На Петербургском форуме (ПМЭФ’16) 16 июня состоялась
панельная сессия «Макроэкономическая политика: стратегия действий» с участием Э.Набиуллиной, А.Силуанова и А.Кудрина - трех VIP, на которых держится нынешняя макроэкономическая политика в России. К сожалению, о стратегии говорили мало, больше о тактике и дефиците бюджета. Именно в «проблеме»
(
Read more... )
Есть где-нибудь оценка грядущей *опы? Я встречал цифру по аналогичной американской проблеме в отчете OASDI - около 40 трлн. в текущих $, правда это на 75 летнюю перспективу, однако, их надо будет где-то взять правительству США и в будущем эта цифра ещё инфлирует:
Reply
В нашем случае дефицит пенсионного фонда финансируется из бюджета и в этом нет большой проблемы. А вопрос размера пенсии, пенсионного возраста должен быть больше политическим - какую долю социальных расходов готово нести государство, нежели экономическим. У нас же его напрямую связывают с "проблемой" дефицита бюджета и закрывают накопительную систему, чтобы только не увеличивать дефицит, хотя обязательства государства остаются - в скрытой бальной системе, а не в госдолге.
Reply
Согласно их оценке, долгосрочно фискальная ситуация в РФ гораздо хуже, чем в США, Японии и Греции, в первую очередь (на две трети ) это обусловлено грядущим снижением доли нефтегазового сектора в экономике, и на треть - старением населения. И долгосрочно РФ будет вынуждена либо снизить госрасходы на треть ( в долях ВВП), либо увеличить налоги примерно на 50%, либо применить какое-то сочетание этих способов.
(Причём, эта их оценка базируется на исходной цене нефти 100).
Reply
Reply
Для меня остался открытым вопрос, какой предельный уровень госдолга авторы видят для России и других стран, потому что все расчеты зависят именно это этой величины. Впрочем серьезно к этому опусу можно не подходить, как только авторы начали писать про "схему Понци" и что "наращивание долга обязательно должно компенсироваться бюджетными профицитами в будущем, из которых этот долг будет погашаться".
Reply
Reply
Reply
Кроме того. Там, во-первых, рассматриваются разные сценарии, в том числе сценарий роста цены на 1% в год в реальном выражении (от 100 долларов и до 2030 г.) и неисчерпаемости ресурсов. На конечный результат это мало влияет. Во-вторых, рост ВВП в разных сценариях закладывается независимо от происходящего в нефтегазовом секторе, а основывается на долгосрочных прогнозах МЭР и (далее) - исходя из долгосрочных темпов роста производительности труда и демографических прогнозов. И бюджетный разрыв как раз и возникает из-за быстрого роста ВВП по отношению к нефтегазовому сектору, возможности роста которого объективно ограничены.
Reply
Reply
Пытаясь понять, что же вы имели в виду, можно было бы вспомнить, что не вся природная рента нефтегазового сектора изымается в виде налогов, а только около 70% "прямой" ренты ( на конец 2000-х по данным Гурвича), и ещё около 80% от "прямой" ренты - субсидии остальной экономике в виде косвенной ренты, что завышает прибыль и налог с неё как в нефтегазе, так и в остальной экономике. И в случае исчезновения нефтегаза доля налога на прибыль в доходах бюджета должна упасть. Но эти рассуждения, как и гадания о структуре экономике через 50 лет - ничего не определяют в рамках задач статьи, и авторы ими совершенно справедливо пренебрегают. Как и прочими эффектами, которые они прямо упоминают.
Reply
Reply
Reply
Да, такое замечание можно направить авторам. В ответ можно предвидеть, например, аргумент о том, что есть основания считать, что новые растущие отрасли будут иметь налоговую нагрузку ниже средней: в РФ доля малого и среднего бизнеса в разы ниже стран с аналогичным уровнем развития, можно полагать, именно эти отрасли и будут быстро расти. А там особые режимы налогообложения: упрощенка, патент.
Reply
Reply
(Может, это их ошибка, может, не пояснённое упрощение модели. В иных случаях, например, о влиянии нефтяного сектора на развитие торгуемых/неторгуемых отраслей они многое тоже упрощают, поясняя это.)
Reply
Reply
Leave a comment