмены) и кумыки брагунцы (ЧР).
Легенда о праотце венгров Маджоре была записана Шимоном из Кезы в «Деяниях гуннов и венгров» («Gesta Hunnorum и Hungarorum») около 1283 года. Согласно сказанию, жили некогда возле Меотиды (Азовского моря) два брата - Хунор и Маджор, однажды, охотясь, встретили они жён сыновей Буляра и двух дочерей аланского принца Дулы. Хунор и Маджор начали преследовать девушек и убедили их к замужеству. Таким образом, как гласит легенда, Хунор и одна из дочерей аланского принца стали предками гуннов, в то время как Маджор и вторая дочь аланского принца стали предками венгров
[3].
© TrueView