Улдин

Oct 21, 2018 23:10



После смерти Балтазара, сына Баламбера, западной частью Империи гуннов стал править Улдин, восточной в лесостепи совр. Украины - полководец Донат. Был ли Улдин сыном Балтазара и внуком Баламбера или одним из военночальников при малолетнем преемнике Мундзуке, сыне Балтазара? О Мундзуке ничего не известно, кроме того, что он был отцом будущих вождей Аттилы и Бледы. Традиционно считается, Мундзук - сын Улдина и внук Балтазара. Подтвержения этому нет.


Но вот в книге Бахши Имана «Джагфар тарихи» (1680 год) Мундзук (Айбат) называется сыном Балтазара (Алып-Би): «Внук Алып-би, сын Айбата, кан Атилле Айбат (Аттила) по прозвищу Аудан (Аудон) Дуло, пошел на альманцев (германцев) и фарангов (франков) за то, что их царь отравил свою жену - сестру кана». До 440-х годов гунны не доставляли особых хлопот Западной и Восточной Римским империям, выступая чаще как федераты Западной империи против её врагов-германцев. Область их расселения в 420-е годы отмечена около Паннонии (примерно в районе современной Венгрии). Они кочевали за Дунаем на обширных пространствах между его устьем и Рейном, покоряя местные племена.

В «Джагфар тарихи» и поэме Рейхан Булгари «Цветы Кыпчакского поля» приводилась легенда о сестре грозного предводителя гуннов Аттилы Харьхе («Лебедь»), жившей в середине 5 века, в честь которой между 430-ми и концом 440-х годов по Р. Х., до смерти Аттилы, был построен город Харька (современный Харьков) и где она жила.

Данная версия косвенно подтверждается побывавшим в 922 году в Волжской Булгарии секретарём посольства Багдадского халифата Ахмедом ибн Фадланом. Вот что писал араб Фадлан в пересказе перса Мин Рази (15 век, книга «Семь климатов») о Руси начала 10 века: «… в особенности [лён] резиденции её царя, называющейся Кийава. Из числа знаменитых и известных городов один Черниг, а другой Харка». Также в книге персидского энциклопедиста Наджиба Хамадани «Диковинки творения» (XII век) описаны четыре города страны русов, четвёртый из которых Харка. Таким образом, согласно этой версии Харьков по-гуннски - город [принцессы] Лебедь - гуннской Сванхильды.

На территории современного Харькова находится древнерусский, пограничный со Степью, город Донец Новгород-Северского княжества, названный так по реке Донец. Именно в этот город прибыл сбежавший из половецкого плена в 1185 либо 1186 году князь Игорь Святославич, что описано в «Слове о полку Игореве». Город Донец, уничтоженный татаро-монголами в 1239 году, никогда в древности не ассоциировался собственно с Харьковом и находился на расстоянии 10 километров от него ниже по течению. Неподалёку от Харькова находится и Салтов.

Поразительно сходство имени гуннского полководца Доната с названием реки Донец.

Далее читаем: «Старший сын Албури - Курбат кочевал тогда между сакланским аулом Аскал на Бури-чае и аулом Харька на Аксу и ставкой имел аул Балтавар...» Из отрывка видим, что аул Харька находился на реке Аксу (Белой реке). «...А в Кара-Булгаре тогда было немало городов - Хорысдан, Хурса, Сэбэр, Харька, Салтау, Чаллы и другие, и Угыр весьма обрадовался представившейся возможности овладеть богатым краем». В Списке перечисленных городов видим Салтов (Салтау). Татар. сала «слияние трёх и более рек в одном месте». Осталось понять, какая речка называлась Белой.

Существуют более десяти версий происхождения названия гидронима «Харьков». Согласно большинству версий, он имеет индоевропейское происхождение и, возможно, значит «светлый», «серебряный».

Возможно, индоевропейского происхождения, но и финск. kirkas «светлый, прозрачный, ясный; яркий». Стоит поискать корень в финно-угорских языках. Ит. chiaro «ясный; яркий; светлый, чистый, прозрачный», лат. clarus «ясный, светлый, блестящий», англ. clear «светлый», греч. καθαρός «ясный».

Теперь понятно, почему река Харьков называлась Белой (татар. ак «белый», су «река») и почему имя сестры Аттилы Харьхе переводится как Лебедь. Сейчас бы ее имя звучало Клара или Клэр. В тюркских словах почти невозможно следование друг за другом двух согласных. При заимствовании второй согласный обычно теряется или между ними вставляется гласный (напр., харита «карта»). Название речки могли перевести, например, с готского языка (норв. klar «ясный, светлый, чистый, прозрачный»). Обычно Белыми называли неглубокие реки или реки с чистой водой. Ширина русла реки Харьков от 2 метров в верхнем течении до 20 метров в нижнем течении. Глубина реки в межень 0,3-0,4 метра, в период весеннего половодья река поднимается на 2-4 метра. Действительно, река мелкая со средними глубинами 0,5 метра.

Сохранился текст булгарской поэмы XII века «Цветы кыпчанского поля» Рейхама Булгари. В поэме идёт речь о «древних предревних временах», но времена эти вполне опознаваемы. Булгары в домусульманские времена пользовались восточным календарём, он весьма точный. А людям, родившимся в год, посвящённый некоему животному, часто давалось соответствующее имя. Герой поэмы, «великий кан Аттиле», родился в год Лошади (406) и умер в год Змеи (453). Эти даты, по крайней мере последняя, полностью совпадают с историческими данными. «Атилле-Аттиле» означает «год Лошади» по-древнебулгарски, да и по-татарски: ат «лошадь», ел «год». Тур. at «лошадь», yıl «год».

Туки, Атилле, Айбат, Тукал, Тохол, Аттила, Атила, Этцель, Атилла (434-453 гг.). Сын Муенчака, самый знаменитый булгарский царь и завоеватель. Родился в год лошади, в 406 г.

Загадкой является имя Туки или Тохол. Обратимся к «Именнику болгарских ханов». Аттила в нем фигурирует как Авитохол:

Авитохолъ жытъ лѣтъ 300, родъ емоу Дуло, а лѣтъ ем(у) диломъ твиремъ.

Туки или Тохол - это может быть сокращением или второй частью имени Авитохол (Ави-Тохол). Авитохол - первый легендарный правитель булгар и мифический родоначальник династии Дуло. Многие исследователи отождествляют Авитохола с Аттилой, а следующего после Авитохола по списку «Именника» правителя Ирника - с Эрнаком, сыном Аттилы. Если это сокращение, то Авитохолъ < лат. avitus «дедовский, очень старый, старинный». Рассмотри вторую версию:

В булгарском восточном календаре год лошади называется туки (тыха). Тухи означает лошадь, а в целом любое “вьючное животное“, и могло применяться к лошадям, верблюдам, ослам и т.д., Попробуем посмотреть в венгерском! С первой частью имени Авитохол попадание точно в десятку: венг. év (éve, évek, évet) «год». Тюя «двугорбый верблюд», оренб. (Даль). Венг. teve, чагат. tüjä, уйг. tävä, тур., крым.-тат., азерб. dävä, татар. дөя, казах. түйе «верблюд». Далее родственно кит. 驮 I [duò] «вьюк» II [tuó] «везти на спине; вьючить; вьючный», 驼 [tuó] «горбиться; горбатый; верблюд; верблюжий», 驮马 [tuómǎ] «вьючная лошадь».  Тогда имя Авитохолъ означает «год Лошади (вьючного животного)», что в точности соответствует значению имени Атилле «год Лошади».

Год и место рождения Аттилы остались неизвестны. Очень приблизительно его возраст можно определить на основании свидетельств очевидца Приска Панийского, который в 448 году дал описание Аттилы как человека с бородой, только тронутой сединой. Старший сын Аттилы, которого он послал править среди акациров в 448 году, был в таком возрасте, что ему требовался опекун в лице военачальника Онегесия. Всё это позволяет предположить рождение Аттилы в первом десятилетии V века.

Желая великой славы, Аттиле отправляется в набег на «Фаранг» - землю франков. Его сестра Харька, опасаясь печального исхода опасного предприятия, пыталась удержать брата, но Аттиле не послушался. Его воинские подвиги в далёком «Фаранге» вполне сопоставимы с данными европейской истории, касающимися пребывания гуннов и их многочисленных союзников на берегах Рейна и Дуная. А вот сестра героя весьма огорчилась и покинула столицу, удалившись в свой аул, который вероятно в дальнейшем упоминается как аул Харька. Судя по тексту поэмы Рейхана Булгари, Харька не только предвидела будущее, но и повелевала птицами: пыталась вернуть брата домой - послала к нему лебедя. Но лебедя убил охотничий сокол Аттиле. Легенда красивая, особенно в тех местах, где это доступно проверке - её сведения выглядят достоверно.

Интересны строки похорон Аттилы:

1. В древние-предревние времена
Был один великий кан, говорят,
Звали его Туки, говорят,
А был он из рода Айбат.

2. В год лошади Туки родился,
Быстро вырос, говорят,
Стал хорошим охотником, говорят,
Прозвал себя Атилле [«Год лошади»].

27. Положили его большое тело в ящик
И повесили [ящик] между столбов, говорят.
Но порвались цепи, говорят -
И всех обуял тут ужас.

28. Не стали поэтому хоронить его в Башту -
Повезли его в город Маджа, говорят.
Провезли его через Бильсага, говорят.
Положили его по пути на дно реки Дизэ.

29. Отвели для этого воду реки,
Положили его на дно, говорят,
В трех ящиках, говорят -
Из железа, серебра и золота.

А вот как описывает события Иордан, пересказывая Приска, единственного описавшего смерть Аттилы и его похороны:

Он взял себе в супруги - после бесчисленных жён, как это в обычае у того народа, - девушку замечательной красоты по имени Ильдико. Ослабевший на свадьбе от великого ею наслаждения и отяжелённый вином и сном, он лежал, плавая в крови, которая обыкновенно шла у него из ноздрей, но теперь была задержана в своём обычном ходе и, изливаясь по смертоносному пути через горло, задушила его. […] Среди степей в шёлковом шатре поместили труп его, и это представляло поразительное и торжественное зрелище. Отборнейшие всадники всего гуннского племени объезжали кругом, наподобие цирковых ристаний, то место, где был он положен; при этом они в погребальных песнопениях так поминали его подвиги […] После того как был он оплакан такими стенаниями, они справляют на его кургане «страву» (так называют это они сами), сопровождая её громадным пиршеством. Сочетая противоположные [чувства], выражают они похоронную скорбь, смешанную с ликованием. Ночью, тайно труп предают земле, накрепко заключив его в [три] гроба - первый из золота, второй из серебра, третий из крепкого железа. […] Для того же, чтобы предотвратить человеческое любопытство перед столь великими богатствами, они убили всех, кому поручено было это дело.

Положили его гроб на дне реки Дизэ. С учетом озвончения в тюркских языках - это река Тисса.

Улдин (лат. Uldin; умер в октябре 409 или 412) - правитель части гуннов, которые находились на севере Нижнего Дуная. Возглавлял западных гуннов во время правления императоров Аркадия (394-408) и Феодосия II (408-450).

Впервые Улдин стал известен римлянам в декабре 400 года, когда напал на войско мятежного римского военачальника Гайны, который незадолго до того безуспешно восстал во Фракии. Улдин победил его, казнил и отослал отрубленную голову в Константинополь византийскому императору Аркадию, за что получил щедрое вознаграждение.

Отряды Улдина нападали на территорию Мёзии зимой 404/405 годов. В 405 году Улдин привёл войско гуннов вместе со своими союзниками скирами и поступил на службу Западной Римской империи и вместе с военным магистром Стилихоном воевал с вторгнувшимся на территорию империи Радагайсом.

В 408 году он снова отправился в поход в Мёзию, но после первых успехов его наступление было отбито. Многие гунны и их союзники попали в плен, а Улдин был вынужден отступить. Он скончался в 409 или 412 году, после его смерти государство гуннов распалась на три части.

А вот так в англоязычной версии Википедии приводят этимологию имени Улдин. Считается, что имя образовано от монгольского корня. Почему? У нас много примеров, когда тюрки в 1-м тысячелетии носили монгольские имена?

The name is recorded as Ουλδης (Ouldes) by Sozomen, Uldin by Orosius, and Huldin by Marcellinus Comes. As the Latin variants show, it ended on -n, not Greek suffix -s. The root of the etymon is the verb öl-, which survived in Mongolian olje, ol-jei (auspice, happiness, good luck). The middle suffix jei is originally *di + ge, thus *öl-jige > öl-dige. In place of Mongolian ge, Hunnic has the suffix n. The reconstructed form is *öl-di-n (auspicious, happy, lucky, fortunate).

In 400, Uldin ruled in Muntenia, present-day Romania East of Olt River. The extension of his realm to the North and East is unknown, but to the West probably reached the banks of Danube where Huns were camped since 378-380. When Gainas, former magister militum praesentalis, with his Gothic followers fled across the borders to «his native land», Uldin «did not think it safe to allow a barbarian with an army of his own to take up dwellings across the Danube», and attacked him. Uldin was victorius, killed Gainas and sent his head to the Emperor in Constantinople.

Заметим, что ставка Улдина (Ουλδης (Ouldes)) находилась на реке Олт (совр. Олтения). Трудно не заметить созвучие имени и названия реки с точностью до озвончения согласного. Возможно, имя Улдин - это прозвище полководца по названию реки.

© TrueView

Previous post Next post
Up