Татары

Jul 26, 2013 23:58


Ещё в первой половине XIII века было предложено несколько этимологических разъяснений слова «татар». Так, в армянской рукописи 1248 года сообщается, что татары - это народ «стрелков», которых называли «острыми и легкими» или «тур» и «ар», отсюда получается «атар». По сообщению итальянского монаха Плано Карпини, побывавшего в Монголии в 1245-1247 гг., среди монгол были так называемые «Су Монгал», то есть водяные Монгалы, сами же себя они именовали Татарами от некоей реки, которая течет через их страну и называется «Татар». Ещё раньше это предположение, ссылаясь на слова русского священника, высказал венгерский монах Юлиан, непосредственно столкнувшийся с монголо-татарами в 1236-1237 гг. Он писал, что «татары - это мадианиты, которые... поселилисъ близ некоей реки по имени Тартар (ТраTаг), почему и названы татарами». Тогда же, точнее в 1241 году, имя татар становится известным и в Западной Европе, причем в форме «тартар», что означало «выходцы из ада (преисподней)». В XVI-XVII вв. европейские учёные именем «тартар» называли практически всех кочевников и даже распространяли это имя на русские земли.

Форму «тартар» по отношению к имени «татар» и её этимологии принимают и некоторые учёные, в том числе и современные. Например, И.Н.Березин полагал, что имя «татар» произошло от первоначального названия татар, которое звучало как «тартыр», что можно перевести как «тянущий», «влекущий» или «человек, который тянет». Недавно Р.Ахметьянов, соглашаясь с первоначальным звучанием слова «татар» как «тартыр», попытался этимологизировать это слово как «царь царей». Однако то, что во всех непосредственных источниках, связанных с татарами, имя последних везде звучит как «татар», а не «тартар», заставляет предполагать, что первоначальным словом, очевидно, было «татар».

Написавший в XVII веке в Хиве «Родословное древо тюрков» Абул-Гази считал, что первоначальное слово «татар» было именем одного из тюркских ханов, а затем оно стало именем народа. Историк Н.М.Карамзин пытался вывести слово «татар» от названия идола, которому поклонялись якуты. Но это, очевидно, недоразумение, ибо идола с таким названием у якутов нет, хотя есть несколько схожее слово «дьяда» (у эвенков) и «сата» (у якутов); обозначающее волшебный камень, вызывающий дождь, лечивший болезни и т.п. Возможно, «дьяда» сходно со словами «да-да» - так, или «да-дань», «та-та» и «та-тань» - китайские источники называют собственно татар ещё дочингизидовской эпохи. Этимология слитного слова «татар» пытались расшифровать и другие учёные. Л.З.Будагов, например, полагал, что слово «татар» обозначало в Персии и Турции понятие «гонец», «курьер», к чему в наше время присоединяется и Н.А.Баскаков, для большей убедительности сопоставляющий слово «татар» с калмыцким «татр» и чувашским «тудар», обозначающим понятие «заика».

Есть и другие этимологические попытки. Например, А.А.Сухарев предполагал, что слово «татар» образовалось из двух слов - «тау» (гора) и «тар» - «тор» (жить) и таким образом означает жителей гор.

Более близким к истине, возможно, является этимология слова «татар», высказанная Д.Е.Еремеевым, который считает, что «татар» прежде всего является этнонимом тюркоязычным и, как и все тюркские этнонимы, относится к названиям народов и племён, имеющих окончание «-ар»: татар, хазар, булгар, авар, маджар, кангар, сувар, кабар и др. Далее он пишет, что «окончание «-ар» в этих этнонимах восходит к слову «ар» (эр) - «ир», означающему «человек». Действительно, во многих современных тюркских языках слово эр/ир сохраняет близкое значение - «мужчина, муж». В этнониме «татар» первый компонент «тат» можно сопоставить с одним из названий древнего иранского населения. Как сообщает в XI веке Махмуд Кашгари, «татарами тюрки называют тех, кто говорит на «фарси...» Кроме того, татарами тюрки называли и других соседей - китайцев и уйгуров. Первоначальное значение слова «тат» было, скорее всего, «иранец», «говорящий по-ирански», но затем этим словом стали «обозначать всех чужестранцев, чужаков», Действительно, на древнетюркском языке «тат» обозначает «чужеземец, иноплеменник». Этнографы считают, что такая практика - называние иноплеменников «чужими» (ср. русское слово «немец» - «не мы» и т.п.) - характерно для ранних форм этнонимии и этнического самосознания. [1].

Историю этнонима «татары» можно проследить примерно с VIII века. Этноним впервые упоминается в рунической надписи на памятнике тюркютскому полководцу Кюль-Тегину (732 г.). Эта надпись упоминает племенные союзы «отуз-татар» и «токуз-татар».

Старое китайское название  鞑靼 Dada или Dadan, историки трактуют как первое упоминание этнонима «татары».

В VIII-IX вв. «татары» - тюркское наименование племён Шивэй, которых китайские источники считают родственными киданям. Согласно Суй Шу («Истории Династии Суй»), «живущие на юге называются киданями, живущие на севере - шивэйцами». В начале XI века часть Шивэй ушла от власти киданей на юг, к горам Иньшань, а затем распространилась на запад до реки Керулен. Со временем численность татар выросла и к середине XII века они становятся наиболее сильным племенным объединением в степи. Их кочевья занимают районы озера Буир-Нор и реки Халхин-Гол, а также часть Внутренней Монголии.

В этот период этноним «татары» получает расширительное значение. Китайцы стали называть татарами (да-дань) всех кочевников восточной части Великой Степи независимо от их действительной этнической принадлежности. Иными словами, этноним приобретает сопутствующее значение политико-культурного термина.

Китайскими средневековыми историками татары (в широком смысле) делились на три части:

Белые татары - кочевники, живущие южнее пустыни Гоби вдоль Великой Китайской стены. Большую часть их составляли онгуты. Они находились под влиянием китайской культуры, а в политическом отношении подчинялись киданям, позднее - чжурчженям.

Чёрные татары жили в степи и занимались скотоводством. Они подчинялись своим «природным» ханам и презирали белых татар за то, «что те за шёлковые тряпки продали свою свободу чужеземцам». В число чёрных татар включались кераиты и монголы.

Дикие татары - южносибирские племена охотников и рыболовов (т. н. «лесные народы»), в том числе эвенки, урянхайцы (тувинцы) и древние пре-бурятские роды. Они не знали ханской власти и управлялись старейшинами.

Шивэй - древний этнос, в состав которого китайские историки включали большую группу северных племен, проживавших на смежных территориях Верхнего и Среднего Приамурья, Маньчжурии и Восточного Забайкалья. В китайских хрониках впервые употреблен в 544 г., когда послы Шивэй приехали с дарами ко двору династии Восточная Вэй. В последующие годы эти поездки продолжались, но затем прекратились вплоть до танской эпохи (629), во время которой они стали постоянными. Последнее посольство Шивэй посетило Китай в 870-е годы. По мнению некоторых ученых (Пелльо, Виттфогель, Фын Цзя-шэн, Л. Л. Викторова), слово «Шивэй» было искаженной транскрипцией слова «сяньби» и восходило к монг. слову «широй» (земля). Поэтому местонахождение каждой группы шивэйских племен китайские авторы пытались увязать с известными им географическими ориентирами.

В 7-9 вв., по мере получения дополнительных сведений о северных народах, китпйские авторы стали называть отдельные племена Шивэй их собственными именами (улоху, дагоу, хунатоу, мэнъу (мэнву) и др.). Китайские хронисты традиционно признавали Шивэй потомками сяньби: причисляли их к отдельной ветви киданей и размещали к северу от последних. Границей между ними являлись р. Таоэрхэ, далее - р. Сунгари. На востоке владения Шивэй достигали отрогов хребта Малый Хинган и бассейна р. Бурея, граничили с землями тунгусо-маньчжурских племен мохэ, с которыми у них были очень тесные контакты.

Этноним «Шивэй», употреблявшийся в китайских источниках, не использовался в письменных памятниках др. народов. В надгробных эпитафиях древних тюрок и уйгуров, найденных в Монголии, забайкальскме и приамурские народы выступали под именем «татары». При этом сообщалось о 2 группах татар: токуз-татары - девять татар и отуз-татары - тридцать татар. Одна из них была тюркоязычной (токуз-татары), а др. - монголоязычной (отуз-татары).

Версия об искаженной транскрипции этнонима Сянби и трансформации его в Шивэй неубедительна. В регионе проживания Шивэй протекает более десятка рек с названием Шивия (притоки Борзи, Чикой (басс. Селенги), Газимура и т.д.). Барун-Шивия протекает в Агинском Бурятском АО. Шивия - названия сел в Калганском, Оловяннинском, Шелопугинском районах Забайкальского края.

А теперь вспомним свидетельство итальянского монаха Плано Карпини о том, что среди монгол были так называемые «Су Монгал» (водяные Монгалы), именовавшие себя Татарами от некоей реки, которая течет через их страну и называется «Татар».

Граница племенного союза Шивэй с киданями проходила по реке Таоэрхэ (кит. хэ - «река»). Комбинацией иероглифов 鞑靼 [dádá] китайцы обозначают Татарию, причем первый иероглиф отдельно не используется. В составе первого иероглифа в его правой части размещен иероглиф 达 [dá] «достигать; прибывать», второй иероглиф 靼 [dá, zhè] означает «выделанную кожу». Вполне вероятно, что китайские хронисты пытались перевести название реки Таоэр. Турецк. deri, казах. тері - «кожа», греч. δέρμα - «кожа (снятая или выделанная)», лат. taurus - «вол, бык; воловья кожа»; турецк. ta «усил. до самого» (dağın ta tepesine kadar - до самой вершины горы), татар. та «до; по», лат. tenus «до, вплоть до» (< tendo «тянуть»).

Первоначально Татары - племена, проживавшие до реки Таоэр - ta «до самого» + Taoer. Река Таоэрхэ - правый приток реки Нэньцзян (Нонни).

Татар. дөрес - «правильный, безошибочный, точный, верный», греч. δεξιός - «правый, правосторонний; являющийся с правой стороны, т.е. (по старинной примете) благоприятный, благосклонный, предвещающий успех, сулящий счастье; находящийся в правой руке» (< δέκα «десять»; татар. уң «правый», ун «десять» [из пальцевого счета]). Тор - правый приток Белой, Кель-Тор, Кургак-Тор - правые притоки Каракола, Казённый Торец  - правый приток Северского Донца.

В Донецкой области протекает несколько рек с названием Бык. Бык - левый приток Самары, Бычок - левый приток Казенного Торца, Бычок, Клебан-Бык - притоки Кривого Торца, Бычок - приток Сухого Торца. Кишинев расположен на реке Бык (правый приток Днестра).

В татарском языке слово тат означает «нетюрк, тибетец или таджик, перс (среди тюрков); инородец», а прилагательное ят - «чужой, не свой, нездешний, пришлый, посторонний, незнакомец». Вполне вероятно, что слово тат (тят) могло образоваться от прилагательного ят (< яту «лежать, находиться»).  В казахском жату - «лежать; находиться; проживать, остановиться на ночлег», жат - «чужой; чуждый». Чужаками считали тех, кто останавливался на ночлег. Лат. jaceo - «лежать», санскр. jha - ««спящий».

Тахта - широкий диван без спинки или с одной спинкой у изголовья, реже с двумя подлокотниками. Часто покрывается ковром или материей. Тахта распространена в азиатских странах, в России встречается реже. Слово «тахта» из обще-тюркского такта, означает «доска».

© TrueView

татары

Previous post Next post
Up