Автор:
Султан Салькенов
1. Введение
Известно, что без идеологии нет смыслов, нет направляющих образов и символов, а без них невозможно сформировать и реализовать реальную стратегию развития. Принятые к осуществлению странами постсоветского пространства стратегии государственного развития грешат одним общим недостатком - преимущественное внимание в них акцентируется на финансовых и макроэкономических показателях рассматриваемых в качестве главных приоритетов, образующих основу материального и социального благосостояния общества.
Между тем цели и задачи гуманитарного характера, включающие в себя повышение культурно-образовательного уровня и воспитание социальной ответственности у населения, затрагиваются в стратегиях развития «постольку-поскольку», не говоря уже о вопросах формирования в общественном сознании идейно-нравственной мотивации, дабы обеспечить своевременное и качественное исполнение намеченных высшей государственной властью планов, программ и стратегий. Ведь исключительно одними материальными стимулами и приоритетами масштабные задачи государственного развития в сжатый период решить невозможно, на это указывает исторический пример социально-экономического становления СССР в период индустриализации 30-х годов прошлого века. Как и тогда - для организации «ускоренного рывка» на стратегических направлениях государственного развития - сегодня правящей элите жизненно необходимо[ради достижения всеобщего блага] определиться и сформулировать ясные цели, приоритеты и ориентиры в идейно-нравственной сфере с последующим их оглашением и активным продвижением в общественное сознание через СМИ, интернет, кино, литературу, образование, музыку и прочие возможности.
Другим важным моментом в затронутом вопросе является практическое игнорирование структурами ответственными за разработку стратегий государственного развития того факта, что «хозяевами мировой игры» уже достаточно давно взят курс на перевод мирового сообщества к постиндустриальному укладу, предусматривающему де-факто тотальную деидеологизацию, деиндустриализацию и существенное ограничение уровня потребления. Подтверждением этому может служить алгоритм реализации развала СССР, когда целенаправленное методичное разрушение идеологических основ и мировоззренческих устоев советского общества завершилось демонтажем индустриальной мощи мировой державы и, как следствие этого, обернулось потерей ею своей геополитической субъектности.
В сложившихся условиях нужно понимать, что заявленная в вышеуказанных стратегиях развития реиндустриализация становится весьма сложной задачей, потому как необходимые для этого инновационные технологии и финансовые ресурсы[в виде возможности получения иностранных инвестиций и осуществления в требуемых объемах эмиссии национальной валюты]находятся пока в распоряжении всё тех же «хозяев мировой игры» (глобальной финансовой суперэлиты). А это значит, что понадобится задействовать весь интеллектуально-творческий потенциал общества, чего невозможно достичь без наличия идейно-нравственной мотивации на всех уровнях исполнения намеченных планов.
При всём этом не менее важным остаётся вопрос установления истинных причин и побудительных мотивов нынешних действий глобальной элиты, которые, по-видимому, проистекают из следующего понимания её верхушкой развития мировой ситуации:
- при имевших место темпах индустриального развития миру грозит критическое истощение невозобновляемых природных ресурсов, усугубление которого может привести к непредсказуемым (неуправляемым) геополитическим, социальным, экологическим последствиям для глобальной элиты;
- по разным причинам глобальная элита всё ещё не готова к переходу на альтернативные технологии производства материальных благ, основанные на использовании возобновляемых ресурсов, так как в этом случае существует вероятность потери устойчивости управления мировыми процессами, вследствие отказа от ныне действующей системы распределения и перераспределения невозобновляемых природных ресурсов [и доходов от них] составляющей основу глобального господства (превосходства) мировой финансовой олигархии;
- в целях сохранения собственной гегемонии глобальной элите необходимо создать условия для дальнейшей нравственной и интеллектуальной деградации (само)сознания людей (общества, национальных элит) с целью окончательного переформатирования их психики с духовно-нравственных ориентиров на материальные приоритеты и ценности, которые уже почти полностью находятся под их контролем.
Противостоять этой деструктивной ментальной программе тотального расчеловечивания[духовно-нравственной деградации], грозящей обернуться «закатом» современной цивилизации, можно лишь путём формирования и последующего распространения в широких массах альтернативной объединяющей людей мировоззренческой концепции нравственно-созидательного содержания. В целях придания такой мировоззренческой концепции всеобъемлющего и универсального характера она может и должна одновременно совмещать в себе и идеологию, и национальную идею, и этику социального поведения.
2. Необходимость выбора нравственных ориентиров
В современную эпоху любые конфликты и войны будь то финансового, экономического, социального, культурного, информационного или вооруженного характера по большей части следует воспринимать как продолжение одного грандиозного противоборства - битвы мировоззренческих идей (концепций, идеологий), которая каждодневно происходит в глобальной психосфере земного социума. На разных исторических этапах данного эпического противостояния «идеи-победители» (мировоззренческие концепции, идеологии), укореняясь в умах, подвигали массы людей на определённые действия не раз изменявшие ландшафт существующей действительности. Остаётся лишь уточнить, что данные изменения происходили в плановом порядке сообразно тайным замыслам закулисных творцов-создателей «побеждающих» идей получавших, в результате всего этого право «пожинать плоды» контроля и управления этим глобальным процессом.
Немногочисленным современным ученым и просто здравомыслящим людям становится всё более очевидным, что сегодняшнее техногенное развитие цивилизации, направляемое в определённом русле хозяевами глобальной денежно-кредитной системы, всё дальше уводит человечество по тупиковому пути эволюции, когда день ото дня преимущественно развиваются и совершенствуются технологии потребительского и военно-технического назначения. На этом фоне практически незаметно проявления каких-либо значимых признаков эволюционного роста сознания самого человека как вида духовно-разумной жизни, стремящейся к самосовершенствованию и самопознанию.
Наоборот всё большее число людей невольно впадает в зависимость от современных достижений информационно-технического прогресса, не принимая во внимание вероятные последствия такого положения. При этом мало кто допускает возможность иного эволюционного пути развития заключающегося в пробуждении с помощью имеющихся научно-технических наработок и методик врожденного интеллектуально-созидательного потенциала, сокрытого в каждой человеческой личности.
Всё вышеперечисленное стало реальностью вследствие формирования в массовом сознании посредством контролируемо-направленного информационного воздействия, поступающего по каналам телевидения, прессы, интернета и многочисленных образовательных программ, некритического мышления, порождающего у широких слоёв населения представление о непогрешимости и достоверности определённых источников информации. Под покровом этой искусно создаваемой психоинформационной иллюзии происходит незримая подмена веками складывавшейся мировой системы общепринятых культурно-нравственных ценностей на новые ориентиры, по сути, отменяющие прежние критерии человечности.
Вероятно, поэтому всё больше востребованными в нынешнем обществе становятся: вместо трудолюбия - предприимчивость, на место честности - приспособленчество, взамен справедливости - демократизация, на смену взаимоуважения - толерантность, вместо счастья - финансовое благополучие. Причём приведенный список далеко неполон. И редко кому приходит в голову мысль, что происходящие метаморфозы общественного сознания со временем могут трансформировать человечество в подконтрольный программируемый на уровне эмоциональных и инстинктивных установок биологический вид, которому будет чуждо стремление к духовно-разумному восприятию жизни. Подобная деградация сознания ведёт к инволюции и вырождению человечества как высокоразумного вида.
3. Основные положения Идеологии Человечности
Сегодня приходится констатировать, что запущенный верхушкой глобальной элиты процесс полной материализации и нравственной деградации сознания людей идёт полным ходом, для чего задействуются новейшие информационные психотехнологии реализуемые посредством СМИ, интернета, кино и других средств распространения массовой информации. Противостоять на государственном (национальном) уровне данному положению дел невозможно без формирования и оглашения альтернативной происходящему идеологии. И лейтмотивом этой идеологии должен стать тезис о единстве культурного и национального многообразия на основе общности мировоззренческих взглядов и устоев, особенно в отношении таких базовых человеческих понятий как нравственность и справедливость.
Между тем согласно пункту 2 статьи 13 Конституции РФ в России действует запрет на государственную идеологию. Обратив внимание на номер указанной статьи можно глубже постичь смысл выражения: «дьявол кроется в деталях». Впрочем, из этой ситуации имеется довольно простой выход. По сути, идеология представляет собой определённую значимую идею (концепцию) воплощенную в лексическую форму. При этом не столь важен объем информации заключенный в данную форму, как ключевой смысл (посыл, целенаправленность) самой идеи, изложенный кратко и доступным широкому пониманию языком.
Причём концептуальная идея должна быть свободна от политической конъюнктуры и религиозной догматики, устраняя тем самым идеологические и культурные барьеры между людьми и различными социальными и этническими группами. Основной её задачей является искоренение процесса распространения в обществе духовно-нравственного невежества, ставшего на сегодняшний день главным тормозом развития современной цивилизации.
Исходя из вышесказанного национальная идея[по умолчанию - глобальная идея] способная объединить всё общество в единое целое, невзирая на этнические, конфессиональные, расовые, культурные, политические, социальные, возрастные различия, может быть представлена в форме мировоззренческой концепции под названием Идеология Человечности. В самом лаконичном изложении её основной тезис мог бы звучать следующим образом: справедливость, честь, совесть. В более развернутом виде это означает, что:
- справедливость, оглашаемая как главная приоритетная цель государственного и общественного развития, заключается в построении на своей территории справедливого мироустройства в соответствии с высшими (общими, универсальными) законами мироздания;
- честь, понимаемая как благородство души, является способом достижения вышеназванной цели - справедливого мироустройства ;
- совесть, воспринимаемая как нравственная ответственность за свои поступки перед самим собой, людьми, обществом и Всевышним Единым Создателем, становится средством построения справедливого общества через постижение высших (общих, универсальных) законов мироздания, сохранившихся и дошедших до человечества из глубины времён от древних высокоразвитых працивилизаций, потомками которых являются современные люди.
Самодостаточный характер взаимозависимости и взаимодополняемости вышеназванных понятий обусловлен следующей простой логикой: без справедливости - нет чести; без чести- нет совести; без совести - нет справедливости. Универсальность данного порядка названных взаимосвязей усматривается в том, что действует он и в обратном направлении: без совести - нет чести; без чести - нет справедливости; без справедливости - нет совести.
Если спроецировать основной смысл Идеологии Человечности на систему государственного (общественного) управления, то тогда её деятельность должна основываться на следующих морально-этических принципах[человечности]:
1) в основе действий - закон;
2) в основе закона - справедливость;
3) в основе справедливости - знания;
4) в основе знаний - нравственность;
5) в основе нравственности - человечность.
Как это следует понимать:
1) любые действия людей должны подчиняться закону;
2) законы должны быть справедливыми для всех людей и социальных групп;
3) понимание справедливости приходит от постижения подлинных знаний;
4) надлежащее постижение и справедливое применение знаний невозможно безнравственности;
5) главным проявлением нравственности является человечность мыслей и поступков людей.
Пояснения, почему рассматриваемая идеология должна носить именно вышеуказанное название - Идеология Человечности и её семантическая матрица приведены ниже в схеме1 и её описательной части. В дополнение к чему можно отметить следующий факт. Нередко основной отличительный, характерный признак биологического вида и его название созвучны между собой и обозначаются однокоренными словами. Так, у водоплавующих основное качество это способность плавать, то есть плавучесть, у хищников это хищность, дикие звери характеризуются дикостью и т.д. Аналогично этому основной отличительной чертой человека разумного (homosapiens) следует считать не просто разум (разумность), но более того - человечность. Ведь имея разум, не отличающийся человечностью, люди становятся больше похожими на животных, чем на духовно-разумных существ.
Идеологию Человечности не следует воспринимать как идеологию в общепринятом толковании этого термина, ибо данная мировоззренческая концепция не преследует некие социально-политические и какие-либо другие цели, выражающие интересы определённых социальных классов и политических групп. В сущности, она представляет собой своего рода этику социального поведения, основанную на принципах человечности и не требующую законодательных инициатив для своего признания в общественной среде. Независимо от социального статуса, этнического происхождения, религиозного вероисповедания, политических пристрастий и иных отличий каждый человек вправе решать сам следовать или не следовать данной этике социального поведения в личной и общественной жизни, руководствуясь при этом исключительно свободой личного выбора не ограниченного какими-либо дополнительными условиями и оговорками.
Наверное, многим приходилось встречать в жизни такое выражение: «изменяя себя - изменяешь мир». Идеология Человечности предлагает людям сделать осознанный выбор и самим начать меняться в лучшую человечную сторону, тем самым изменяя к лучшему окружающую их действительность, делая её более человечной, прежде всего, на уровне повседневных межличностных отношений.
Обобщая суть вышесказанного нужно конкретизировать, что для людей, придерживающихся соответствующей этики социального поведения, соблюдение принципов человечности означает следующее:
1) нести нравственную и любую иную ответственность за свои поступки, действия и бездействия;
2) проявлять в собственных мыслях и поступках благородное, искреннее, бескорыстное отношение к людям;
3) сохранять нравственную чистоту и единство своих мыслей, слов и дел;
4) обладать неподкупностью и моральной стойкостью, отрицательно относиться к проявлениям стяжательства и бездумного потребительства;
5) быть справедливым и честным по отношению к себе и другим людям;
6) признавать достоинства людей с беспристрастной непредвзятостью, а их недостатки принимать с должным пониманием;
7) уметь спокойно признавать собственные ошибки и заблуждения;
8) стремиться к разностороннему познанию и саморазвитию;
9) быть готовым оказать помощь нуждающимся в ней;
10) уметь с благодарностью отвечать на доброе отношение к себе и своим близким;
11) складывать представление о людях по их личностным качествам, несмотря на социальный статус, этническое происхождение, религиозное вероисповедание и пр.;
12) хранить в своём сознании, душе преданность и любовь к родной земле;
13) проявлять бережное отношение к живым существам и природе в целом;
14) признавать главенство духовно-нравственного начала над материальной сущностью человека и др.
4. Краткое содержание понятийного аппарата Идеологии Человечности
Человечность - основополагающее для человека нравственное качество обобщающего характера, сочетающее в себе целый ряд частных позитивных качеств и свойств личности, к которым относятся: душевность, доброта, смелость, разумность, благожелательность, воля, честность, порядочность, жизнерадостность, взаимопомощь, коллективизм, благородство, искренность, бескорыстие и др.
В более доступном для понимания изложении: человечность - это нравственное мышление и поведение.
Основным принципом человечности следует считать осознанное, доброе и бескорыстное отношение человека к окружающим людям, всем живым существам и природе в целом. Человек является духовным и интеллектуальным существом, и в любых, даже самых тяжёлых ситуациях, он должен стремиться оставаться человеком в собственных мыслях и поступках, в соответствии с высокой нравственной ступенью своего развития.
Этот ключевой принцип человечности по своему смысловому наполнению не противоречит ни учениям основных мировых религий (христианства, ислама, буддизма), ни ведическим знаниям, ни традиционным, общепризнанным в различных этнических сообществах нормам морали и правилам социального поведения. До последнего времени он всё ещё остаётся их неотъемлемой составной частью, однако, в силу наблюдаемой сегодня искусственно моделируемой трансформации (подмены, смены) ценностных приоритетов и ориентиров постепенно предаётся забвению в общественном (массовом) сознании.
Идеология Человечности - система мировоззренческих взглядов основанная на принципах человечности.
Идеология Человечности не предполагает возвращения к построению социализма, а предлагает, выражаясь языком аллегории, не восстанавливать разрушенное здание, но на его фундаменте возвести другое строение ещё выше и лучше прежнего. И качество этого нового строительства напрямую зависит от качества его строителей для обеспечения чего и необходима Идеология Человечности.
Этика человечности - система моральных принципов, норм и правил социального поведения в основу которой положено основополагающее нравственное качество - человечность.
В отличие от физических (электромагнитных) явлений, где разнополярные частицы и полюса притягиваются, а однополярные - отталкиваются, в социальной среде действует иной универсальный закон - подобное тянется к подобному. Распространение этики человечности на уровне межличностных отношений в социальной среде способно консолидировать общество не просто на идейной, а на духовно-нравственной основе. Подобного рода консолидация личностных мотиваций и общих устремлений людей делает осуществление любых планов, программ и стратегий развития реально достижимой целью.
Дополнительная информация по образно-понятийному аппарату Идеологии Человечества содержится в нижеприведённой схеме 2 и её описательной части.
5. Глобальные перспективы Идеологии Человечности
Глубокая подсознательная приверженность высшим (общим, универсальным) законам мироздания во многом сохранилась на уровне индивидуального и коллективного бессознательного в психической (генетической, подсознательной) памяти представителей этносов населяющих постсоветское пространство. Эта особенность до сих пор, несмотря на деструктивные информационные воздействия современного мира, позволяет им воспринимать в истинном неискажённом виде значение таких понятий как справедливость, честь, совесть и др. Данное обстоятельство может и должно сыграть свою позитивную роль в деле оздоровления общественной психосферы.
У китайцев есть поговорка, которая гласит: «Если вы не измените направление своего движения, то окажитесь там, куда вас гонят». Чтобы предоставить человечеству шанс не оказаться там куда его «гонят» теневые «архитекторы» «нового мирового порядка» необходимо изменить вектор цивилизационного развития, чего невозможно добиться без переориентации массового сознания в нравственно-созидательном направлении. Для этого необходимо на уровне коллективного бессознательного послать правильный точно выверенный психоинформационный импульс общественному сознанию, чтобы запустить процесс его духовно-нравственного самоисцеления и возрождения.
Россия как законная правопреемница СССР имеет полное моральное право сформировать новую глобальную мировоззренческую концепцию, основанную на принципах человечности с последующим её продвижением в массовое сознание по всему миру. Ведь в определённый период советской истории именно СССР был мировоззренческим, идейно-нравственным ориентиром для значительной части мирового сообщества. По большому счёту сегодня ничто не мешает России выйти на качественно новый уровень позволяющий рассматривать российское государство не просто в статусе одного из мировых центров силы, но прежде всего - в роли возрождённого ориентира альтернативного пути цивилизационного развития служащего примером для духовно-разумной части человечества.
В подтверждение осуществимости такой задачи достаточно привести наиболее показательные примеры семантической (смысловой) идентичности понятия человечность у разных народов мира. В частности, африканское этическое учение, своего рода гуманистическая философия и нравственное мировоззрение под названием убунту является одним из основополагающих принципов современной ЮАР. Само слово убунту может быть переведено с языка африканских племён зулу и коса как «человечность по отношению к другим». Другой возможный вариант перевода - «вера во вселенские узы общности, связывающие всё человечество».
Архиепископ Десмонд Туту в 1999 году дал следующее определение убунту: «Человек с убунту открыт и доступен для других, принимает других людей, не видит для себя опасности в том, что другие талантливы и добры, поскольку он твёрдо уверен в себе, понимая, что является частью большего целого, и, наоборот, человек с убунту угнетён, когда других оскорбляют или унижают, пытают или угнетают». Из данного контекста следует, что «человек с убунту» - это человек, которому свойственна человечность.
Не менее интересно мнение историка, журналиста и писателя из Зимбабве Дж. Т. Самканджа постаравшегося в 1980 году систематизировать принципы убунту. В результате этой работы он выделил три основных момента:
1. Быть человеком означает подтвердить свою человечность, признавая человечность в других и на этой основе, устанавливая уважительные человеческие отношения с другими.
2. Если и когда некто сталкивается с окончательным выбором между богатством и сохранением жизни другого человека, то он должен сделать выбор в пользу сохранения жизни.
3. Король обязан своим статусом, включая все связанные с ним полномочия, воле народа.
Другой пример обращения народов к своим исконным, исторически сложившимся, традиционным духовно-нравственным ценностям можно наблюдать в Китае, где после длительного перерыва философия конфуцианства приходит на смену маоистской идеологии. Вернее сказать, полностью она никуда и не уходила из китайского общественного сознания всё это время, оставаясь «тихо» в тени социалистического учения с китайской спецификой.
В мировоззренческой концепции конфуцианства смысл жизни благородного человека заключается в достижении Дао[пути совершенствования], материальное благополучие отходит на второй план. Какими же качествами должен обладать Цзюнь-цзы (благородный муж)? Конфуций выделяет два фактора: «жэнь» и «вэнь». Иероглиф, обозначающий первый фактор, можно перевести как «благорасположенность». По мнению Конфуция, благородный человек должен относиться к людям очень гуманно, ведь гуманность по отношению друг к другу является одним из основных положений учения Конфуция. Составленная им космогоническая схема рассматривает жизнь как подвиг самопожертвования, в результате которого и возникает этически полноценное общество. Ещё один вариант перевода - «человечность».
«Вэнь» - «культура», «литература». Без духовной культуры человек не может стать благородным, это нереально. Но в то же время Конфуций предостерегал от чрезмерного увлечения «вэнь»: «Когда в человеке одерживают верх свойства натуры, получается дикость, когда образованность - одна ученость». Конфуций понимал, что общество не может состоять из одних «жэнь» - оно потеряет жизнеспособность, не будет развиваться, и, в конце концов, регрессирует. Однако нереально и общество, включающее в себя одних «вэнь» - прогресса не будет и в этом случае. По мнению Конфуция, человек должен сочетать в себе естественные страсти (т. е. природные качества) и приобретенную ученость.
Конфуций вывел четыре основополагающих принципа взаимоотношения общества и природы:
1. Чтобы стать достойным членом общества, нужно углублять свои знания о природе. Эта мысль вытекает из вывода Конфуция о необходимости образованности общества, особенно развития знаний об окружающем мире, и дополняет его.
2. Только природа способна дать человеку и обществу жизненную силу и вдохновение. Этот тезис напрямую перекликается с древнекитайскими учениями, пропагандирующими невмешательство человека в природные процессы и лишь созерцание их в поисках внутренней гармонии.
3. Бережное отношение, как к живому миру, так и к природным ресурсам. Уже в то время Конфуций предостерегал человечество от бездумного расточительного подхода к использованию природных ресурсов. Он понимал, что в случае нарушения существующих в природе балансов могут возникнуть необратимые последствия, как для человечества, так и для всей планеты в целом.
4. Регулярное благодарение Природе. Этот принцип уходит корнями в древнекитайские религиозные представления.
Для государственных управленцев Конфуций вывел четыре Дао:
1. Чувство самоуважения. Конфуций считал, что только уважающие себя люди способны проявить уважение к народу при вынесении каких-либо решений.
2. Чувство ответственности. Правитель должен чувствовать ответственность за управляемый им народ.
3. Чувство доброты при воспитании народа. Правитель, обладающий чувством доброты, способен лучше воспитать народ повысить его моральные качества, образованность, а значит, и обеспечить прогресс всего общества.
4. Чувство справедливости. Это чувство должно быть развито особенно у людей, от чьей справедливости зависит благосостояние общества.
Как ни покажется странным, но древневедические традиции русов (славян, ариев) гармонично созвучны и с нравственным мировоззрением убунту, и с конфуцианской философией. В том, что эти исконные, подлинные, ведические знания о природе вещей и устройстве многомерного мироздания не были утрачены и дошли до наших времён заслуга тех немногих подвижников, к коим в первую очередь относится Сергий Радонежский. Его главная заслуга заключается в том, что он сумел, насколько это было возможно, трансформировать христианское вероучение пришедшее «огнём и мечом» на земли Руси в русское православие, вобравшее в себя значительную часть ведического наследия русского народа, гораздо более древнего, чем все религиозные и философские учения мира.
Подводя итог вышеизложенному можно констатировать, что расовые и генетические особенности различных этносов не следует воспринимать[сквозь «призму» расовой теории], как непреодолимое препятствие в деле распространения и популяризации идей человечности в глобальном масштабе. К тому же на сегодняшний день именно Китай и ЮАР являются союзниками России на международной арене. В сложившихся обстоятельствах Идеология Человечности оглашённая во всеуслышание высшим руководством России могла бы явиться для её союзников, и прежде всего для Китая, тем самым «Мандатом Неба»[выражаясь терминологией известного писателя, публициста, политолога, аналитика, китаеведа А. П. Девятова], инициирующим на сакральном плане грядущие позитивные изменения установленного глобального порядка, несущие миру не хаос, но возвращение на путь, ведущий к гармонии человечности.