Начало:
Меру-1 Сочинения Ю. П. Миролюбова вышли в свет в Мюнхене в 1974-1984 годах, в девяти томах, уже после смерти автора (в 1970 году). Первые три тома содержат рассказы, стихи и этнографические зарисовки обрядов и религиозных праздников в русской деревне. Остальные тома - работы Миролюбова, посвященные «праистории» славян и религии древних «русов».
В большинстве случаев, рассказывая историю древних славян или реконструируя древнеславянскую мифологию, Миролюбив ссылается не на Велесову книгу, а на совершенно иные источники. Сведения о языческом пантеоне он получил якобы не только «в народе», но и от «старой Прабки Варвары, то есть от няни, воспитательницы отца» (т. 6, с. 13). Именно Прабка Варвара поименно вспоминает все языческие божества: «Огника, Огнебога, Индру, Сему и Ряглу, Дажба» и «всех Сварожичей» (т. 3, с. 51). Миролюбов специально подчеркивает «Мы не делаем никаких ссылок, потому что все эти объяснения слышали от Прабы Варвары, которая - одна - стоила целого факультета истории и фольклора» (т. 3, с. 65). Сведения о праистории славян-русичей Миролюбов почерпнул от другой старушки, обитавшей у них «на летней кухне» в 1913 году, - Захарихи.
⇨ В «Сказах Захарихи» читаем:
СКАЗАНИЯ О ЗЕМЛЕ ОЙРАЗСКОЙ.
То было так давно, что и древность сама от старости выцвела, и только старые люди ещё хранят в памяти те предания и рассказывают о них.
Так, когда ещё Русы-Ойразы жили на земле полуночной у горы Меру и та Золотая гора ещё стояла крепко, то правил Русами царь Сварог. И было у него в подчинении ещё много царей разных, и все они были богами живыми и назывались Перун-царь, Велес-царь. Даждьбог, Яро, Купало, Хорос, Колендо, Вышний, Крыжпий, Лютобор, Овсень, Просич, Сивый, да ещё Полевик-царь, Водяник-царь, Лесич-царь. А прочих имена позабылись, так что уже и не вспомнятся.
Кроме тех царей были ещё цари дальние, но и те Сварогу-царю подчинялись, и все его бесперечно слушались.
Жили там наши Пращуры счастливо и разумно. Серебро, золото имели, железо и медь знали, и всё у них было в доме - топка добрая и вода чистая, ежели пить захочется.
Но однажды вздыбилась земля Ойразская, море кругом закипело, дома стали падать и рушиться, и люди не могли на ногах устоять, и всякий зверь ревел и на землю падал, и много коней и коров поломало ноги.
Тогда царь Сварог велел приготовить лодии, бросать всё, кроме самого нужного, сажать в них детей, стариков и жён, да ещё молодых жеребят, телят и дойных коров брать и вместе с охраной воинской поскорей отплывать от берега.
Вышли лодии в открытое море и поплыли на полудень.
Тем временем пошёл дождь, потом снег, вода начала замерзать, и пришла Великая Стужа.
Отплыли лодии от земли Ойразской, а гора Меру стала огнём гореть, и опять затряслась земля.
На передней лодии шёл царь Сварог со своим воеводой - великим Янушем, а за ним - другие цари с людьми своими. Остались те, кто уплывать не хотел, кто добра своего и золота дбался пуще жизни.
Тёмная ночь стояла кругом, и волны ходили, яко горы, и ни одной звезды не было видно.
Сварог приказал зажечь большой фонарь, и так за его лодией все потихоньку плыли. Наутро же увидели, что позади, где была земля, только пар клубится огромною тучей, а над ней с криками летают птицы.
А лодии пошли дальше к полудню, пока не увидели далёкие горы - то уже берег был. Вошли Русы в Великую Протоку. Велел Сварог царю Вентырю потихоньку лодии дальше вести, а сам с воинами вернулся к земле Ойразской, надеясь хоть кого-то ещё спасти.
Однако на том месте, где гора Меру стояла, ничего уже не было, только море кипело, да плавали доски, солома, мёртвые люди и звери.
Заплакал Сварог и вернулся назад. Догнал он своих в Великой Протоке и поплыл с ними дальше. И увидели они людей, стоявших на берегу. И велел Сварог пристать к берегу, но прежде одеться всем в копытную броню, потому как неведомо - друзья их ждут или вороги.
Спрыгнули воины в воду, потащили лодии к берегу, с ними и воевода Януш. Вышли они, капли с брони стекают и горят на солнце, так что похожи воины на больших рыбин в чешуе. Подошёл Януш к людям, а среди них много своих Ойразов, кого царь раньше по делам посылал на Большую землю. Рассказал Януш, как отныне лишились они родной земли. Заплакали люди горько, потому как потеряли семьи, отцов, матерей, детей, сестёр-братьев. А другие встретили родных среди спутников Сварога-царя и тоже плакали, но от счастья.
И велел царь Сварог царю Вентырю сети делать, чтоб наловить рыбы и накормить людей.
Взял Вентырь пять палок - четыре вместе ремнями связал, а пятую - посредине. Приторочил меж четырьмя палками сетку, положил в середину камень, опустил в воду и наловил той сеткою рыбы.
Потом на берегу котлы ставили, под ними огонь разжигали и варили добрую юшку. Благодарили царя Вентыря, а сетку его так вентырем и прозвали.
И ещё велел Сварог. чтоб ни телят, ни ягнят не трогали, а коров молочных берегли пуще ока и молоко только детям давали. Взрослые же должны рыбой питаться, травой, кореньями и дичиной, какую на охоте добудут.
Через три дня снялись лодии и поплыли дальше. Доплыли они до Великой Речки, а там тоже люди по берегам стоят, уже дошли до них слухи о гибели земли Ойразской. Принесли люди с Великой речки свежей еды, чистой воды и мяса и предложили возле них поселиться. И решили Русы пока тут остаться. А царь Сварог сказал, что поплывёт искать Египету - земли дальней.
Остался русами Януш править, после Януша стал Вентырь, а Вентыря сменил Верша-царь, который верши для рыбы придумал.
Царь же Сварог со своими людьми плыл до Египету, и видели они по берегам огромных зверюг, которые погибли от холода, а также от голода и болезней.
Много по свету царь Сварог ездил и других людей мирно жить учил, и как железо варить, землю раять, скот разводить, масло бить и сыр делать себе на потребу. И с тех пор, как стали они жить и трудиться купно, то увидели, что меньше стало у них горестей.
И правил царь Сварог в Египету тридцать лет, а когда вернулся, то Верша-царь уже свой век доживал. И когда пришёл Сварог к людям своим, то через две седьмицы и преставился. Вскоре и Януш Великий помер, и многие воины старые.
А когда русами стал Каныш-царь править, сказал им: мучаемся мы голодом и холодом, и скотина наша, и звери кругом мучаются оттого, что земля ледяная. Пойдёмте новую землю искать!
И пошли русы с Канышем-царём в землю Синдскую, и там развели вдоволь скота, и могли уже есть молоко, сыр и масло, и хлеба имели вдосталь, а к нему капусту свежую и мочёную.
А после Каныша был Могучар-царь, при котором осели Русы на семи реках, где они жили богато и счастливо.
⇨⇨⇨⇨⇨ Разберем сюжет:
⇨ Русы-Ойразы жили на земле полуночной у горы Меру и та Золотая гора ещё стояла крепко, то правил Русами царь Сварог.
Русы-арии жили на север возле золотой горы Меру и правил ими царь Сварог.
Арии-ойразы ~ др.-греч. ιερος «великий, мощный, могучий; роскошный, пышный или священный; чудесный, дивный, великолепный; святой, божественный».
У тюрков Тэнгри - Бог Неба (кит. 天 [tiān] «небо; небесный; день; сутки»). Лат. deus, греч. θεός «бог» (< лат. dies «день, свет», dium «небо»). Сварга (др.-инд. svarga «небо») - в индуистской мифологии рай Индры (индралока), расположенный на вершине горы Меру в антарикше. Столица Сварги - Амаравати, где находится дворец Индры Пушкарамалини. В нём Индре прислуживают маруты, риши и сонмы богов, а апсары и гандхарвы услаждают его музыкой и танцами (Мбх. II 7).
⇨ Но однажды вздыбилась земля Ойразская, море кругом закипело, дома стали падать и рушиться, и люди не могли на ногах устоять, и всякий зверь ревел и на землю падал, и много коней и коров поломало ноги.
Произошло мощное землетрясение, вызвавшее похолодание и исход ариев на Юг - начало II тысячелетия до н.э.
Антарикша - в ведийской и индуистской мифологии воздушное пространство, промежуточная космическая зона между небом и землей. Иногда антарикша называется раджас («мрак», «тьма») или самудра («море») и описывается уже начиная с «Ригведы», как тёмное, чёрное, заполненное облаками, туманами, водой.
⇨ На передней лодии шёл царь Сварог со своим воеводой - великим Янушем.
Януша мы все хорошо знаем - его именем назван месяц Январь. Лат. Jānus, Янус - староиталийский бог солнечного круговращения, входов и проходов, дверей и ворот, начинаний и завершений, года и времени, двумя своими лицами, старым и молодым, обращённый одновременно в прошедшее и в настоящее: ему были посвящены месяц январь и храм в Риме, двое противолежащих ворот которого были закрыты во время мира и открыты настежь во время войны». До появления культа Юпитера Янус был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Для римлян, как и других народов Италии, в доме священными являлись очаг и двери. Закрытые двери защищали, отделяли человека от внешнего мира, открытые - соединяли римлянина с обществом и окружающим миром.
⇨ Тёмная ночь стояла кругом, и волны ходили, яко горы, и ни одной звезды не было видно.
Плыли, видимо, Северным путем из Карского моря на запад. И дым заволок небо, что стало темно, как ночью.
⇨ А лодии пошли дальше к полудню, пока не увидели далёкие горы - то уже берег был. Вошли Русы в Великую Протоку. Велел Сварог царю Вентырю потихоньку лодии дальше вести, а сам с воинами вернулся к земле Ойразской, надеясь хоть кого-то ещё спасти.
Под Великой Пртокой могли понимать Балтийское море и вел их царь Вентырь, от имени которого назвались Венедами или Венетами. Лат. ventio «приход», venio «приходить, приезжать, прибывать».
⇨ Через три дня снялись лодии и поплыли дальше. Доплыли они до Великой Речки, а там тоже люди по берегам стоят, уже дошли до них слухи о гибели земли Ойразской.
И прибыли они в устье реки Вислы.
⇨ А когда русами стал Каныш-царь править, сказал им: мучаемся мы голодом и холодом, и скотина наша, и звери кругом мучаются оттого, что земля ледяная. Пойдёмте новую землю искать! И пошли русы с Канышем-царём в землю Синдскую, и там развели вдоволь скота, и могли уже есть молоко, сыр и масло, и хлеба имели вдосталь, а к нему капусту свежую и мочёную.
Земля Синдская - Индия или Средняя Азия.
⇨ А после Каныша был Могучар-царь, при котором осели Русы на семи реках, где они жили богато и счастливо.
Семиречье - Иллийская долина? Или здесь уже описан сюжет с тохарским царем Канишкой?
Канишка, Каныш-царь < др.-греч. καινός «новый», καινιζω «происходить или делать впервые, быть новым, необычным», лат. recens «недавний, свежий», др.-инд. kanī́nas «молодой», kaniṣṭha «the smallest, lowest, least», kaniṣṭhaka «the smallest». Ср.-ирл. cinim «происхожу, возникаю», ср.-ирл. cinis «молодой». Русск. начать, зачать, почать, кит. 新 [xīn] «новый», майя kin «новость».
А вот как описыватся события в ведах.
В «Махабхарате» Меру - это горная страна с вершинами до самого неба, где главная вершина - гора Мандара. В «Махабхарате» описываются земли, лежащие за Гималаями: хребты Тибета и Памира, пустыни Средней Азии, непроходимые леса, полярные области и такие арктические феномены, как неподвижная Полярная звезда, звёзды, которые не восходят и не заходят, но вращаются в горизонтальной плоскости, завершая каждый свой круг за 24 часа, высокостоящее созвездие Большой Медведицы, солнце, которое встаёт лишь раз в году, день и ночь, продолжающиеся по шесть месяцев, полярное сияние, область долгого мрака и т. д. Говорится, что на краю этой области высится гора Меру, северный склон которой является побережьем Молочного моря.
В «Махабхарате» говорится: «На северной стороне, сияя, стоит могучий Меру, причастный великой доле; на нём обитель Брахмы, здесь душа всех существ пребывает, Праджапати, всё подвижное и неподвижное сотворивший… Великий Меру, непорочная, благая обитель. Здесь заходят и вновь (над горой) восходят Семь божественных риши во главе с Васиштхой (созвездие Большой Медведицы)... Вокруг Меру вращаются все светила. Над ней неподвижно висит полярная звезда, а вокруг делают круг созвездия Большой Медведицы, Кассиопеи и Волопаса, здесь полгода - день, полгода - ночь, одна ночь и один день вместе равны году. На севере Молочного моря есть большой остров, известный под именем Швета-двипа («Светозарный Белый остров»)». В «Ригведе» и иранской «Авесте» указывается местонахождения горы Меру на северном полюсе - это представление было общепринятым в древнеиндийской традиции.
В «Матсья-пуране» сказано: «Она из золота и светит подобно огню без примеси затемняющего дыма. Четыре её стороны имеют четыре разных цвета. Цвет восточной стороны её белый, подобно цвету брахманов; цвет северной стороны - красный, подобно цвету кшатриев; цвет южной стороны - жёлтый, подобно цвету вайшьев; цвет западной стороны - чёрный, подобно цвету шудр. Высота её 86000 йоджан, из которых в земле находится 16000. Каждое ребро четырех её сторон составляет 34000 йоджан. На этой горе есть реки с пресной водой и прекрасные золотые жилища, в которых обитают различного рода духовные существа: девы вместе с их певцами гандхарвами и их любовницами апсарами, а также асуры, дайтьи и ракшасы. Вокруг горы находится водоём Манаса, а вокруг этого водоёма с четырёх сторон обитают локапалы, а они - хранители мира и его обитателей. У горы Меру есть семь узлов, то есть больших гор, названия которых суть Махендра, Малайя, Сахья, Шуктибам, Рикшабам, Виндхья, Париятра. А маленьких гор так много, что их почти не счесть; это и есть те горы, на которых живут люди. Что же касается больших гор вокруг Меру, то к их числу относятся: Химавант, покрытая вечными снегами, и на которой обитают ракшасы, пишачи и якши; Хемакута - из золота, на которой обитают гандхарвы.
Попытаемся найти скопление этих гор. Они находятся в приполярном Урале. Приполярный Урал - район с самыми высокими горами Урала.
Вторая по высоте гора приполярного Урала Манара́га (1662 м) представляет собой сильно рассеченный гребень с 5-7 огромными «жандармами». Ненецкое Манарага (нен. мана «передняя лапа медведя», раха «подобный», лат. manus «рука, лапа») - Подобная медвежьей лапе. Установлены так же названия горы на языке коми - Сизимъюра (коми сизим - семь, коми юр - голова) - Семиголовая, а также - Унаюраиз (коми уна - много) - Многоголовая.
В «Махабхарате» описывается история о том, как на главной вершине горы Меру, которая носит название Мандара (Манарага?), девы во главе с Брахмой решили создать напиток бессмертия. Девы использовали вершину Мандара как мутовку для пахтанья океана, в результате которого появилась амрита: «…и стали сбивать воду для получения амриты. В то время как девы и асуры пахтали океан посредством Мандары, там поднялся великий шум, подобный громыханию чудовищных облаков. Там различные водяные обитатели, раздавленные великой горой, сотнями находили свою гибель в солёной воде. Разнообразнейших тварей из мира Варуны. А также обитателей нижних областей мира, привела к уничтожению та гора, опора земли. Между тем как она вращалась, могучие деревья, населённые птицами, сталкиваясь друг с другом, падали с вершины горы. И огонь, возникший от трения их, полыхая ежеминутно пламенем, будто синее облако - молниями, окутал гору Мандару. Он сжёг слонов и львов, оказавшихся там. Также расстались с жизнью и всевозможные другие существа. Затем Индра, лучший из бессмертных, погасил всюду тот ожигающий огонь водою, рожденной из облаков. После того в воды океана потекли разнородные выделения из могучих деревьев, а также множество соков трав. Именно от питья тех соков, наделенных бессмертною силой, а также от истечения золота девы достигли бессмертия.»
Др.-инд. Mandara - «огромная» или «твёрдая». Лат. mons - «гора, горная цепь, горы, скала, глыба».
Меру - это совокупность самых высоких гор Урала!. Меру делит мир на части и находится в центре мироздания. Греч. μέρος «часть, доля, сторона, пределы, территория», μερίζω «делить, разделять», манси нёр «гора, камень».
У горы Меру есть семь узлов, то есть больших гор, названия которых суть Махендра, Малайя, Сахья, Шуктибам, Рикшабам, Виндхья, Париятра.
На территории Урала ежегодно регистрируется несколько землетрясений магнитудой до 3, но сейсмособытия с магнитудой 3-6 случаются значительно реже. Согласно имеющимся данным за последние 50 лет, ощутимые землетрясения, магнитуда которых составила 4-4,5, происходили на территории региона в 1970, 1980, 1987, 1990, 2010 и 2015 годах. Сильнейшее за 100 лет землетрясение на Урале произошло 5 сентября 2018 года. Магнитуда 5,5 баллов. Сильное землетрясение (мощностью около 7-ми баллов) произошло в 1914 году.
Так, в знаменитом «Каталоге землетрясений Российской империи», составленном в конце XIX века знаменитым русским геологом и географом Иваном Мушкетовым, упоминается несколько серьезных случаев. Одним из самых сильных было землетрясение в Камышлове в 1843 году, когда даже падали заводские трубы.
© TrueView