Очаг - место или устройство для разведения и поддержания огня. Слово имеет тюркское происхождение.
Из тюркск., ср. азерб., чагат. оčаɣ «очаг», тур., крым.-тат. ocak - то же, тар. оčаk, učak, кумыкск. оǯаk [Словарь М. Фасмера]. Татар. учак, тур. ocak ‘очаг, печка, костёр’, каз. ошак ‘очаг’.
Также заимствованием из тюркских языков считается монг. оцог (староп.-монг. očuγ) - таган из трех камней, устанавливаемых в костре, на которые ставился котел для приготовления пищи. Таким образом пастухи в степи на отгонных пастбищах готовили свою пищу и все это называлось оцог ‘очаг’.
Традиционно др.-тюрк. očuq ‘очаг, печь’ возводится к др.- тюрк. ot ‘огонь’. Татар. ут, татар. от, тур. ateş ‘огонь’.
Я сомневаюсь в правильности этой версии. В переводе с монгольского слова оцог содержится важная подсказка - таган состоял из трех камней!
Татар. өч, тур. üç, казах үш, узбекск. uch ‘три’.
Татар. аяк ‘нога, лапа’, казах. аяқ ‘нога’, тур. ayak ‘нога, лапа; ножка, подпорка, опора, стойка, свая’.
Тур. Öc ayaq - ‘три ноги’.
«У североевразийских степных кочевников имеется три варианта ошака: сложенный из камней, очаг выкопанный в земле и тренога.
Среди казахских племён имеется племя ошакты, тамга у этого племени представляет собой треугольник, смотрящий одним углом вверх. В древности (род ошакты относится к племенному объединению уйсунов, которые поселились в Жетысу (Семиречье) во II-I вв. до н. э. ) треугольная форма тамги могла соответствовать самому названию племени ошакты (ошак - очаг, то есть - «очажные» ) и являться графическим изображением треноги, на которой готовили пищу кочевники с древних времен».
© TrueView