Оригинал взят у
lili_dunkerk в
Просвещение патриархальных женщинСпециально для сообщества
«Выживая в аду». За советы спасибо Ане Морозовой и Насте Туровской.
Все чаще и чаще в нашем сообществе просят совета на эту тему, и мы, админши, решили один раз оформить наш опыт в текст, чтобы потом к нему можно было отсылать.
Итак, прежде чем начинать непрошенный фемпросвет, уясни одну вещь: лучше его вообще не начинать. Да-да, патриархальных женщин лучше не трогать. Почему? Потому что раздражающие тебя поведенческие паттерны женщин - следствие не простой неграмотности, а глубокой травмы, которую очень трудно излечить. Травмы, каждый день подпитываемой извне обстановкой постоянной опасности, из которой ты не в состоянии выйти сама - не то что кого-то вытащить. Даже если дома мы существуем в зоне комфорта, выходя за пределы дома, мы рискуем не вернуться домой целыми и невредимыми… или даже вообще не вернуться. Ты имеешь дело с более страшной и серьезной проблемой, чем тебе кажется, и явно переоцениваешь свои силы (не переоценивала бы - не бралась бы учить). Вторая причина, по которой лучше не пытаться просвещать никого насильно, - это тот факт, что идеология феминизма деконструирует личность, лишая ее привычных (пусть иллюзорных) механизмов защиты и ничего не давая взамен. Вспомни начало своей контридентификации: страх, боль, стыд за свое поведение в течение всей жизни, сожаление о том, чего уже не исправить, бессильную ярость… Жополибфемкой в стиле «Космо»: на каблуках длясибя и с плеточкой домины - быть весело. Жополибфемкой в стиле «Боди Позитива» - уже не очень весело, по крайней мере, в Рашке. Интерсекционалкой, ЛГБТ-активисткой - еще печальнее (если ты, конечно, твердо стоишь на гуманистических позициях и не продаешься за плюшки со стороны правящих кругов). Марксистской или олдскульной, но последовательной феминисткой равенства быть уже очень тяжело. А радфем быть просто пиздец.
Правда о том, что:
- ты существуешь бок о бок агрессивными ненавидящими тебя опасными тварями, которые - увы! - еще и в 2-3 раза сильнее тебя физически и в 20-30 раз - в финансовом и политическом плане;
- если тебя - порядочного человека! - убьют, убийцу даже не будут искать, а если он окажется таким идиотом, что попадется, ему дадут года три за «аффект» и выпустят через два по амнистии, а если ты убьешь напавшего на тебя ублюдка, чтобы выжить, тебя моментально найдут и посадят на те же три года;
- защититься от них нет никакой возможности, то, что ты еще жива, - факт везения, что ты не проституирована - факт еще большего везения, что ты дожила до своих лет и тебя ни разу не насиловали, не избивали и не пытались убить - факт редкого везения, и нет никакой гарантии, что это не ждет тебя завтра же;
- социальная группа, к которой ты принадлежишь, - сборище клинических галлюцинирующих психопаток, видящих нежную улыбку любимого там, где на деле звериный оскал непримиримого врага;
- ты сама много лет была одной из них, и от 40% до 90% твоей идентичности: круг привычек, предпочтения, вкусы, от пищевых до литературных, сексуальное поведение, мировоззрение, мечты, планы - это часть галлюцинации, травмы, болезни, то, что нужно вылечить, изжить из себя,-
это страшная правда, правда, с которой трудно жить.
И потом: чем глубже стокгольмский синдром, тем доброжелательнее агрессоры. Увы, всякие мудроженственные приемы по упрочению и углублению своей идентификации с агрессором: «не можешь изменить ситуацию - измени отношение к ней», «хочешь изменить людей - начни с себя», «как ты к «людям» (=мужчинам) относишься, так и они к тебе», мущщину надо всячески ублажать, обсасывать и облизывать, всеми правдами и неправдами подчеркивая подчинение и готовность терпеть насилие, всю свою «энергию» надо нести мужчине - частично действительно работают. Причина проста до банальности: несломленную или не до конца доломанную надо доломать, а сломленная неопасна - тут можно и в лыцаря поиграть, проявить барское великодушие, как по отношению к драной бродячей собачонке. Женские унизительные ужимки и прыжки перед мужчинами не панацея от насилия, конечно, но они реально снижают градус мужской агрессии. А мы, отнимая у женщин их плохие, но веками проверенные механизмы выживания, не можем дать взамен других: научить их беспроигрышным приемам рукопашного боя, например, или подсказать быстрые и результативные способы юридической защиты.
Нам также на данном историческом этапе не нужно много союзниц: все равно женская революция (если она вообще когда-то будет!) - дело нескольких веков. Как ни крути, а выходит, что не желающую просвещаться женщину насильно лучше не просвещать.
С другой стороны, бывают такие ситуации, когда ты практически вынуждена просвещать насильно: когда нужно вступиться за женщину, которую по какой-либо причине травят, когда близкая тебе женщина угодила в абьюзные отношения, связалась с религиозниками или медленно убивает себя калечащими бьюти-практиками, когда на твоих глазах распространяется опасная идеология: пролайф, идея «естественного» материнства, стигматизация изнасилованных и проституированных, виктим-блейминг и пр.
Не стоит скидывать со счетов и тот факт, что мужчины, а значит, и идентифицированные с ними женщины крайне чувствительны к недостаточному уровню маскулизма и мизогинии. Феминизм в такой культуре - это как раз то шило, которое в мешке не утаишь. Даже если ты не будешь вступать вообще ни в какие дискуссии, одного только факта, что ты говоришь о женщинах хорошее за спиной, выражаешь сочувствие матерям с маленькими детьми, здороваешься с уборщицами уже хватит, чтобы признать тебя феминисткой. А уж если ты позволишь себе не улыбаться мужчинам - не спорить, ничего не требовать - просто НЕ УЛЫБАТЬСЯ! - клеймо «феминистки» на тебя поставят сразу же. А это автоматически влечет за собой агрессивные выпады в твой адрес, желание поспорить и подоказывать такие мерзости, от которых волосы встают дыбом: как бабомрази убивают нищясных эмбриончиков, как некие злобные суки сами себе ставят синяки и рвут свои вагины кактусами, чтобы обвинить нармальнага посона в изнасиловании и потребовать денег/жыницца, и т.п. - не буду лишний раз напоминать то, что нам всем периодически приходится от них слышать. Так или иначе, нам всем иногда приходится открыто высказывать свои убеждения, а порой и искать единомышленниц в своем окружении.
Вот именно на такой случай и разработаны эти рекомендации.
Первое, что тебе стоит сделать, если ты столкнулась с проявлением мизогинии или саморазрушающим поведением женщины, - это определиться, стоит ли игра свеч. Насколько опасно то, что говорит/делает данный конкретный человек или группа людей? Задевает ли это тебя ЛИЧНО? Какова вероятность, что ты сможешь добиться качественных сдвигов в сознании?
Второе, что нужно сделать, если ты собралась вести фемпросвет, - это реалистично оценить собственные силы. Уясни: интернализованный агрессор в ее голове точно не будет рад тому, что его хотят выселить с насиженного места. Он будет защищаться, и защищаться агрессивно, он будет ее устами говорить и ее руками делать мерзкие вещи. Твоя самооценка будет подвергнута самой настоящей бомбардировке, и точность ударов зависит от степени твоей близости с данной женщиной, того, насколько хорошо она тебя знает. А если мужчина в ее голове привлечет сторонников из реальной жизни, ситуация может повернуться совершенно непредсказуемым и уж точно неприятным для тебя образом.
Если ты еще уязвима для оценок твоей внешности,
для стигматизации «одиночества», т.е. твоего положения неприписанности к какому-либо мужчине (стандартные мудомудрости про «нипавезло» и шютьке про недотрах),
если слатшейминоговая/гомофобная травля или незаконное увольнение для тебя катастрофа вселенского масштаба и ты не можешь себе представить, как будешь выгребать в такой ситуации,
если краем уха услышанные сплетни о твоем изнасиловании родным отцом или каким-то иным мужчиной сильно выбивают тебя из колеи (неважно, насколько они правдивы и как именно выражается твоя эмоциональная нестабильность: в слезах ли, в ступоре ли, в бессильной ли ярости),
если анонимный звонок с хамством и угрозами вызывает у тебя ступор или истерику,
если у тебя кровь в жилах стынет от ужаса при мысли о возможном нападении мужчины,
просвет-работу начинать не нужно, ибо то, что я сейчас расписала, вполне реальные ее последствия.
Если ты все же решила, что спору быть, то прежде всего поставь цель. Чего ты хочешь добиться? Парировать конкретный мизогинный выпад? Для этого необязательно привлекать фемтеорию - в 90% случаев достаточно апелляции к каким-то общегуманистским ценностям и общепринятым нормам поведения. Заткнуть мизогинный рот? Мужчине ты его не заткнешь - можно только попытаться создать ему нехороший имидж в глазах окружающих женщин. Отвечая на мизогинные нападки мужчин, не пыжься и не пытайся изобразить равнодушие и иронию: с позиции слабости (а мы, женщины, все находимся в позиции слабости!) это выглядит жалко. Не бойся горячиться и говорить гневно, смотри прямо в глаза, не отрываясь, не стесняйся дрожащего от возмущения голоса. Внимание окружающих женщин стоит акцентировать на неблагодарности по отношению к конкретным женщинам: его матери, жене, коллегам по работе, с которыми он в хороших отношениях. Не веди споров с мужчинами с глазу на глаз: хищника не сделаешь вегетарианцем, так что цель любых споров с мужчиной - показать окружающим женщинам, какая он мразь. Ты говоришь с ним, но на самом деле твоя речь должна быть обращена к женщинам. А в случае с мизогинной женщиной эффективно (хоть и немного подловато) будет пристыживание: ах ты такая-сякая, бессовестная, безжалостная, с бедной женщиной такое произошло, а ты еще и ее пинаешь! эмбрион - это человек? у него есть сознание? афффтар гоу ту скул!
Сложнее дело обстоит, если ты по какой-либо причине захочешь во что бы то ни стало просветить конкретную женщину/группу женщин.
Сразу говорю: вероятность сделать ее феминисткой не более 5% Будь готова к тому, что она не контридентифицируется, т.е. будет верить в нетаких до самой смерти. Будь готова к ее замужеству и к не одним родам. Добивайся лишь минимальной грамотности по базовым вопросам: мужское насилие (физическое, сексуальное, психологическое), невинность жертвы, стокгольмский синдром у жертв насилия, проституция как вынужденный шаг и следствие нищеты и уязвимости, аборты как необходимость, трудности и опасности, которые поджидают будущую мать на протяжении беременности, во время родов и после них, несправедливость того, что репродуктивный труд не оплачивается, дискриминация на работе, калечащее действие бьюти-практик, завоевания феминизма первой волны (чтоб не ругалась, блядь, названием движения, давшего ей почти всю ее нынешнюю зону комфорта).
Несколько женщин поддаются труднее, чем одна (ну это логично). Я крайне не советовала бы в принципе просвещать женщин, которые знакомы между собой: даже если это очень робкие женщины и они не решатся возразить вам в лицо, стоит вам уйти, начнется квохтанье. У женщины, только что получившей шокирующую информацию, не должно быть возможности немедленно обсудить ее с другой идентифицированной с агрессором женщиной - в противном случае информация будет сразу же отброшена без попыток переварить. Фемпросвет - это как раз тот момент, когда разобщенность женщин и их недоверие подруга к подруге играет нам на руку: чем позже подопечная поделится полученной непереваренной информацией с другой патриархалкой, тем выше вероятность того, что хотя бы часть информации она все-таки переварит.
Самая благоприятная целевая аудитория - образованные женщины 23-35 лет, только что выкарабкавшиеся из абьюзных отношений либо находящиеся в них, но не сожранные абьюзом. (Т.е. лучше подожди, пока она не придет к тебе плакаться на своегонетакого). На втором месте девушки 16-22 лет. Они легче воспринимают информацию, но чаще откатываются из-за возрастных особенностей: эмоциональная неустойчивость, отсутствие личного материального ресурса, поддерживающего социальный статус и, как следствие, зависимость от социального статуса в достаточно консервативной и агрессивной подростково-юношеской среде (т.е. в среде, где правят бал озабоченные малолетние обмудки). Тяжелее всего информация о положении женщин ложится в головы старше 35 (и чем старше, тем тяжелее). Тут против нас работает возрастная ригидность сознания. Женщин, пришедших к феминизму после 45, вообще единицы (=> оставь надежду сделать единомышленницей маму!).
Родившие женщины обычно просвещаются легче неродивших, но мамымальчиков быстро застревают на том моменте, когда должна начаться контридентификация, и скатываются в полное дерьмо. Я не знаю ни одной, у которой хватило бы силы воли признать: да, я родила будущего врага, да, в свои пять лет он уже обижает девочек во дворе, и я чувствую, что скоро он выйдет из-под контроля. Я не знаю ни одной, которая сделала бы единственно-правильный шаг в такой ситуации - при разводе оставила бы его отцу. Для пользы дела маммальчиков стоит держать от феминизма как можно дальше: если женщина будет патриархальной, есть надежда, что она в своем рвении сделать сына «настоящим мужиком» будет воспитывать его построже и меньше обслуживать хотя бы эмоционально, а вот мать-феминистка бросит к ногам малолетнего гаденыша весь гуманистический багаж, который даст ей фемтеория: будет панически бояться стать иллюстрацией книги «Токсичные родители», из всей Дворкин запомнит только то, что союзничество с женщинами повлечет для мужчины гибель (сыначга не виноват, это его плохие мужчины заставили возненавидеть маму! а сам он харошый!). В результате вырастет такой мерзкий омега-манипулятор, какого только можно вообразить.
Если голова женщины не забита мужским гуманизмом, радфем в нее ложится намного лучше, чем феминизм равенства («Идите в жопу со своим равенством - я хочу человеческой жизни, а не равенства!» - так обычно они нам говорят и абсолютно правы) и тем более интерсекциональность с ее защитой всего на свете, кроме женщин. Кондовые тематические лесбиянки воспринимают фемтеорию намного тяжелее гетеросексуальных женщин. На женщин с гендерной дисфорией я вообще не советую тратить время: эта шиза выбивается из головы намного тяжелее, чем стандартная идентификация по принципу комплементарности, и лично у меня подобные попытки кончались либо ничем, либо плохо.
Прежде чем начинать просвещение, сделай пару проб на точку невозврата, например заговори с ней о явно непорядочных мужчинах, ваших общих знакомых, и понаблюдай, как она себя поведет. Признак живой личности у женщины - способность осуждать мужчин. Начала защищать подонков - скорее всего, точка невозврата пройдена или где-то близко. Можно также попробовать пообсуждать внешность мужчин не в самом лестном ключе. Начала хамить, говорить, что ты самастрашная, - все, время на нее можно не тратить.
Какое-то время старайся не трогать ее больные мозоли - идентификацию с какими-то конкретными мужчинами, адаптивные предпочтения, - и даже насущное, о котором ей больно думать. Начинать лучше с дистанции, с проблем, далеких от ее жизни: «чужую беду руками разведу», увы, нормальный принцип работы сознания над серьезной болезненной проблемой. Если женщина чувствительна, эмпатична, то оптимальная первая тема - положение женщин в исламских странах. После просмотра «Забрасывая камнями» мало у кого остаются сомнения, что феминизм еще нужен. После Иранов-Афганистанов можно заговорить о провальной политике мультикультурализма, о том, что творят мигранты в развитых странах, о нашей Чечне… Если женщина не очень эмпатична и притом сторонница отцовского патриархата, то можно повеселить ее безумными трансами с женскими хуями и под соусом трансов осторожно начать выдавать, какие достижения феминизма они, такие нехорошие дяди, сводят на нет.
Первый этап прошел нормально? Слово «феминизм» для нее ругательством быть перестало? Тогда можно переходить ко второму. Нащупай те аспекты, в которых ее критичность восприятия не сожрана, проще говоря, где она адекватна, и развивай их. Злится на мужиков - завали материалами по насилию в близких отношениях. Пофигистично относится к своей внешности - материалы по калечащим бьюти-практикам, РППП, порностандарту в помощь. Не осуждает проституток - можешь смело пугать ее этой тематикой: зашкаливающий уровень насилия, травмирование психики, торговля женщинами. Не любит порнографию, чувствует насилие со стороны партнера в постели - Дворкин ей под мышку. Аналогично - если она не боится говорить о своем страхе перед изнасилованиями и не склонна к виктим-блеймингу. Злится на своих родителей или на какого-то одного родителя - кстати придутся «Токсичные родители» Форуард. Пыталась безуспешно вытягивать каких-то близких женщин из лап домашних тиранов - подкинь материалы по идентификации с агрессором, которые ответят на мучающий ее вопрос, почему ее благие начинания закончились неудачей. И так далее. Если она достаточно образованна и усидчива, чтобы читать, лучше, конечно, ей самой читать, но если она ленива и/или недостаточно образованна, придется тебе вести просветительские беседы. Верующие или вышедшие из ортодоксальных семей и не избавившиеся от связи с ними хорошо воспримут критику сыновнего патриархата: проституции, порноиндустрии, т.наз. «сексуальной революции», порностандарта внешности, объективирующей одежды. Им «не даешь - и правильно делаешь» - бальзам на душу.
Второй этап прошел нормально, инфой она не проблевалась? Тогда можно переходить к третьему. Начинай осторожно говорить о насущном и наболевшем, поднимать те темы, где она не совсем адекватна, но не трогай самых больших и жирных тараканов (в норме у женщины с относительно целой личностью их 1-2). Как бы ни хотелось, чтобы она сей же час начала нормально есть, перестала сверкать голыми ляжками, вырвалась из лап абьюзера как можно скорее, отказалась от идеи родов, наберись терпения. Ориентируйся больше на ее возраст и жизненный опыт.
Женщины, чья юность пришлась на советский период, хорошо воспринимают феминизм через призму марксистского классового анализа: неоплачиваемый труд по производству рабочей силы, ловушки феминизма равенства вроде двойного рабочего дня. Матери дочерей не останутся равнодушными к темам торговли девушками и калечащих бьюти-практик и будут очень благодарны, если им наконец объяснят, «почему она ничего не ест». Женщинам, чья юность прошла под знаменами перестройки 80-х и - особенно! - запоздалой сексуальной революции 90-х, будут близки темы абортов, изнасилований, проституции и старый добрый феминизм равенства как составляющая идеологии буржуазного либерализма. Он же подойдет для женщин постарше, чья юность прошла в андерграунде и в борьбе с «системой» (а проще говоря, в раздвигании ног перед омежками, дрочащими на Омеригу, что уж греха таить…). Для всех женщин, чья юность пришлась на 2000-2010-е годы, одной из самых насущных является тема порностандарта внешности. На этом этапе можно и нужно провести ликбез по истории движения - хотя бы феминизма первой волны и «женского вопроса» в СССР.
Мудаку в ее голове периодически можно и нужно кидать кости в виде различных нетаких: Джон Милль, Пьер Бурдье, Энгельс, Ланди Банкрофт, Виктор Маларек. Сойдут также известные замужние феминистки вроде Бетти Фридан (ее книга вообще достаточно спокойно воспринимается даже сильно идентифицированными с агрессором женщинами).
Последний этап - любимые тараканы. Трогать их стоит только в том случае, если это вопрос ее личной безопасности, например если она жертва физического и/или сексуального насилия или имеет серьезное РППП, грозящее большими проблемами со здоровьем, склонность к самоповреждающему поведению или ударилась в опасное «естественное» материнство. Если ее недоедание не дошло до анорексии, если она не занимается длясибя проституцией, не снимается в порно, не является нижней в БДСМ, если ее нетакой - стандартный диванный тюфяк, не позволяющий себе насилия дальше вербального, если рожать она собирается не более двух и не имеет предубеждений против абортов, эпидуральной анестезии, кесарева сечения, искусственного вскармливания и прививок, предоставь ее самой себе. Выплывет - выплывет, нет - значит не судьба.
Не стоит скрывать от нее степень радикальности твоих убеждений - в противном случае ты рискуешь впоследствии получить истерику на тему «я думала, ты нормальная, а ты…». Ненавидишь мужчин - так и говори. Относительно мирно с ней сосуществовать поможет постмодернистская риторика множественности правды («у каждого своя правда, бла-бла») - мерзкая демагогия, но в деле гашения ненужных конфликтов ей нет равных.
За что надо сразу же щелкать по пальцам, и сильно, так это за проявления мизогинии и виктим-блейминг. Дави на все ее болевые точки, стыди, ругай - сила удара по ее самооценке должна быть равна степени подлости того, что она говорит/делает. Ненавидеть женщин плохо, мерзко, отвратительно, обвинять жертву - значит быть не лучше преступника - это она должна уяснить на всю оставшуюся жизнь. На это сил не жалей. Отучи ее от мизогинных ругательств вроде «шлюха», «шалава», «прошмандовка» и от слова «баба».
Пресекай также попытки строить трофические цепи, особенно с твоим участием. Не давай ей выливать на тебя и на других женщин в твоем присутствии компенсационную агрессию, не позволяй ныть и жаловаться. Так и скажи: я не буду тебя успокаивать, чтобы тебе было легче терпеть твоего мудака; мое мнение по поводу него и этих отношений ты знаешь.
Не поддерживай разговоры об обслуживании мужчин: переводи тему, сиди с откровенно скучающей физиономией. Можешь даже откровенно говорить что-то из серии «я не хочу слушать про ваши минеты: мне неприятно», «я ненавижу готовить», «мне надоел этот разговор о шмотках». О ее детях послушай, как слушала бы рассказы о работе: странно было бы не говорить о своей основной деятельности, которая занимает чуть ли не все твое время. Но если заметишь слишком сильную идентификацию, растворение в этом дитяти, выскажи ей свои опасения простым языком и открытым текстом: что она превращается в безмозглую курицу, что ты ее не узнаешь, что у нее есть своя жизнь помимо этих детей, что дети - это вообще-то другие люди и они когда-то покинут ее дом. Не бойся делать замечания ее сыну или, если он достаточно мал, ей - по поводу его воспитания. Позиция твоя тут должна быть железной: грубить старшим нельзя, на людях надо вести себя тихо, нельзя трогать чужие вещи, сегодня бьет кошку, завтра - младших детей в школе, послезавтра - жену и своих детей... Если заметишь чрезмерную жесткость по отношению к дочери, тоже об этом скажи. Тут можно использовать риторику каких-нибудь гуманиздов от педагогики.
Не делай замечаний по поводу неопасных адаптивных предпочтений: не пытайся загнать ее в качалку, изменить ее имидж и пр. Типичное поведение патриархальной женщины - кидаться любое мировоззрение немедленно манифестировать через тело/имидж: прочла Остен - помчалась покупать платье с завышенной талией, начала слушать готический металл - обмазалась гримом, и т.д. В результате все важное тонет в мещанских мелочах.
Остерегайся говорить ей плохое о мужчинах, к которым она привязана, за исключением случаев, когда ее надо от них просто спасать.
Не цепляйся к мелкому повседневному сексизму и к тем предрассудкам старого патриархата, которые не имеют прямого отношения к женщинам: пусть она не любит геев и трансов (тем более что они жуткие мизогины), пусть будет слегка националисткой/расисткой и ненавидит мусульман (события в Германии доказывают, что даже в шовинизме есть рациональное зерно - стремление уберечь свою относительно гуманную культуру от разрушения варварами), пусть говорит о том, что ее сын должен вырасти «настоящим мужиком» (это лучше, чем омега-альфонс), пусть даже порой шутит про «женскую логику» и констатирует печальные факты вроде того, что большинство мужчин все-таки лучше нас обращается с техникой. Не одергивай ее за каждое слово, за каждую мелочь.
Не надоедай. Заводи просветительские беседы тогда, когда тому благоприятствует обстановка, например когда она только что наткнулась на особо мерзкого мужика и возмущена. По возможности старайся говорить максимально спокойно.
Признаки того, что нужно отступиться:
- пошло очень агрессивное сопротивление;
- она завязла на одном уровне и топчется более года: шаг вперед - два назад.
Признаки того, что ее нужно послать:
- она тянет из тебя ресурсы;
- ее понесло не в ту степь: молочные сиси, интерсек и пр. бред.
Признаки того, что нужно продолжать:
- она сама просит у тебя что-то почитать «по феминизму»;
- у нее появилась и длительное (от 2 месяцев и дольше) время не проходит злость на мужчин.
Ну вот, пожалуй, и все. Ни пуха ни пера)))