Иногда необходимо вносить разнообразие в размеренную жизнь.
Чтобы вкус спокойной жизни казался слаще.
(В. Панов, "Тайный город")
Тьма, пришедшая со Средиземного моря...
Впрочем, меньше пафоса, господа! - никакой тьмы в этом городе и в помине не было. Только серые тучи, повисшие над городом мокрой половой тряпкой.
Тоскливо сеющие на город хлопья мокрого снега.
Был апрель. Последняя неделя апреля. И, да, конечно же, Главред посчитал именно этот день самым удачным, чтобы напомнить мне о том, что ночью, когда большая часть жителей сладко посапывает в кроватях, город показывает остальным свою душу. Как и о том, что лично мне для этого никакая ночь не нужна.
Потому что я умею открывать сердца. Сердца людей и городов. Ну да, в командировках стрингера и не такому научишься. Если хватит духу заплатить за учёбу. И ума вместе с везением, чтобы дожить до выпускного вечера. Судя по тому, что я пока еще не шарахаюсь от солнечного света, и по-прежнему отражаюсь в зеркале,
в прошлой моей командировке мне хватило и того, и другого. А значит моя фотокамера снова заряжена, диктофон включен, и я готова к очередному приключению. К поиску загадок, чудес и тайн, которые скрывает город. Даже если от некоторых из них кровь стынет в жилах - всегда можно убедить себя, что это просто от холода. Так некстати (или, напротив, кстати) приключившегося на излёте весны. Итак, вперёд! Туда, где будет ждать Проводник! Конечно же, это место может быть только Местом Встречи. Встречи-рукопожатия городов. И встречи обычного нашего земного мира, с миром призрачным.
А вот и сам Проводник. Со случайным прохожим-мимохожим его уж точно не спутаешь
Интересно, кто же он такой? Барон Мюнгхаузен? Граф Калиостро? Или...
Капитан Зелибоба?
Впрочем, неважно! Главное, он точно уверен, что время надо наполнять событиями, тогда оно летит незаметно. И я с ним абсолютно согласна. А значит - вперёд сквозь вязкий серый туман! На поиски Домов С Привидениями! И загадок, тайн и чудес, которые скрываются в этих домах!
Впрочем, самый первый открывшийся нам дом никаких особенных тайн на хранил.
Как, впрочем, и не делал секрета из жизни и судьбы своего первого владельца.
Особняк Тупицыных построен на перекрёстке улиц Петропавловской и 25 Октября, по проекту пермского архитектора А. Б. Турчевича в 1888 году, для купеческой семьи Тупицыных, пионеров фосфорного производства в Российской Империи. Является памятником градостроительства и архитектуры города Пермь.Ранее на этом месте с 1873 году стоял полукаменный дом Ташлыкова, а ещё ранее - снесённый из-за ветхости деревянный особняк чиновника Макке. Трехэтажный, каменный дом с двумя башенками, имел удачное расположение в центре города.
Братья Тупицыны сдавали дом в аренду. В нём находилось управление контроля железной дороги, около года в доме проживал медик, педагог и историк-краевед Василий Никифорович Шишонко, являвшийся мужем сестры Тупицыных Веры Евграфовны.особняк Тупицыных был приобретён Крестьянским поземельным банком, который размещался в нём вплоть до закрытия 25 ноября 1917 году в соответствии с декретом Совнаркома "Об упразднении Государственного дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков После закрытия банка с 1 октября 1918 году в здании обосновались 3-я армия Красной Армии, Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией. В который входили профсоюзные организации, в том числе. Рядом с ними был организован радиоузел, позволивший принимать в Перми радиопередачи из других городов. В 1938 году бывший дом Тупицыных заняли органы Госбезопасности. К особняку был возведён дополнительный пристрой с третьей башенкой. Ныне здесь находится Управление ФСБ России по Пермскому краю.
Впрочем, владелец, как выяснилось, был личностью довольно неординарной. Ну кто бы еще додумался создать мощнейшее и самое передовое на тот момент производство - в буквальном смысле, на костях. Поначалу аптекарь Евграф Козьмич Тупицын занимался химическими опытами просто так, для души. Обустроив химическую лабораторию... в собственной бане. Возможно, тогда-то и пошла о нем и о его доме не то что бы недобрая, но эдакая вот... сторожкая молва. Нечисто, дескать, там. То бурлит, то дымит, то искрами разноцветными сыплет, то дух едкий валит, ровно из преисподней. В общем, варил-варил аптекарь свои зелья, да и сварил (может, и ненароком!) отличнейшую глазурь для фарфоровой посуды. Заводик открыл, торговлишка пошла бойкая. Солидным человеком, вроде, стал. Да опять взялся за старое. Снова повалил из его баньки едкий дым, забурлило-закипело в колбах и ретортах. А по ближним деревням клич бросил: "Покупаю кости! Коровьи, свиные, али козьи!". Потому как занялся неугомонный Тупицын производством фосфора. Да такого, чтобы не хуже дорогого аГЛиЦкого выходил, а стОил не в пример дешевле. И построил, в конце концов, первый русский фосфорный завод на Данилихе. А следом еще два пришлось открыть - гончарный да кислотный.
Разбогател, словом, на своих странных опытах аптекарь. Больше половины российского фосфора с его завода шло. Вот уж точно, если заниматься тем, к чему душа лежит - никогда внакладе не останешься.
Да вот беда - помер бывший аптекарь рано. Надышался своих адских зелий. Самую малость не дожил до Всероссийской Художественно-промышленной выставки. До Серебрянной медали, как сказано в дипломе "за основание фосфорного завода и выделку фосфора очень хорошего качества при весьма значительных размерах производства". Впрочем, как знать... Может, и по сию пору колдует он над своими тиглями да ретортами, как луна в полную силу войдет. Только дом его сейчас очень серьезные люди заняли. Не верят они во всякое такое. Да и во что поважнее не сразу поверят. Работа у них такая.
Ну а мы движемся дальше. К самому, пожалуй, мрачному дому в нашем городе. Известному по городским легендам, как Дом С Кикиморой.
И вот мрачная громада нависает над нами, удивительно вписываясь в мрачную серость неба.
Даже на ажурный мостик возле здания - никуда не ведущий, непонятный, просто так, для красоты поставленный - что-то очень уж не хочется ступать. Кто его знает, между чем и чем он поставлен. И что вообще тут делает, где ни речки нет, ни ручйка, ни даже лужи завалящей.
Ну а в самом доме, кажется, можно ужастики без монтажа снимать. Угрюмые кирпичные стены
Чугунные решетки и старинные фонари в глубине заброшенного сада
Полуразвалившиеся башенки, некогда увенчаные церковными куполами, на вершинах которых вместо крестов теперь торчат обломки кирпичей, да пробиваются между ними чахлые деревца и стебли бурьяна.
Словом, если хотите узнать, как трясутся поджилки - милости просим к этому... уютному домику. То бишь, к мирной сельхозакадемии.
А Проводник тем временем, еще поднагоняет жути.
В старину на месте главного корпуса сельхозакадемии был дом потомственного дворянина Елисея Леонтьевича Чагина. Был он в солидном чине - советником уголовной палаты. При этом был человеком скупым и жестоким, со своей дворней обращался плохо, мог высечь за малейшую провинность. И вот такой господин решил построить себе дом - большой и роскошный. Но будучи человеком прижимистым, Чагин хотел провести все работы подешевле. В результате дом лет десять стоял без отделки, пока хозяину не пришла в голову замечательная идея - использовать для этих целей надгробья с городского кладбища. Вышло дешево и сердито.
На свои именины в новом доме Чагин пригласил весь городской бомонд. Все шло прекрасно. Ровно до того момента, когда в обеденную залу торжественно внесли огромный именинный пирог. Едва музыканты сыграли бравурный марш, и лакеи ловко сдернули с пирога окутывавшее его покрывало - зала тотчас же огласилась криками ужаса, шелестом юбок вполне себе непритворно оседающих в обморок дам, и топотом ног убегавших в панике гостей. Потому что на румяной корочке пирога оказались изображены череп и кости. Изрядно перетрусившие отцы города при виде такого, с позволения сказать, угощения, в ужасе разбежались. Самого же Чагина хватил удар, от которого он вскорости и умер. Вот уж и вправду скупой платит дважды. По самым неподъемным счетам.
Впрочем, эта леденящая кровь история вполне могла обойтись и без всякой мистики. Просто рисунок одной из кладбищенских плит, из которых была сложена печь, остававшийся незаметным, когда кухарки сажали в ту печь небольшие будничные караваи, вполне мог отпечататься на огромном пироге. Причем, по мнению краеведа Дмитрия Смышлява, эдакий... карамболь мог выйти и совсем неслучайно. Слуги так отомстили хозяину за его... доброту и ангельский характер.
А вскорости после этого жуткого происшествия по городу поползли слухи, будто бы подвалы зловещего дома полны человеческих костей. А в окнах его то и дело мелькает неясный силуэт. А во время пожара 1842 года необитаемый чагинский дом один на всей улице не пострадал от пламени. И некая почтенная горожанка, прийдя в полицейский околоток, клялась, что видела в слуховом окне того дома маленькую сухонькую женщину, которая махала на огонь белым платочком. Пермяки опознали ее как кикимору - мелкую нечисть, с которой водил дружбу покойный советник. Правда это или нет, но дом решили от греха подальше снести. А потом на его месте возвели настоящий дворец - Мариинскую женскую гимназию, нынешнею сельхозакадемию. И кикимора вроде больше не появлялась. Хотя кто знает... Во всяком случае, гимназистки в своих дортуарах по ночам не раз видывали полупрозрачный женский силуэт.
И снова движемся дальше. Еле слышимый жалобный звук детского плача приводит нас к дому Николая Мешкова.
Богатого пароходчика, известного мецената и благотворителя, создателя Камской пароходной флотилии и организатора Пермского университета. Более того, этот человек однажды спас всю Пермскую губернию от голода. В 1891 году на Прикамье обрушилась сильнейшая засуха. Несколько уездов пострадали от неурожая. Пермское земство должно было доставить в эти районы более 400 тысяч пудов семенного зерна. Но предварительно необходимо было где-то закупить это зерно. На эти цели губернская земская управа выделила почти полтора миллиона рублей и выдала их Мешкову. Под честное купеческое слово. Без всяких торгов и залогов. И тот доставил необходимое количество зерна, не взяв себе при этом ни гроша за работу. Сколько денег получил - на столько и закупил.
Ну казалось бы, какие такие жуткие тайны может скрывать в себе этот удивительно роскошный особняк, построенный известным пермским ахитектором Александром Турчевичем, и чем-то неуловимо напоминающий дома Петербурга?
Реплика в сторону: архитектор Александр Бонавентурович Турчевич, по чьим проектам в Перми построено больше сотни удивительно красивых зданий, был человеком весьма неординарным. Начать хотя бы с того, что талантливый архитектор Турчевич, создавший и возглавивший "Строительно-техническое бюро Турчевича", и не менее талантливый актер и режиссер А. Глумов, который в 1884 году руководил в пермском театре постановкой драмы "Горе от ума" - это один и тот же человек. Вот уж точно - тот, кто талантлив - бывает талантлив во всем.
Впрочем, вернемся к таинственному дому
Что за ужасы могут скрываться на ступенях его удивительно красивой лестницы?
И какие зловещие призраки витают над чугунным кружевом ажурной решетки?
Все самые жуткие вещи, как правило, творятся именно в подземельях. А потому, храбро стуча зубами и коленками, мы спускаемся в подвал этого загадочного дома.
Стрррашно, аж жуть! Хотя, на самом деле, это всего лишь вход в Пермский краеведческий музей, находящийся в этом доме.
Но, если верить городской легенде (а почему бы, собственно, ей и не верить?) - по ночам в этом доме то и дело слышен детский плач, женские стоны и вздохи. Хотя сотрудница музея и убеждает нас, что ничего подобного ни разу не слышала,но такие легенды на пустом месте, как правило, не появляются.
Известно, что пароходчик и меценат Мешков был бооольшим жизнелюбом (как это говорят о бизнесменах и академиках. О слесаре Васе, ударившемся в такого рода похождения, его любимая тёща выразилась бы вельмИ иначе. Предварительно вооружившись скалкой).
В общем, по городу в те времена ходили упорные слухи о женщинах, тайно посещающих этот дом по ночам, и возвращающихся обратно с крупными купюрами в руках. Случалось (и часто случалось), что в результате утех рождались дети. Боясь дурной славы, матери ночью приносили малышей к дому Мешкова и оставляли на крыльце. Большинство детей купец пристраивал в благотворительные приюты. Но некоторые из них не доживали до утра - замерзали. Их души и рыдают по ночам в особняке.
И, если уж зашла речь о женских слезах, а такО же о смерти и о любви - самое время направиться в сторону старого кладбища. Правда, то, что сотворили с этим кладбищем ретивые белозубые комсомольцы-добровольцы в те времена, когда все вокруг так бодро и весело рушили старый мир до основанья, а затем... - ни в голове, ни в сердце у нормального человека не укладывается.
Когда-то здесь располагался самый главный собор Перми - Кафедральный. Тут же стояли дома для священнослужителей, монастырская гостиница, были сад и кладбище. На этом кладбище были похоронены губернаторы, статские советники, монахи, врачи, то есть люди, которые много сделали для Перми и пермяков. После революции кладбище разрушили: бравые комсомольцы на субботнике сломали решетки и вынесли надгробия. А на освободившемся месте разместили зоопарк. И с тех пор (как уверяют, еще с 20-х годов прошлого, ХХ века) в архиерейском комплексе поселились призраки. Уже почти сто лет люди рассказывают о странностях, происходящих здесь по ночам. Ночные сторожа картинной галереи уверяют, что часто слышат таинственные звуки и шаги в пустых залах. А горожане, гуляющие вечерами по набережной, не раз видели блуждающий свет в проемах окон.
Одна из самых жутких легенд этого места связана с последним архиепископом собора - Андроником. После революции красные комиссары заставили его собственноручно выкопать себе могилу, и похоронили в ней заживо. С тех пор в залах галереи нет-нет да и появляется призрак монаха в черных одеждах.
А на бывшем кладбище, говорят, можно заметить полупрозрачную фигуру женщины в белом. Как уверяют, это призрак Елизаветы Ивановны Любимовой - жены мецената и общественного деятеля, городского головы Перми - Ивана Ивановича Любимова. История жизни и любви этой удивительной семейной пары достойна отдельного рассказа.
Елизавета Ивановна была родом из Екатеринбурга, из семьи известных купцов Рязановых. Ее выдали замуж в Пермь, за купца 1-й гильдии Ивана Ивановича Любимова. Он стал прекрасной партией: крупный предприниматель, владелец заводов и собственного пароходства, уважаемый в Перми общественный деятель. Значительная разница в возрасте не помешала семейному счастью молодоженов. Елизавета Ивановна была замечательной женой и советчицей мужа в деловых вопросах. Чета Любимовых проживала в двухэтажном каменном особняке, построенном специально для них по проекту все того же Александра Турчевича. Здание находилось в саду, ниже тротуара. С правой стороны дома был небольшой фонтан, который уничтожили в 1970-х годах. С улицы во всю длину усадьбы шла красивая чугунная решетка на высоком каменном фундаменте (сейчас от нее осталась лишь небольшая часть). От калитки до центрального входа вела лестница, заканчивающаяся большими чугунными вазами для цветов. В саду среди множества цветов была театральная площадка. В темные августовские вечера гости могли посмотреть здесь кинофильм или послушать концерт. А сейчас в этом доме находится пермский ТЮЗ.
Смерть любимого супруга в 1899 году стала для Елизаветы Ивановны трагедией. Управляться с огромным наследством ей помогали брат мужа Михаил Иванович Любимов и его сын. Сама же она полностью посвятила себя благотворительной деятельности. На деньги Любимовой был построен и содержался вдовий дом, где оставшиеся без мужей женщины с детьми получали бесплатное жилье. 25 лет Елизавета Ивановна заведовала губернским детским приютом, вкладывая значительные суммы в его обеспечение. Купчиха участвовала в открытии торговой школы и даже пожертвовала ей свою библиотеку, была пожизненным членом научно-промышленного музея. Активная попечительская деятельность Любимовой заслужила высочайшее признание. За отличные, усердные, полезные труды по Пермскому приютубыла пожалована Мариинским знаком беспорочной службы I степени и браслетом с рубином и бриллиантами ценой в 800 рублей. Этим подарком императорской четы Любимова очень дорожила.
После революции наступили тяжелые времена: война, разруха. Новая власть лишила Елизавету Ивановну ее дома и всего состояния. Свои дни Любимова доживала во флигеле рядом с особняком, где раньше была дворницкая. Часто видели ее на Архиерейском кладбище у могилы мужа. Несмотря на крайне бедственное положение, в котором она оказалась, императорский подарок бережно хранила и не продавала. По легенде, предчувствуя скорый конец, рубиновый браслет вдова отдала кладбищенскому привратнику в обмен на обещание ухаживать за могилой Ивана Ивановича.
Осенью 1918 года Любимова исчезла. Нет никаких сведений о ее смерти и погребении.
Как уверяют актеры ТЮЗа, Елизавета Ивановна не захотела покидать свой любимый дом и стала его хранительницей. Актеров театра соседство с призраком не пугает, все почтительно отзываются о старой хозяйке. Одна беда: иногда у актрис пропадают их лучшие платья.
И, наконец, еще одно жутковато-таинственное здание - Пермский институт Культуры. Его странности начинаются прямо с конструкции здания. Дело в том, что здание не имеет фундамента в общепринятом смысле. А потому выглядит наклонным. И потихоньку сползающим в сторону Камы. Когда в конце 1918 года войска Колчака заняли Пермь, в здании разместилась контрразведка. Если верить жутковатым слухам - в подвале колчаковцы пытали пойманных большевиков и их сторонников, трупы тут же в подвале засыпали землей. Позднее, в начале 1920-х годов здание, требовавшее больших затрат на отопление, освещение было заброшено и стало разрушаться. Растащили мебель (в городе было плохо с дровами), сломали окна, печи.
Сейчас в свежеотремонтированном здании находится Пермский институт Культуры. Увы и ах, мы так и не успеваем хорошенько рассмотреть великолепные лестницы, строгие коридоры и сводчатые потолки.
Меры безопасности в институте весьма суровы, и нас оччень настоятельно просят покинуть помещение.
И, похоже, на сегодня наш путь закончен. Призраки улетают прочь, вспугнутые звоном колоколов новой церкви
Но загадок, тайн и чудес в нашем городе еще более чем достаточно. Еще не разгадана Тайна Чёрной Дамы, не пройдены подземелье Чернобога и секретные катакомбы под центром Перми.
Так что - присоединяйтесь! И, да, конечно же
Продолжение следует!