Боруски из Брянска

Dec 10, 2021 10:20

Боруски (греч. Βορουσκοί, лат. Borusci) упоминаются Клавдием Птолемеем в «Руководстве по географии» (Книга третья. Глава V. Положение европейской Сарматии):

«22. Затем побережье океана у Венедского залива (Восточная Балтика) занимают вельты, выше их осии, затем самые северные - карбоны, восточнее их - кареоты и салы (ниже этих - гелоны, гиппоподы и меланхлены); ниже их - агафирсы, затем аорсы и пагириты; ниже их - савары и боруски до Рипейских гор».








Академик А. Д. Удальцов локализовал их на среднем Днепре, на территории будущих полян, где в III в. жили бораны или борады. Он указал на «Боричев увоз» под Киевом. Привел последовательность боруски, бораны, борады - будущие поляне. Популярна трактовка борусков как ранних пруссов. По мнению Ф. В. Шелова-Коведяева, птолемеевы савары и боруски должны быть помещены не западнее Волго-Донского междуречья. Некоторые ученые отождествляют борусков с робасками, упомянутыми Плинием (Ест. ист. VI: 14) на севере Европы. Ученые XIX в. К. Цейс, К. Мюленхоф и К. Моллер считали борусков угро-финнами и также отождествляли их с робасками. Чех В. Томашек считал их славянами. Шафарик видит отзвук этого имени в наименовании города Боровска I, 212. [1]

⇨ Я же вижу отзвук этого имени в наименовании города Брянск.

Впервые город упоминается в Ипатьевской летописи как Дебрянск под 1146 годом, позднее - в Воскресенской, Лаврентьевской, Троицкой летописях и других источниках. Название города Брянск, по-видимому, произошло от древнерусского слова Дьбряньскъ, образованного от слова дьбрь. Древнерусское слово дьбрь/дебрь означает горный склон, ущелье, ров, долина или низина, поросшие густым лесом и кустарником. По оценке В. А. Никонова, этимология топонима остаётся неясной, поскольку до конца XII века город именовался Брынью и непонятно, какая форма первичнее: Брынь или Дьбряньскъ.

Брынь может быть неполногласием от Борынь, где бор - сосновый лес. Слово бор одного корня с англ. forest «лес», норв. furu, дат. fyr, нем. Forche, Forle, Föhre, Fahre «сосна». Чешск. borový «сосновый».

Точная дата основания Брянска неизвестна. Археологические данные, полученные при раскопках старого городища на Чашином кургане в 1976-1979 годах, указывают на то, что город на территории нынешнего Брянска возник в последней четверти X века. Исходя из этих данных, условным годом основания Брянска считают 985 год. Густые брянские леса долгое время отделяли поднепровский очаг русской цивилизации от так называемого Залесья. Лишь при киевском князе Владимире Мономахе через них была проложена «прямоезжая дорога», что поспособствовало усилению славянской колонизации Северо-Восточной Руси. Древний Брянск входил в состав Черниговского княжества.



⇨ Гелоны Птолемея могли жить на реке Шелонь возле озера Ильмень, аорсы - на реке Оршица. Название города Орша произошло от названия реки, на которой он расположен. Боруски проживали от Верховьев Днепра до реки Сев на юге Брянской области. А от реки Сев и до Сейма - савары (в будущем племя сѣверъ (северяне) русских летописей). Рипейские горы - водораздел Днепра, Западной Двины, Волги и рек, текущих в Северном направлении.

Река Сев имеет скифское происхождение и возводится к ср. авест. syava- «чёрный», др.-инд. syava- «чёрно-бурый, гнедой, тёмный, чёрный», Сейм - к ср. авест. syāma- и др.-инд. śyāma- «тёмный». Название Сев может переводиться как «чёрная (река)».

⇨ С V в. до н. э. на территориях Черниговской, Брянской, Курской, и Орловской, областей была распространена Юхно́вская археологическая культура. Впервые памятники этой археологической культуры ввел в научный оборот Д. Я. Самоквасов, раскопавший два городища близ черниговской деревни Юхново. Связи данной культуры прослеживаются с регионом Смоленска и Оки. Этническая принадлежность племен юхновской культуры пока еще не определена, возможно это одна из локальных этнографических групп днепровских балтов или праславян. Юхновцы часто отождествляются с геродотовыми будинами - народом, обитавшим в верховьях Дона между Волгой и Днепром. Поселения юхновской культуры, как и скифские, делились на два типа - небольшие укрепленные городища и неукрепленные селища, причем последние связаны территориально с городищами, образуя вокруг них своеобразные агломерации, «микрорегионы». Укрепления городищ были мощными и достаточно сложными - один-три ряда рвов и валов, деревянные стены по всему периметру и расположены на неприступных утесах по берегам рек [2].

В I в. до н.э в Брянском Подесенье впервые появились носители зарубинецкой культуры. Здесь они расселились среди племен юхновской культуры... В первое время в культуре деснинских памятников пришлые элементы сочетались с юхновскими. Так, в керамических материалах слабопрофилированные горшки с типично юхновской орнаментацией соседствовали с мисками и чашами зарубинецких типов. Занесенный сюда тип жилиша - четырехугольная постройка с опущенным в грунт полом - уживался со столбовыми домами юхиовского типа. При этом наблюдается постепенное увеличение элементов зарубинецкого происхождения при затухании юхновских традиций. Очевидно, что в процессе расселения зарубинецкого населения племена юхновской культуры ие покидали мест своего обитания, а смешавшись с переселенцами, вместе создали новую культуру, именуемую почепской.

В конце I в. н.э. археология фиксирует в Брянском Подесенье новый крупный приток зарубинецкого населения. Заметно увеличивается число поселений, отмечается значительный рост их размеров (площади селищ достигают 15-20 тыс. кв.м). Теперь зарубинецкие черты в этом регионе становятся преобладающими, но существенно отличающимися от классическо-зарубинецких. Приток новых групп населения исходил в основном из Приютского Полесья и был довольно мощным. Миграция зарубинецкого населения затронула и более северные регионы. В южной части Смоленского Поднепровья под воздействием зарубинецкой культуры на базе днепро-двинской складывается культура типа среднего слоя Тушемли. Отдельные зарубинецкие переселенцы проникли и в Западнодвинский бассейн, растворившись со временем среди аборигенного балтского населения [3].

Зарубине́цкая культу́ра (III / II в. до н. э. - II в. н. э.) была распространена в Верхнем и Среднем Поднепровье от Тясмина на юге до Березины на севере, в Среднем Посеймье и Припятском Полесье, что соответствует современной территории Западной и Центральной Украины, югу и востоку Белоруссии и западным границам России. Памятники зарубинецкой культуры впервые были открыты и исследованы археологом-самоучкой В. В. Хвойкой в 1899 году у села Зарубинцы (ныне Монастырищенского района Черкасской области). Он исследовал грунтовый могильник, погребения которого содержали трупосожжения с характерными предметами, неизвестными до того времени. Проблема происхождения зарубинецкой культуры была поставлена ещё В. В. Хвойкой, который считал её создателями племена славян [4].

⇨ Свое «Руководство по географии» Клавдий Птолемей писал в середине II в. н.э., когда территория Черниговской и Брянской областей уже была заселена славянскими племенами и потому название борусков могло быть славянским, означавшем жителей бора «соснового леса» или просто леса.

В тексте «Велесовой книги» боруски встречаются почти два десятка раз. И всегда они славяне (русы): «Так Борусы не могли же стать Греками и Скуфью в степи - те-то ведь желтые. А Русы - русые и голубоглазые, сильные [дощечка 6в]», «...Тогда единым князем был Святояр..., который-то собрал Борусов... и вооружились Борусы и пошли на Готов из Воронженца... Там было десять темей отборных боянов конных и никак не пеших... Так вот и бросились на них... Сеча злой и короткой была. И посвирепствовала та сеча до вечера, и с Готами покончили... [дощечка 4б].»

⇨ Где же находился славный борусский город Воронженец? Сейчас это пгт. Воронеж в Сумской области Украины близ города Шостка и в 50 км от древнерусского города Путивль.

Территория современного посёлка была заселена с давних времен. В Воронеже были найдены изделия из кремня и камня (молотки, топоры). Здесь выявлены поселения бронзового века эпохи скифов, поселения славян VII-VIII веков. У северной окраины посёлка ещё в начале ХХ века существовало несколько курганов-могильников. Долгое время идёт дискуссия о Воронеже XII века. Так, историк Е. А. Болховитинов ещё в 1800 году, в совершенстве изучая историю города Воронеж, писал: «Есть на Руси ещё два одноимённых Воронежу городка, из которых первый Воронеж находится в бывшей Новгород-Северской, а ныне Черниговской губернии, и был городком Нежинского полка». Близ посёлка Воронеж на месте раскопа археологи нашли более 500 элементов керамики, что говорит о существовавшем здесь древнерусском поселении XI-XIІ веков [5].

⇨ Сочинения Ю. П. Миролюбова вышли в свет в Мюнхене в 1974-1984 годах, в девяти томах, уже после смерти автора (в 1970 году). Первые три тома содержат рассказы, стихи и этнографические зарисовки обрядов и религиозных праздников в русской деревне. Остальные тома - работы Миролюбова, посвященные «праистории» славян и религии древних «русов».

В большинстве случаев, рассказывая историю древних славян или реконструируя древнеславянскую мифологию, Миролюбив ссылается не на «Велесову книгу», а на совершенно иные источники. Сведения о языческом пантеоне он получил якобы не только «в народе», но и от «старой Прабки Варвары, то есть от няни, воспитательницы отца» (т. 6, с. 13). Именно Прабка Варвара поименно вспоминает все языческие божества: «Огника, Огнебога, Индру, Сему и Ряглу, Дажба» и «всех Сварожичей» (т. 3, с. 51). Миролюбов специально подчеркивает «Мы не делаем никаких ссылок, потому что все эти объяснения слышали от Прабы Варвары, которая - одна - стоила целого факультета истории и фольклора» (т. 3, с. 65). Сведения о праистории славян-русичей Миролюбов почерпнул от другой старушки, обитавшей у них «на летней кухне» в 1913 году, - Захарихи. Таким образом, реконструкция славянской истории и мифологии основана у Миролюбова на рассказах двух старушек да на наблюдениях за обычаями жителей трех сел - Юрьевки, Антоновки и Анновки.

Академик Рыбаков пишет: «Но почему же Миролюбов столь ценный для его темы материал по истории русов и их религии предпочитает черпать из иных источников - рассказов Прабы Варвары, конюха Михаилы и Захарихи, «большая часть сказов» которой «представляет собой описание войн, нашествий и случаев из скотоводческого периода жизни славяно-русов», как подчеркивает он позднее (т. 9, с. 123)? Ведь все эти темы раскрываются и в ВК (Велесовой книге). ...Пересказывая легенду о Богумире (Миролюбов рассматривает ее как легенду, не более), он противопоставляет ВК и «сказы» Захарихи, причем оказывается, что Захариха точнее воспроизводит древний арийский миф, чем ВК (т. 7, с. 78)» [6].

⇨ «Сказы Захарихи» содержат более полную и уникальную информацию о войнах русов, Скифской войне, чем Велесова книга. В сказах есть информация, которая отсутствует в «Велесовой книге», но присутствует в «Будинском изборнике» (БИ). Уже это заставляет задуматься о подлинности сведений, содержащихся в этом источнике.

Борусы встречаются в Сказах десятки раз и почти всегда подчеркиается их проживание в лесах. Процитирую:

«В старые часы, в седые времена, когда и седина жёлтой становится, а желтизна зеленеет, как кость старая, и темнеет, как черепки от горшка, в те времена, от которых и дубовая колода рассыпается на труху, так тогда Ярусланы (роксоланы-бужане) ходили в степи, а Борусяне-Русы жили в лесах.» «...Когда Ярусланы ходили в степи, а Борусяне-Русы жили в лесах, то был у них враг единый и горе общее. Люди одной речью говорили, значит и с врагом вместе биться должны. И ходили Ярусланы с Борусянами на войну, и делили они вместе добро и горе.» «...Покидали Русы овец на возы и поехали к Борусам в леса дубовые, в густые тернии, к Городечням славным - на Донце-реке.»

«...И поведал так царь им Вещий: «Видел я всю Русь с облаков, и видел Волошину (римская земля, Валахия) злую, и видел их войско великое, и видел, как хватают они рабов, как сжигают дома и посевы наши. Поскачем же, братья, на выручку»! Стали Кияне с Ярусланами к войне готовиться. А на полночь от них жили другие Русы, которые ниоткуда не приходили, и звались они Великая Сивера, и были то Борусы и Венцы, и носили они меховые плащи-венцирады и высокие шапки бобровые. И пришли они к Киянам и сказали, что хотят дать помощь против Ромов с Ромеями (западные и восточные римляне), потому как много у них людей Ромы похитили и угнали в полон, и ежели они киян одолеют, то и на Сиверу нападут. И прислали Сиверцы воев своих и припасы, и пошли вместе с Ярусланами и киянами на Дунай, дошли до Межи (Лимеса), до Панщины (Паннонии), а оттуда до старого Киевца. А там сидела Годячина (готы) злая и, дальше их не пускала. И та Годячина была с Ромами, а то была против Ромов вместе с Ромеями, а то хотела союза с Русами и против Ромов, и против Ромеев. И велел Кий не сговариваться с Годяками, потому как те - обманщики великие, на хитрость и злобу богатые, и верить им можно только мёртвым. Тогда уже Годяка не встанет, не обманет, не обхитрит. И была Годячина завсегда одна, и Русы сами по себе были. И шла война с Волохами (римлянами) не год и не два. Дети рождались, вырастали, сами родителями становились, жёны - матерями, мужи - отцами и храбрыми воинами. А страшная война всё шла, и Волохи на Русь лезли, как волны на берег, одна за другой непрестанно, Русы били их, а они лезли. И всё время Ярусланы с Русью (полянской) шли - все сто годов. И за времена те тяжкие научились Русы смерти не бояться, и видели враги, что, сколько не воюют Русь, а уничтожить её не могут...» [5].

А может венцы тоже лесные жители? Санскр. vâna - «лес». В позднем смысле борусы - северяне (ст.‑слав. сѣверо, сѣверъ, сѣверы) русских летописей. Др.-греч. βορέας - «север». Русск. север родств. ср. авест. syava-, др.-инд. syava- «чёрный».

© TrueView

славяне, Русь, Велесова Книга

Previous post Next post
Up