Психология в транспортной политике. Часть 1.

Jan 28, 2016 23:37

Продолжаем нашу увлекательную серию постов о психологической стороне заурядных, казалось бы, муниципальных мероприятий. Я все сокрушаюсь, что власти продолжают недооценивать влияния социума. При том, что правительство официально признает нынешнюю эпоху информационных войн и где-то там, в высших эшелонах таки сидят социологи и политтехнологи, вполне успешно рулящие потоками народного недовольства, то на местном уровне наблюдается полный провал в попытках доносить свою позицию. Абсолютно любая информация, исходящая из администрация принимается лживой, продажной, в лучшем случае лукавой. Против нее стабильно поднимается недовольно гудящий рой возмущенных жителей.
Самое смешное в этой ситуации, что именно такие вечно недовольные граждане в итоге оказываются невольными подельниками нечистых на руку чиновников. Что они делают:
1. Создают стабильно негативный фон. При нем чиновникам совершенно не нужно прислушиваться к народу. Они априори начинают считать, что поганенький у нас народ, всегда недоволен, а значит и стараться нечего. Не забывайте, что чиновники тоже люди (неожиданно, правда?) и на них тоже влияет и социальное давление и тенденции и настроения.
2. Создают шумовую завесу. Басню про мальчика и волков помните? Так вот, скажите, насколько вас удивляет фраза, что чиновники воруют? Об этом говорят так часто и так плотно, что этим шумом можно спрятать что угодно. Хоть фильм про Чайку. И ведь спрятали же.
Вполне возможно, что эту волну пустили "из центра" еще много лет назад и сейчас мы видим закономерные результаты. И оно отлично работает до тех пор, пока местные власти не начинают делать что-то хорошее.
И даже неважно почему. Иногда что-то хорошее получается случайно. Иногда появляется молодой специалист, который горит инициативой (до тех пор, пока население ему не напихает за все десятилетия ошибок его предшественников), иногда от безысходности. Просто потому, что невозможно оставлять эту ситуацию и надо делать хоть что-то. Ну или просто появляется новый начальник с новой командой и ему надо начинать с чего-то хорошего.
По сути, совершенно неважны мотивы, по которым делается хорошее дело. Наша задача - уцепиться за хорошее начинание и максимально ему способствовать теми малыми силами, что мы имеем.
Критиковать то у нас все мастера. Я вот дословно знаю, как обустроить страну и наладить экономику. Именно поэтому я пошел в такси» - слишком частая позиция. Критиканство и поучительство у нас стало национальной идеей. Неудивительно конечно после страны Советов, но ведь надо как-то жить дальше.
Эта самая страна Советов оставила нам тяжелое ментальное наследство. Пройдя через сифон девяностых годов, продукт получился не только шипучим, но и гремучим. Обрывки советских идеалов и методик, постулаты о народности, но прикрученные к личной заинтересованности и погоне за капиталистическими благами. Хотим строить личную Европу, но старыми методами и конечно же за чужой счет. Краснодар располагает шикарными примерами - это личные дворцы за высоким забором, возле которого вымощена красивой плиткой парковка для шикарного авто. Целые улицы таких дворцов. Правильно, разбитые улицы, все в ямах и колдобинах. Без единого фонаря. VIP-гетто - это не случайное недоразумение, это закономерный результат последовательной социальной политики.
И послушайте, это не какие-то особенные плохие люди. Есть всякие примеры. И бандиты и цыгане и колхозники, дорвавшиеся до бабла. Но этот маленький колхозник спит в каждом из нас. Всем нам нравится роскошь и китч в некоторой степени. Все мы понимаем, что живем в нестабильной стране и как быстротечен может быть тут успех, если сразу его не огородить и со всеми не договориться. Хороший вкус, он редко появляется на пустом месте. Для этого нужно либо долго жить в благополучной среде, либо долго её наблюдать и учиться.
Я не обвиняю и не упрекаю. Это один из многих примеров, когда рядовые примеры не рассматриваются по причине их банальности и обыденности. Но когда начинаешь работать с большим количеством людей, с городским планированием - надо начинать вглядываться в социум и докапываться до истоков эмоций.
Давайте поучимся вот так вглядываться в социум. Не принимать на свой счет, не выискивать в тексте намеки на известных личностей или своих знакомых. Пустяк, правда? Но на деле это одна из наиболее серьезных социальных проблем. И серьезна она в том числе своей незаметностью.
Мы не чувствуем себя одним народом. У нас общество воинствующих индивидуалистов. Урвать свой кусок и огородить его от остальных. Единственное, что может сплотить - это социальные группы. Группа автомобилистов, например.
Тоже мне открыл Америку, скажете вы. Ну да, невелико прозрение. Но в разрезе транспортной политики очень уж сильно бросилось в глаза. Я довольно длительное время провожу в участии или наблюдении за сетевыми спорами, разговариваю с разными людьми и вживую. Когда речь идет о полосе общественного транспорта, о платных парковках, даже о велодорожках - включается режим максимального индивидуализма. Как будто я лично зубами вырываю право управлять автомобилем. Хотя последовательный индивидуалист радовался бы транспортным реформам, голосовал бы за полосы выделенного транспорта и велодорожки всеми руками. Потому что чем меньше на улице авто - тем быстрее он поедет. Чем больше парковок сделают платными - тем больше шанс быстро найти место.
Однако нет. Тут включается наше темное коллективное прошлое. Цеховая солидарность автомобилистов. Даже если у тебя автомобиля нет, нужно поволноваться за знакомых. Никто не берет в расчет социум целиком. Интересы города в целом никого не интересуют. Пешеходы не являются социальной группой. Они как-бы и людьми не являются, как только ты выходишь из автомобиля - ты сразу исчезаешь из социального фокуса, растворяешься в безликой массе. У тебя больше нет прав и потребностей. До тех пор, пока не добежишь до следующего объекта социальной группы. Торгового центра, например.
Все это делает споры в хороших начинаниях особенно ожесточенными. Люди просто не принимают доводов «за», они не доказывают, они навязывают свою точку зрения.
Впрочем, тут еще много аспектов. В следующих статьях продолжим рассуждать. Подключайтесь в комментариях, это на самом деле интересно. И может есть у кого знакомый практикующий социолог?

общественный транспорт, социальное, парковки, автомобильное, ВелоИнфраструктура

Previous post Next post
Up